2 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Юбилей «Евровидения»: Полвека китча
25.10.2005
Михаил Фоменко

Мало кто знает, когда и как появилось «Евровидение» - кажется, что оно существовало всегда. На самом деле идея международного музыкального конкурса появилась в середине пятидесятых годов XX века, когда члены Европейского Вещательного Союза решили сплотить страны Европы посредством «зрелищной развлекательной программы». Специальный комитет разработал идею песенного конкурса, и 19 октября 1995 Генеральная Ассамблея ЕВС постановила – «Евровидению» быть.

Через 50 лет, 22 октября 2005 года в Копенгагене состоялось торжественное мероприятие под названием «Congratulations». «Поздравления», понятное дело, адресовывались организаторам конкурса, его многочисленным участникам и зрителям, которые вот уже 50 лет это терпят. Как и ежегодный конкурс «Евровидение», юбилейное шоу в прямом эфире транслировалось во многих странах мира - в том числе и в России.

Впрочем, особо отчаянных фанатов «Евровидения» перспектива наблюдать праздничную программу по телевизору не устроила. Зал «Forum Arena» был битком набит зрителями, наверняка заплатившими немалые деньги за билет, чтобы воочию увидеть это пафосное ностальгическое шоу. И если многим простым смертным телезрителям оно показалось посредственным и унылым, то преданные фанаты «Евровидения» явно получали удовольствие от происходящего. Они бурно реагировали на имена артистов, простому слушателю ни о чем не говорящие, сходу распознавали запрятанные в текстах ведущих названия песен-победителей конкурса за все 50 лет и до последнего надеялись, что в конце произойдет воссоединение группы «ABBA».

Любопытно, что кроме таких вот преданных поклонников «Евровидения», существование которых не так удивительно (в конце концов, поклонники есть даже у певицы Натали), больше этот конкурс никто особо не любит. Российские зрители, к примеру, после каждой трансляции «Евровидения» только и делают, что обсуждают, какое это скучное и глупое шоу с примитивной музыкой, странными артистами и запахом нафталина. И тем не менее каждый год смотрят - в первую очередь чтобы узнать, «как там наши».

И неудивительно – ведь если в музыкальном мире в целом русская музыка находится где-то на задворках, то в парадоксальном мире «Евровидения» возможно все, и даже «наши» здесь могут иметь вполне заслуженный успех. В мире «Евровидения» нет времени, или по крайней мере оно течет настолько медленно, что это практически незаметно. Последние достижения в музыке здесь – пустой звук. Пространства в этом мире по сути тоже нет – независимо от того, откуда приехал артист, он может стать победителем. В один год последние места могут занять Англия, Франция и Германия – главные европейские музыкальные державы. В волшебном мире «Евровидения» российские исполнители могут за пять лет дважды войти в тройку лидеров. Первое место неожиданно для всех может отхватить даже Украина - чтобы в следующем году плестись в самом хвосте конкурсной таблицы, а затем в юбилейном шоу попасть в нарезку клипов «Спасибо вам за смелость» вместе с трансвеститами из Словении и прочими выдающимися фриками.

Самая идея соревнования между странами, пожалуй, единственное, что до сих пор обеспечивает «Евровидению» множество зрителей по всему миру. На юбилейном шоу в Копенгагене соревнование как будто было, но слишком уж неполноценное. Соревновались там 14 песен, названных главными хитами «Евровидения» за 50 лет существования конкурса. Из них, соответственно, выбирали самый главный хит всех времен и народов. Неинтересность соревнования усугублялась еще и тем, что его исход был ясен с самого начала. В том, что победит «Waterloo» группы «ABBA», никто и не сомневался. «ABBA» - это вообще талисман «Евровидения», защищающий его от всех нападок. Это чуть ли не единственный случай, когда конкурс открыл миру талантливых артистов и подарил им всемирную известность (прочие примеры вроде Селин Дион не в счет – тут «Евровидение» в становлении артиста практически никакой роли не играло). Этот единичный пример с «Аббой» организаторы сделали доказательством состоятельности конкурса и эксплуатируют его вот уже тридцать лет. С тем, что «Waterloo» стала самой известной песней «Евровидения», конечно, не поспоришь. Хотя в том, что она была лучшей за 50 лет, сомнений больше (лично мне «Volare» Доменико Модуньо кажется более удачной).

