|
|
|||||
Интервью
Паоло Мастролилли
Интервью с советником Буша Джеймсом Вулси
Бывший директор ЦРУ неустанно повторяет слова: "Чтобы попытаться спастись от терактов, Италия должна усилить контроль над исламской общиной. Мы не хотим объявлять войну мусульманам – их более полутора миллионов человек, и нам не нужно столько врагов. Однако мы должны научиться отличать исламских Торквемада от мифов францисканских монахов, которыми они кормят бедняков". Джеймс Вулси – человек, которому президент Буш поручил расследовать связь между Саддамом Хусейном и терактами 11 сентября, таким образом, он тот, кто оказался на переднем крае борьбы с терроризмом с самого начала. - Кто нанес удар по Лондону?
- Эксперты пытаются выявить как местные ячейки, так и следы марокканцев и сирийцев, аз-Заркави или старой "Аль-Каиды", и все они совершают одну большую ошибку. Кто сказал, что все эти элементы не могут работать вместе, что им не помогает какое-то государство? Я не удивлюсь, если в конце концов мы выясним, что лондонские теракты стали плодом международного заговора, осуществлению которого способствовали такие правительства, как, например, правительство Дамаска. - Давайте по порядку. Это правда, разведка подозревает "доморощенных" террористов, иными словами, ячейки, созданные и сложившиеся в Великобритании?
- Если судить по исполнителям, можно думать и так. Здесь сотни мусульман или арабов, британских граждан, у которых имеются связи с террористическими группами, которые прошли подготовку в лагерях "Аль-Каиды" в Афганистане или сражаются в Ираке. Многие из них – люди, не вызывающие никакого подозрения, без уголовного прошлого, абсолютно нормальной внешности, которые даже изучали инженерные науки в университетах. Их очень легко завербовать в мечетях или других исламских заведениях. И с точки зрения спецслужб, они все могут быть использованы в оперативной работе. Для них, например, создать бомбы, подобные взорванным в Лондоне, – детская игра. - Возможна ли причастность аз-Заркави, главы "Аль-Каиды" в Ираке?
- У него были связи с Великобританией, и он располагает всеми средствами, какими может пользоваться в Ираке. Мы не можем этого исключать. - То же самое можно сказать и о сирийском следе Мустафы Насара и марокканском следе аль-Гербузи?
- Ошибочно думать, что они не могут работать скоординировано. Некоторые эксперты по идеологическим соображениям упорно отвергают предположение о сотрудничестве между суннитами и шиитами, иранцами и иракцами, баасистами и боевиками "Аль-Каиды". Хотя на практике мы видели абсолютно обратное. Не исключено, что это была операция, в которой каждый сыграл свою роль: Усама бен Ладен стал вдохновителем, аз-Заркави и баасисты предоставили взрывчатку и лондонские контакты, европейские группы располагают собственным опытом на местах, молодые лондонские экстремисты стали рабочей силой, и даже Сирия предоставила паспорта или, возможно, транспортные средства. Вековой арабский тоталитаризм готов работать с суннитскими и шиитскими экстремистами. С 70-годов и по наши дни ваххабитская секта из Саудовской Аравии предоставила в распоряжение террористов около 90 млрд долларов – с такими средствами можно вести любую войну. - Некоторые аналитики говорят, что выбор "мягких целей" свидетельствует об ослаблении "Аль-Каиды" или о смене ее стратегии.
- Еще одна огромная ошибка: давать оценку здоровью терроризма по последней операции. Мы должны усвоить, что находимся на войне, и эта война продлится несколько десятилетий. Чтобы одержать в ней победу, нужны четыре вектора: следует распространять демократию в этой части мира, потому что мы не можем относиться к арабам как к нашим поставщикам бензина и не обращать внимания на то, в каких условиях они живут; снизить зависимость Запада от нефти, потому что деньги, инвестируемые в эту сферу, очень часто попадают в карманы террористов; укреплять наши экономики, общества и инфраструктуры, от обычных электростанций до АЭС, чтобы иметь возможность сопротивляться и выжить в условиях любых атак; выявить исламских фанатиков (Торквемада), которые подогревают ненависть, и нейтрализовать их. - Италия боится оказаться следующей мишенью.
- Террористы хотят расколоть фронт, который им противостоит с 11 сентября, этим объясняются атаки в Мадриде и в Лондоне. Смелость имеет цену, и мы должны быть готовы заплатить эту цену. Список задач очевиден: Италия, Австралия, Япония, Дания и Польша. Однако никто не может предвидеть последовательность нанесения ударов, к тому же они могут попытаться нанести удар и по Соединенным Штатам. - Что мы должны сделать, чтобы защититься?
- Вы можете усилить меры безопасности, но такие теракты, как этот, могут быть спрогнозированы разведслужбами. Необходимо внедрять своих агентов в исламские общины, прежде всего в ваххабитские секты, мечети, где проповедуют экстремистские имамы, чтобы иметь доступ к информации по ситуации в общине, о том, что может произойти. Мы не хотим объявлять войну исламу, но мы не можем оставить поле боя проповедникам ненависти. - Отношения между Италией и Соединенными Штатами подверглись испытанию в связи с похищением миланского имама Абу Омара, прокуроры потребовали арестовать 13 агентов ЦРУ. Возможно, что правительство Рима не знало об операции?
- Италии следует воздать должное за ее участие в борьбе с терроризмом. Именно это я и хотел сказать по этому вопросу. - По словам критиков администрации Буша, лондонские взрывы свидетельствуют о том, что интервенция в Ираке не ослабила "Аль-Каиду", усложнив борьбу с терроризмом, вместо того чтобы облегчить ее. Что вы можете ответить на это?
- Довольно близоруко думать, что можно решить проблемы Ближнего Востока, не завершив партию с Саддамом Хусейном, верить в то, что террористы действуют без контактов с правительствами. Первое, что нужно для победы в этой войне, – распространять демократию и поощрять становление правовых государств во всем регионе. Афганистан и Ирак были первыми шагами в долгой серии, которая, как мы надеемся, не будет требовать постоянного военного вмешательства. Но было бы невозможно думать о распространении демократии без свержения иракского диктатора.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|