24 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Дан вердикт ему - на Запад
11.10.2005
Игорь Седых

Швейцария приняла решение экстрадировать экс-главу Минатома РФ Евгения Адамова в США. Но тот вряд ли засидится за океаном

Евгений Адамов предстанет перед судом в Питсбурге и, если там будет вынесен обвинительный приговор, отбудет назначенный срок лишения свободы. И только после этого свое право на расследование дела сможет реализовать Россия.

Без вины виноватый?

Позади у Адамова - пять месяцев треволнений и крутых переломов. Арест, протесты адвокатов и правовые уловки следственных судей, перекидывание дела от одного суда к другому, признание ареста незаконным и отмена данного решения - экс-министру, что говорить, пришлось понервничать. В конце августа он заявил о согласии на упрощенную процедуру выдачи в Россию, хотя первоначально отказывался от этого. Расчет делался на то, что американцы согласятся передать его дело для рассмотрения в российском суде. Но янки, как и следовало ожидать, ответили отказом. Для них заполучить Адамова было делом чести. Не случайно запрос о его выдаче вместе с министром юстиции Гонсалесом подписала лично госсекретарь Кондолиза Райс. Полагаю, дело тут не в "атомных делах".

Тем более что США всегда высоко ценили заслуги Адамова по спасению ядерной отрасли России в период разрухи 90-х годов, приложенные им усилия по повышению безопасности ядерных объектов, в том числе печально знаменитых реакторов РМБК, один из которых стал причиной чернобыльской катастрофы. В данном случае задача скорее в том, чтобы на конкретном примере показать: коррумпированность российского чиновничества, вплоть до высших эшелонов, - повседневная реальность, предъявляемые Западом обвинения на этот счет - не политическая риторика, а руководство к действию. Инкриминируемые Адамову хищения совершались из государственной казны. И если в России многим это сходит с рук, то в США хищение казенных средств, будь то федеральная казна или небольшой муниципалитет, считается чрезвычайно серьезным преступлением.

Так виновен ли Адамов? Сам он заявляет о своей полной невиновности. Мол, использовал выделенную сумму в тех целях, на которые она и выделялась. Да, было дело, действительно переводил полученные доллары в свои компании, но при этом оплатил все необходимые расходы со своих же счетов в российских банках. Могли бы, между прочим, американские следователи приехать в Москву и лично убедиться в целевом использовании выделенных средств. Однако ж не едут.

Вот такая аргументация. Казалось бы, чего уж проще: предъяви квиточки переводов с соответствующим обменным курсом - и американское обвинение рассыпется в прах. Но не все так просто. Не получается что-то с квиточками. Адвокаты Адамова говорят, что их клиент вынужден был платить наличными, время, мол, было такое - дефолт. Поэтому ставка делается на показания свидетелей, то есть научных работников атомной энергетики, на которых и была ориентирована американская программа. И получается, что объективно невозможно установить, какие выплаты предназначались каждому из них по "смете" министерства энергетики США, и какие - пусть и огромные по российским меркам - зарплаты получали эти люди на самом деле. Между тем сами потоки денег через различные компании прослежены; американские власти в особенности настаивают на возвращении в казну неких неназванных крупных сумм со счетов Адамова в Монако.

Многие российские комментаторы выражают удивление: отчего это столько шума вокруг такой "небольшой суммы" - 9,6 млн.? Нет ли здесь тайного желания американских спецслужб вытянуть из Адамова некую секретную информацию? Такие рассуждения, видимо, призваны закамуфлировать гораздо более важный с точки зрения безопасности страны аспект дела.

Странные аргументы

Не странно ли, за все пять месяцев швейцарского сидения Адамова ни одна из соответствующих российских инстанций так и не озаботилась выяснением того, каким образом бывший "атомный министр" смог выехать на Запад (он получил визу на поездку еще в феврале)? Согласно закону РФ о гостайне, лица, допущенные к секретной информации, могут выезжать за рубеж только с разрешения лица или органа, ответственного за обеспечение сохранения гостайны.

