|
|
|||||
Интервью
С.Тыркин
Его фильм «Космос как предчувствие» победил в неслабом конкурсе только что закончившегося Московского кинофестиваля. Он - явно новая глава в творчестве этого интересно и очень качественно работающего режиссера, вовремя сменившего салонную драматургию Дуни Смирновой на философскую и мускулистую кинопрозу Александра Миндадзе. Его новая картина - и захватывающая человеческая история, разворачивающаяся на фоне взлета надежд, порожденных хрущевской оттепелью и первыми космическими прорывами, и непросто открывающийся ларчик с двойным, тройным смыслом. Выдавать ключик от него режиссер не торопится.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО Алексей Учитель родился в 1951 году в Ленинграде. Сын режиссера-документалиста Ефима Учителя. В 1975 году окончил ВГИК. В качестве режиссера и оператора снимал документальные картины, в том числе такие известные, как «Рок», «Обводной канал», «Баттерфляй». В игровом кино дебютировал в 1995 году фильмом «Мания Жизели». Поставил картины «Дневник его жены» и «Прогулка». Актерский подвиг двух Жень - Между фильмами вы обычно берете большие паузы...
- А «Космос...» начали снимать через несколько месяцев после премьеры «Прогулки» на Московском фестивале. Съемочный период был очень долгим - действие картины разворачивается на протяжении всех четырех времен года. Особенно много времени отняли эпизоды плавания двух Евгениев - Миронова и Цыганова - в холодной воде. - Вода на самом деле была ледяной? Или зимний северный городок снимали в августе на Черном море, как это иногда бывает в кино?
- «Водные процедуры» снимались сначала на Финском заливе, а потом и вправду в более теплых краях, в Феодосии. Но и там температура воды была не выше 12 градусов. Оба Жени совершили актерский подвиг. Больше трех «ходок» в воду не выдерживали даже каскадеры в гидрокостюмах. Актеры делали те же самые три дубля, но практически в чем мать родила! Однажды им пришлось проплавать больше двух минут. Поверьте, это немало. Но настрой был такой, что никто не заболел! Цыганову плавать пришлось больше, чем Миронову. Финский залив, зима, лед. Мы договорились с Женей, что он зайдет в воду по колено, а нырнет за него уже каскадер. Но я не крикнул «стоп», и Цыганов пошел дальше. Я остановил его, только когда он уже приготовился нырять. И нырнул бы, я в этом не сомневаюсь! - C Цыгановым, только что снявшимся в «Детях Арбата», в наше кино наконец-то пришел настоящий мужчина.
- Мне важно, чтобы актер чем-то был похож на героя, которого он играет. И Цыганов действительно чем-то напоминает своего персонажа, Германа. Он весь в себе, мало говорит, тихо «варит» что-то в своем котелке. Абсолютно лишен пустоты, все тщательно обдумывает. Никогда не выражает открыто свои сомнения или непонимание, что мне как режиссеру не всегда удобно. Например, он слишком пытался понять, почему его герой хочет бежать за границу. А современный молодой человек просто не может понять некоторых cовершенно обычных для 60-х годов вещей. И я просил его реагировать на них так, как будто действие фильма происходит в наши дни... «Ради Миронова я отложил съемки» - Миронова утвердили без проб?
- Я даже съемки отложил - ждал, когда он в «Идиоте» закончит сниматься. «Космос...» мы должны были снимать еще до «Прогулки». - Миронов сейчас активно пробует себя в героическом амплуа. А у вас вновь изображает добродушного, малахольного Конька. Вы не хотели снять его в роли, которую сыграл мужественный Цыганов?
- Вы точно попали в цель. Когда мы начинали работу над фильмом, я ведь как раз и хотел, чтобы Женя сыграл Германа. И я не сомневаюсь, он бы здорово это сделал! Но тогда я бы не смог найти актера на роль Конька! Улыбка Гагарина - По-моему, ваш фильм о том, что с точки зрения космоса незаменимых людей нет. И на месте первого космонавта мог быть и Герман, и тот же Конек.
- Известно, кто был среди претендентов на первый полет. Миндадзе ведь неспроста назвал одного из главных героев фильма Германом. Но что бы было, если первым землянином, отправившимся в космос, был не Гагарин? - Мир лишился бы, пожалуй, только его улыбки!
- Но это ведь и важно! Королев был гениален не только в своих научных расчетах. Он был гениальным психологом и выбрал Гагарина совсем не случайно. «Завод», который исходил от этого парня, был колоссальным. Я просмотрел много хроники, готовясь к картине. Запомнились потрясающие кадры, снятые на Кубе. Под тропическим ливнем толпы приветствуют Гагарина. Публичный дом времен войны - А к сценарию Рогожкина «Дом» еще вернетесь?
- Я очень хочу снять эту картину, но проблема в том, что она может быть только международным, совместным проектом. Речь пойдет о публичном доме (который, разумеется, назывался клубом), открытым по договоренности между Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом с целью «обслуживания» членов экипажей кораблей союзников, во время войны поставлявших оружие и продукты через Мурманск в Архангельск и Северодвинск. Работали в нем не проститутки, а специально набранные красивые, образованные, со знанием языков женщины. Выбора у них не было: либо «дом», либо лагерь и лесоповал. Сценарий Рогожкина - тот редчайший случай, когда интересная, «высокохудожественная» история обладает большим коммерческим потенциалом. Причем не за счет голых тел: их там вообще не будет. Без английских и американских актеров снимать такую картину нет смысла. Приглашать на роли иностранцев прибалтов, как это было в советском кино, я не хочу и не буду. Запустить этот масштабный дорогой проект с американцами пока не удалось. Сейчас мы ищем европейских партнеров.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|