2 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Нам, татарам, не все равно!
10.03.2006
Виктория Мартынова

Теория как водится, в очередной раз не доглядела за практикой: репатрианты из бывшего СССР, привезенные для пополнения еврейского населения Израиля, прихватили с собой не только истинных христиан, но еще и правоверных мусульман.

Факт до недавнего времени особенно в печати не освещавшийся, однако в реальной жизни все более заметный. Из республик Средней Азии, Поволжья, центральной России в качестве членов семей евреев в Израиль приезжают и мусульмане. Только татар по предварительным и очень скромным подсчетам за последнюю алию прибыло до пятнадцати тысяч. А еще есть азербайджанцы, узбеки, казахи, таджики, чеченцы... Уже называют цифру - до пятидесяти тысяч человек.

И если процесс самоидентификации этнических русских уже давно под тщательным наблюдением израильской прессы, то обретение ''самости'' у русскоговорящих израильских мусульман - в самом начале. В этой связи вызывает большой интерес создание татарского Форума. На днях в Ришон ле-Ционе прошло организационное собрание этого нового объединения.

Мамины молитвы

Когда Пашу спрашивали о вероисповедании, он спокойно и твердо отвечал: ''Я мусульманин, как мама. Мы - татары. И молитвам меня мама учит''. Тем, кто не был в курсе, кто такие татары, он с готовностью предлагал вводную лекцию. Реакция на эти слова была почти всегда одинаковой. Собеседники поначалу застывали в недоумении, а потом смотрели с интересом: чего, мол, только среди этих русскоговорящих нет! Вон церкви благодаря им как расцвели. Раньше кому бы пришло в голову появиться в общественном месте с крестиком на шее? А теперь сколько угодно, уже вроде как подростковая мода, никто особенно и не реагирует. Так оказывается еще и мусульмане есть. Больше всего удивился Пашиному признанию его сослуживец родом из Эфиопии. Тот был просто потрясен, такого он от Павла ну никак не ожидал. Что угодно, только не это! Кроме того, Пашу часто спрашивают: а в какую мечеть ты ходишь?'' В мечети Паша еще не был. Поскольку татарской мечети в Израиле пока нет. Ближайшая к нам по средиземноморской зоне располагается ну буквально в двух шагах - в городе Риме. Но молитвы, как уже было сказано, благодаря маме Паша знает.

А мама этого парня, Закира Зарипова, выучила молитвы от своей бабушки Мензифы. Ее фотография до сих пор стоит в серванте как самая ценная семейная реликвия, привезенная с далекой родины. Родилась Закира в киргизском городе Ташкумыр. Все мамино детство прошло под присмотром бабушки, которая была человеком среди односельчан популярным: во-первых, знала толк в камнях, которые хранят тепло, поэтому ее звали, когда собирались класть в доме печь. Ведь зимы в Киргизии бывают очень суровые. Во-вторых, она считалась знахаркой, хорошо разбиралась в разных травах, и знала приговоры от многих болезней. Порядок в доме был строгий: ложились спать и просыпались с молитвой на устах. Мама - старшая дочь в большой семье, где росло пятеро детей, - не изменила этой привычке ни когда училась в политехническом институте в Ташкенте, ни потом, когда переехала в Киев и вышла замуж за еврейского парня. На свадьбу, как водится, собрались родственники: с его стороны - все евреи, с её - все татары. Там, в Киеве, родились у нее сын и дочь. Какого-либо предубеждения к себе Закира никогда не испытывала. Жила их семья дружно, спокойно, родителей мужа невестка вполне устраивала. А в 1997-м вся семья, включая еврейскую бабушку - свекровь Закиры, - перебралась в Израиль. Но в Израиле у мужа не заладилось: он так и не сумел найти подходящую работу. Стал нервничать и, в конце концов, ушел из дома. Закира и двое ее детей - Вероника и Павел - решили справляться с жизненными трудностями самостоятельно.

Еврейская бабушка после развода невестки с сыном приняла решение остаться в доме Закиры. Тут она поныне и живет. Несколько лет она была прикована к инвалидной коляске, и невестка преданно за ней ухаживала. Сейчас состояние ее улучшилось, и она потихоньку начала ходить самостоятельно.

Дети между тем подросли. Они выучились в израильских школах, Паша уже отслужил армию, сейчас работает автомехаником. Вероника заканчивает гимназию.

Закира по сию пору верит, что и ее дом, и двоих ее детей, о которых она слышит от учителей, соседей и знакомых только хорошее, хранит татарская молитва. Дети - хорошие, трудолюбивые, красивые. Они часто приводят в дом друзей. Нередко среди их знакомых оказываются и дети татар. ''Эти ребята порой стесняются признаться, что их мамы - татарки, - говорит Павел. - Давно известно, что в Израиле хватает проблем для тех, кто не является евреем по Галахе: женитьба и так далее... Но признаться в том, что ты - мусульманин, не все решаются. Даже смелые. Поэтому поддержка нужна. Я когда кого-то из таких же, как я, ребят встречаю и вижу, что им одиноко, особенно если они прибыли в Израиль одни по программам Сохнута, всегда зову их в наш дом. Мама всегда найдет, чем их угостить, а я пытаюсь внушить им уверенность: они могут гордиться и тем, что они израильтяне, и тем, что они татары-мусульмане. Я считаю, что здесь две цели - и обе главные: чтобы ребята перестали стесняться самих себя, и чтобы в мире услышали, что есть мусульмане, которые выступают за Израиль.

