|
|
|||||
Интересное
Александр Храмчихин
Путин станет "самым эффективным менеджером" и войдет в список "Форбс".
Несмотря на внезапную активность прокуратуры, начавшей предъявлять новые обвинения «ЮКОСу» и его владельцам, Ходорковский и Лебедев всё же этапированы в колонию. Это противоречит первоначальным предположениям многих наблюдателей о том, что их оставят в Москве и будут предъявлять им новые эпизоды, обеспечивая бесконечный срок.
Поскольку никто и не предполагал, что к данному процессу хоть какое-то отношение имеет формальная законность, можно говорить о нескольких вариантах объяснения подобного развития событий. Возможно, над Ходорковским и Лебедевым изощрённо издеваются, пытаясь, всё-таки, сломить их морально, чего, вопреки всем ожиданиям, до сих пор не случилось. Их помотают по пересылкам, дадут немного обжиться на новом месте, после чего выдернут обратно в Москву, причём зимой. Предварительно закроют «Открытую Россию», отняв у Ходорковского последнее, что для него на сегодняшний день, безусловно, самое дорогое.
Не исключено, что имеет место обычный российский бардак – прокуратура довела дело до последнего и не успела предъявить Ходорковскому и Лебедеву новые обвинения, а грубо нарушать установленные сроки отправки осуждённых к месту заключения «правоохранители» не рискнули. Впрочем, этот вариант, в конечном счёте, сведётся к первому.
Наконец, есть ещё один вариант – в Кремле интерес к делу утрачен, там решили, что если прокуратура хочет им дальше заниматься, то пусть занимается, но это уже её проблемы. Если это так, то, видимо, Владимир Путин, действительно, решил, что президентом он больше не будет. Ни в 2008-м, ни в 2012-м. Он будет важнее президента, не неся при этом ответственности за страну, потому что эта ответственность ему уже смертельно надоела.
В пользу последнего варианта говорит приобретение «Сибнефти» «Газпромом». Экономический смысл сделки вызывает ряд вопросов. Почему, например, за одно и то же деяние одним дают 8 лет в колонии общего режима, а другому - $13 млрд? Зачем вообще госкомпании данный актив, тем более, что после этой покупки долг «Газпрома» приблизится к $25 млрд? Почему из российской экономики в таких гигантских количествах выводятся деньги - золотовалютные резервы, Стабфонд, «Сибнефть» - при постоянных стенаниях официальных лиц о нехватке инвестиций? Впрочем, вопросы заведомо носят риторический характер, поскольку в этой сделке, видимо, было больше политики, чем экономики.
Создаётся государственный супермонополист, от успешной работы которого будут зависеть не только Россия, но и, в значительной степени, Европа. Если Северо-Европейский газопровод по дну Балтийского моря действительно будет построен, это станет выдающимся успехом России, не только экономическим, но и политическим. Во-первых, на нашу «газовую иглу» ещё прочнее «подсаживается» Западная Европа (Россия явно хочет экспортировать газ даже в газодобывающую Великобританию), во-вторых, мы перестаём зависеть от Восточной Европы и «братьев» по СНГ, через которых сейчас идёт наш газовый транзит. До сих пор их газовая зависимость от нас отчасти компенсировалась нашей транзитной зависимостью от них. Если появится балтийский газопровод, мы можем делать с нашими бывшими сподвижниками по социалистическому строительству всё, что захотим. В результате глава нового «Газпрома» оказывается фигурой, как минимум, не менее важной, чем президент страны. И даже $25 млрд. долга не должны напрягать. Это тот случай, когда кредиторы зависят от должника, а не наоборот. Наконец, если «покупка» «Юганскнефтегаза» «Роснефтью» юридически, мягко говоря, небезупречна, то есть, в будущем у её нынешних владельцев могут возникнуть серьёзные проблемы, то с «Газпромом» и «Сибнефтью» всё прошло вполне чисто, при взаимном удовольствии сторон.
Есть подозрения, что главой этого монстра и станет нынешний президент. Если так и случится, то его позиции на данном посту могут показаться совершенно неуязвимыми. Тут можно не заботиться ни о Ходорковском, ни о «Единой России», да и судьба преемника не очень волнует. Кто бы ни пришёл к власти – против «Газпрома» пойти будет практически невозможно. Вспомним, какой неприступной фигурой был когда-то Рэм Вяхирев. Правда, сегодня все про Вяхирева уже забыли. И его пример, и, тем более, пример Ходорковского показывает, что политика сильнее экономики и так было всегда и везде, хотя подавляющее большинство граждан РФ, воспитанных на марксистских догмах, уверены в обратном. И если новый президент всерьёз захочет поставить на «Газпром» своего человека – он это сделает. Правда, надо именно захотеть всерьёз.
Пока в стране нет даже намёка на кандидата в президенты с по-настоящему сильной волей и харизмой. В такой ситуации ничто не мешает устроить честные президентские выборы – на них в любом случае победит либо откровенная марионетка, либо человек, который предпочтёт с бывшим президентом не ссориться. К последней категории относится, например, Михаил Касьянов, с которым вполне сможет договориться та часть Кремля, которую принято называть «либералами». Именно «либералы» сейчас контролируют «Газпром», они и останутся при нём, а что сделает Касьянов с «Роснефтью» - проблемы силовиков.
Ходорковский в такую схему, конечно, не впишется, мириться он не захочет. Но до выборов он просидит в любом случае (досрочного освобождения не будет, поскольку Ходорковский явно не собирается «деятельно каяться»), а, если следующим президентом станет любой из членов нынешней кремлёвской команды, то и до 2011 г. К тому времени народ о нём просто забудет. Если страну возглавит Касьянов, Ходорковский, конечно, выйдет досрочно. И окажется просто бывшим олигархом с ограниченными финансовыми ресурсами. Ореол мученика быстро сойдёт (тем более, что уровень политической свободы в обществе при Касьянове заведомо повысится), а «зелёную улицу» никто ему не даст – кому нужен конкурент?
В этот сценарий не очень вписываются силовики. Они, безусловно, постараются ещё прочнее посадить Ходорковского - на всякий случай - и попробуют убедить Путина пойти на третий срок. Это существенно облегчит им жизнь, особенно учитывая тот факт, что, нарушив Конституцию, президент будет полностью зависим от них (вспомним аналогичную коллизию весны 96-го, когда силовики убеждали Ельцина отменить выборы, то есть, утратить легитимность, а либералы настаивали на том, что выборы надо выиграть). Сценарий может поломать Ходорковский, если всерьёз захочет стать политическим лидером национального масштаба. Правда, сделать это ему будет чрезвычайно сложно по причинам объективного и субъективного характера. Конечно, может возникнуть какая-нибудь совершенно новая политическая фигура с достаточно сильной волей и харизмой. Однако внезапно такие фигуры не появляются. Ельцин шёл к своей победе на президентских выборах четыре года, а сегодня до выборов осталось всего два с половиной года и на новую фигуру нет и намёка. Так что этот вариант, видимо, можно исключить. Наконец, самый тихий преемник, ощутив, что в его руках реальная власть, может постепенно начать свою игру. Наиболее яркий пример – сам Путин. И тогда окажется, что руководство «Газпромом» вовсе не является страховым полисом. Политика сильнее экономики, власть сильнее денег.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|