Вызывают удивление и некоторые высказывания российских должностных лиц, отдающие, мягко выражаясь, незнанием международно-правовых норм. Так, министр юстиции Юрий Чайка, кстати, бывший генпрокурор, публично выразил сомнение, что Евгений Адамов после отбытия наказания в США будет выдан России, мол, между ними не существует договора о выдаче. Однако общеизвестно, что условия выдачи определяются не страной - получателем экстрадируемого лица, в данном случае США, но страной, определяющей экстрадицию, то есть Швейцарией. Между тем Швейцария поставила условием выдачи Адамова в США именно его последующую передачу России (причем в случае признания его невиновным - немедленно) и получила от американской стороны все необходимые заверения. Видимо, сомнения российского министра продиктованы тем, как он сам действовал бы в подобной ситуации.

Реакцию российского МИДа на швейцарское решение по Адамову тоже иначе как поспешной не назовешь. Оно, это решение, оказывается, вызвало на Смоленской площади "недоумение", ибо тамошние специалисты исходили из ими же придуманной посылки, будто "при наличии двух конкурирующих обоснованных запросов об экстрадиции преимущество имеет государство гражданства лица, выдача которого запрашивается". О том, что такой подход явно нарушает ключевые положения статьи 17 Европейской конвенции о выдаче, мидовские спецы почему-то не задумались.

Но еще более интересен другой мидовский аргумент, который широко используется в претензиях на российский приоритет: "Адамов обладает иммунитетом от уголовной юрисдикции иностранного государства в отношении действий, совершенных им в официальном качестве". Представьте, швейцарскому федеральному суду это видится несколько иначе. По логике швейцарцев, Адамов совершал инкриминируемые ему деяния в личных интересах. Если же он совершал их "в официальном качестве", значит, вопрос должен ставиться о государственном преступлении со стороны России. Однако, полагают судьи, невозможно представить, чтобы российское правительство уполномочило министра Адамова запустить руку в американскую казну ради 9,6 млн. долларов. Отсюда и был сделан вывод: служебный иммунитет Евгения Адамова не может распространяться на правонарушения, в которых его подозревают американские судебные власти.

К слову сказать, в случае с украинским премьер-министром Юлией Тимошенко (помните, когда наша Генпрокуратура после ее назначения на этот пост официально подтвердила, что не отзывает ордер на ее арест?) российский МИД отчего-то не вспомнил о "служебном иммунитете". Хотя в момент совершения инкриминируемых ей правонарушений Юлия Тимошенко входила в состав правительства Украины. Похоже, у нас умеют пользоваться двойными стандартами не хуже, чем на Западе.

На самом деле объясняется все просто: в сегодняшней России все больше дает себя знать синдром "осажденной крепости". Поиск врагов, только и мечтающих нам навредить, идет по всем азимутам. Вот и получается, что человек, обвиняемый судебными органами России и США в мошенничестве и отмывании денег, вдруг обретает ореол мученика и святой жертвы во имя Родины.

Что же дальше? До конца недели Евгений Адамов и его адвокаты должны определить тактику действий в создавшейся ситуации. В среду из США в Швейцарию прибыл главный адвокат Адамова Ленни Брюер, приобретший всемирную известность как защитник Билли Клинтона. В случае решения вести борьбу до конца у Брюера и Адамова будет 30 дней, чтобы подать протест. Но в любом случае Адамов, как предполагают многие юристы, вряд ли останется в США надолго. Американцы, скорее всего, предпочтут довольствоваться тем, что бывший министр будет признан судом виновным, но сам приговор не будет суровым - чтобы осужденного можно было как можно скорее сплавить в Москву. Мавр к тому времени уже сделает свое дело, и его может будет уйти.


 
Количество просмотров:
161
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.