|
|
|||||
Интервью
Дидье Франсуа
Израильская армия полностью завершила эвакуацию поселенцев, проживавших на территории сектора Газа. Глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас отвечает на вопросы Libération и испанской газеты АВС. - Уход из Газы – это палестинская победа или стратегическое решение Израиля?
- Это не палестинская и не израильская победа. Это победа мира для всех – и для израильтян, и для палестинцев, потому что мы вернулись к диалогу, возобновили мирный процесс. Этот уход – только начало. - Однако ничего такого не предполагается для поселений на Западном берегу Иордана.
- У нас будут дискуссии на эту тему. Поселения на Западном берегу незаконны, как незаконны они в Иерусалиме и Газе. Они незаконны согласно резолюциям ООН и "Дорожной карте". Если говорится о том, что оккупации нужно положить конец, это означает, что эвакуация должна быть продолжена. Когда международное сообщество говорит о независимом палестинском государстве, оно включает в него и Западный берег. Это значит, что израильтяне должны вывести оттуда свои поселения. - Израильские руководители говорят, что уходят из Газы, чтобы надежнее сохранить поселения на Западном берегу.
- Если они так думают, то это большая ошибка. Если израильтяне хотят мира, они должны понять, что нужно положить конец оккупации палестинских территорий, захваченных в 1967 году. Впрочем, такова же позиция Джорджа Буша, который подверг критике расширение поселений и выступил за прекращение оккупации территорий, захваченных в 1967 году. Мы должны вместе с американцами убедить в этом израильтян. - Только что для удлинения барьера безопасности были конфискованы новые земли.
- Это одна из главных проблем для нас. Мы должны обязательно обсудить будущее Западного берега с израильтянами через американцев, так как США объявили о своей решимости добиться "замораживания" колонизации. Именно об этом сказал Буш, напомнив израильтянам об их обещаниях. Конечно, переговоры с израильтянами вести нам, но давление должно исходить от США и Европы. - С уходом из Газы было нарушено некое табу?
- Это будет зависеть от дальнейшего поведения израильского правительства. - Вы думаете, Шарон может пойти еще дальше, не вступив в конфликт с собственным общественным мнением?
- Не знаю. Я знаю, что ему нелегко. Я понимаю его трудности. Но я не знаю, воспользуется ли он этими трудностями как оправданием, или нет. Думаю, он может пойти дальше. Он доказал, что может это сделать. Но я не знаю, насколько далеко он может пойти. - Каким образом можно вернуться к переговорам, к "Дорожной карте"?
- Мы возобновим дискуссии, когда израильские солдаты завершат уход из Газы. Пока войска там стоят – может быть, они будут стоять еще месяц. Они могли бы уйти и быстрее. Когда они уйдут, мы вернемся к "Дорожной карте". Нам еще многое предстоит сделать, чтобы выполнить соглашение, подписанное в Шарм-эш-Шейхе, которое предусматривает уход израильтян из городов Западного берега, возвращение высланных и освобождение заключенных. - Готовы ли вы взять под контроль освобождаемые территории?
- Конечно, готовы. У нас много экономических проектов. Мы нуждаемся в помощи международного сообщества, чтобы улучшить положение палестинцев, особенно безработных. Население должно почувствовать быстрое улучшение ситуации. - Получили ли вы гарантий, что у Газы будет аэропорт, морской порт и сообщение с Египтом или Израилем?
- Для нас исключительно важно иметь эти коридоры: в противном случае Газа останется большой тюрьмой. Что касается порта, то здесь проблем нет. Израильтяне согласны на его строительство и через несколько недель мы начнем работы. Аэропорт остается предметом дискуссий. Израильтяне упорствуют и не хотят дать нам возможность его восстановить. Мы также ведем переговоры об открытии международного терминала в Рафахе. Египтяне помогут нам, а американцы заверили нас, что это и их намерение и они нас поддержат. Мы предложили, чтобы палестинцы контролировали одну сторону границы, а египтяне – другую. Если у Израиля есть сомнения, мы могли бы попросить помощи у третьей стороны. - Видимо, Шарону хочется, чтобы международное сообщество сказало, что он начал выполнять резолюции ООН.
- А достаточно ли этого? Я так не считаю. Это только начало. Ему нужно еще многое сделать, чтобы вернуться к "Дорожной карте". Эвакуировать 21 поселение здесь и четыре там, говоря, что теперь наш черед все выполнять, – так не пройдет. - Международное сообщество требует, чтобы вы разоружили "Хамас".
- С "Хамасом" и другими группировками мы ведем свой разговор. "Хамас" соблюдает прекращение огня, он согласился участвовать в парламентских выборах, участвовал в муниципальных выборах. Его руководители интегрируются в палестинскую политическую жизнь. Я думаю, что в будущем они преобразуются из движения в партию. Этой цели мы и добиваемся, когда говорим о том, что должна быть признана единая власть, имеющая право на применение силы и пользующаяся легальностью. - "Хамас" говорит, что потерял доверие к вам и вашему правительству.
- Наши отношения не имеют ничего общего с доверием или недоверием. Вопрос в том, в каких рамках мы действуем. Еще пять лет назад мы заложили основы совместной работы. Иногда лидеры "Хамаса" гневно протестуют против чего-то, но на практике они участвуют в работе комитета, созданного нами вместе с другими партиями и группами, чтобы контролировать ситуацию после эвакуации. И это приносит плоды. - Если исламисты победят на парламентских выборах, войдут ли они в правительство?
- "Хамас" примет участие в выборах, и если он на них победит, почему бы и нет? Если мы хотим строить демократию, то мы должны принимать все ее последствия. - Жители Газы напуганы ухудшением ситуации с обеспечением безопасности, случаями кровной мести, похищениями людей. Ваша полиция контролирует обстановку?
- Полицейский аппарат по-прежнему слаб. Мы пытаемся реорганизовать его и укрепить, чтобы построить правовое государство. Преступления и похищения случаются повсюду, даже в США. Хотя это не оправдание. - Почему Шарон говорит, что с вами ему работается лучше, чем с Арафатом?
- Не знаю. Может, он просто меня любит. Спросите об этом его самого. - Ваше правительство расположится в Газе?
- Нет, здесь мы находимся временно. Я останусь в Газе до завершения эвакуации. Потом вернусь на Западный берег – там у нас много работы.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|