Таким образом, традиционного соревновательного интереса на юбилейном шоу «Евровидения» не было. Оставалось уповать на интересную концертную программу, но и тут надежда быстро умерла. Шутка ли – из четырнадцати претендентов на победу петь вышли только трое. С кем-то организаторам не удалось договориться, кто-то до пятидесятилетия конкурса не дожил, и в итоге «реанимация» старых песен сорвалась. Номера строились по одной схеме – на большом экране шла старая запись того или иного выступления, а на сцене в это время отплясывали молодые танцоры. Изредка к ним выходили сами исполнители, вроде греческой певицы Елены Папаризу.

Многие ждали, что по случаю славного юбилея на сцене появится и «ABBA». Ходили слухи о миллионах долларов, предложенных шведскому ансамблю за такой сюрприз. Но увы, даже миллионы не убедили бывших участников группы собраться вместе. Более того – когда по результатам зрительского голосования песня «Waterloo» была-таки объявлена главным хитом «Евровидения», оказалось, что получать награду некому. В зале не было ни одного участника «Аббы», и приз забрал представитель компании «Universal». Последний шанс сделать шоу хоть сколько-нибудь интересным растаял.

Что касается «наших», за которых обычно так переживают российские зрители, то среди 14 лучших хитов «Евровидения» российским песням места не нашлось. Хотя фрагмент выступления Филиппа Киркорова показали в нарезке «Самые очаровательные мужчины» (больше это было похоже на издевку – помимо Филлипа в той же категории фигурировало немало толстых, безумно накрашенных и безвкусно одетых исполнителей), а Алла Пугачева попала в подборку «Woman Power». На сцене же появилась только Алсу – не в конкурсной программе, а в попурри из песен «Евровидения» разных годов (напомню, что песня Алсу «Solo» заняла второе место в 2000 году). Где-то в зале в это время сидела певица Варвара, которая в финале российского отбора «Евровидения-2005» уступила Наталье Подольской. Менеджмент певицы в последнее время распускал слухи о том, что Варвара единственной из российских исполнителей приглашена на юбилейные торжества в Копенгаген. На самом деле роль Варвары была предельно скромной – в Данию она ездила по приглашению клуба OGAE Russia (Organisation Generale des Amateurs d'Eurovision Russia), просто присутствовала на праздничных мероприятиях, но на шоу не выступала. Зато, как рассказывают, певица вела активные переговоры с представителями делегаций других стран. Вероятно, это связано с тем, что в 2006 году она собирается снова подавать заявку на участие в конкурсе – но уже не от России, а от какой-нибудь другой страны.

В целом шоу «Congratulations» произвело впечатление более чем удручающее – даже обычные ежегодные конкурсы «Евровидения» в сравнении с юбилейной программой показались живыми и разнообразными. Зрителей с головой окунули в мир китча и пошлости, музыкальной ординарности и застоя, блесток и мишуры. Причем концентрация получилась губительной – все-таки 50 лет «Евровидения» сжали до двух с половиной часов.

Впрочем, одно достоинство у юбилейной программы все-таки нашлось – по ней можно было легко вычислить, когда именно «Евровидение» стало безвкусным фрик-шоу. Судя по нарезке выступлений разных годов, произошло это примерно в тот момент, когда черно-белые эфиры сменились цветными. Показательно, что в 1968 году, когда состоялся первый цветной эфир «Евровидения», гран-при конкурса получила песня под названием «La La La». Видимо, с тех пор «ла-ла-ла» и стало настоящей философией конкурса «Евровидение».


 
Количество просмотров:
160
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.