Из истории вопроса

Специалисты утверждают, что татары начали селиться в Израиле довольно давно. Во время Первой мировой войны татар, так же как и черкесов, ингушей, чеченцев, приглашали на жительство в эти земли турки, которые не особенно доверяли местным арабам, считая их настроенными в пользу англичан. Особых национальных различий тогда не делали, подразделяя всех мусульман-неарабов - на бедуинов и черкесов.

Еще в Войне за независимость участвовала Черкесская дивизия, немалая часть которой прибыла в Палестину из Рима. Отряд составляли потомки бывшей Дикой дивизии. Между собой члены отряда говорили по-татарски. А в 1956 году черкесы, под именем которых числились и самые настоящие татары, добились официального права служить в ЦАХАЛе.

Среди татар, прибывших в последнюю алию, много адвокатов, врачей, учителей. Однако землячества до недавнего времени не было. Идея пришла в голову уже упомянутой Закире Зариповой, жительнице Ришон ле-Циона...

Поначалу она не собиралась заниматься в Израиле общественной работой - хватало семейных проблем. Но не в ее характере не обращать внимание на проблемы родной страны, тем более когда сын в армии, а дочка к военной службе готовится. ''Я не могла сидеть сложа руки, видя как кругом, в мусульманских странах растет антисемитизм. Когда занялась созданием интернет-сайта на русском языке для Ришон ле-Циона, стала разыскивать людей, способных предложить интересные материалы. И на призыв откликнулись мои земляки. Одними из первых пришли Светлана Амирова и Семен Тельман бывшие жители Набережных Челнов. Ими владели схожие мысли: пора нам объединять татар. Работали около года, и вот уже и учредительное собрание состоялось.

...У входа в зал шепотом спрашивали друг друга: а ты тоже татарин (татарка)? Тех, которые ''не'', - тоже хватало.

И примкнувшие к ним евреи...

О готовящемся учредительном собрании я узнала не от татар. Мне позвонил собственный корреспондент ''Российской газеты'' Захар Гельман. И, естественно, первым делом я попыталась установить причино-следственные связи:

- В Израиле кто только не объединяется, теперь вот, видимо, пришла пора сделать это и татарам. Вы-то каким образом очутились в этой компании?

- Я начал заниматься проблемами взаимосвязей между евреями и татарами довольно давно, примерно с семидесятых годов прошлого века, и написал на эту тему немало статей. Тогда я попал в Азербайджан, начал изучать азербайджанский язык, а потом турецкий. И чем глубже погружался в тюрко-еврейский вопрос, тем заметнее в нем становилась татарская тема. Просматривалась она и в личных обстоятельствах. О взаимоотношениях евреев и татар я был наслышан с самого детства. Мой отец (он 1899 г.р., родом из Мозыря Гомельской области) рассказывал, что когда по делам в их городок приезжали татары, они всегда останавливались у евреев и при этом объясняли, что мусульманину хорошо жить близ евреев, поскольку кошерная пища она и есть халяльная, то есть подходящая для мусульман.

Мои дед по линии матери, Зейде Трейдерман (его я уже не застал в живых), оставил в памяти родных и такую историю. В немецком плену в Первую мировую евреи и татары вместе отказывались есть свиную похлебку, однако евреям разрешено в случае угрозы голодной смерти есть и то, что запрещено к употреблению в обычное время, а мусульманам полностью заказано: умирай - и все тут. Поэтому случалось даже, что евреи делились своей пайкой хлеба с татарами. И через много лет, уцелевшие в переделке татары разыскали этих самых евреев и приехали поблагодарить их. Меня как исследователя, конечно, не мог не привлечь тот факт, что в татарской среде не было антисемитизма. Как, впрочем, и у многих мусульманских народов. Право же, есть о чем задуматься.

В классическом исламе нет враждебного отношения к иудаизму и христианству. В Средние века исламская цивилизация характеризовалась терпимостью и плюрализмом. Открытость мусульманской мысли стимулировала межрелигиозные дискуссии. Замечу, что если в средневековой Европе евреи могли жить только в специально отведенных для них местах - гетто, - то мусульмане не ограничивали представителей других конфессий в выборе места жительства и профессии. Как-то мы забываем об этом факте, но он есть в истории.

Что касается советского периода, то в СССР диссидентское движение в значительной степени было представлено евреями, которые, в частности, поддерживали борьбу крымских татар за возвращение на свои исконные земли. Лидер этого движения - Мустафа Джамилев - недавно специально прилетал в Израиль, чтобы почтить память своего друга Ильи Габая, о котором, по словам Джамилева, крымско-татарский народ навсегда сохранит светлую память как о своем друге и защитнике. Вот вам только несколько причин, которые привели меня к израильским русскоговорящим татарам. Говорить на эту тему я могу бесконечно.

- В ''Бейт-Оле'' в Ришоне на встречу собрались примерно шестьдесят человек. И как же вы таким вот числом собираетесь влиять на отношение мусульманского мира к Израилю?

- Во-первых, мы верим в то, что наши ряды расширятся. Во-вторых, уже сейчас наша деятельность привлекает внимание и в Израиле, и за границей, в России.

О нашей инициативе осведомлен президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев (он пригласил членов Форума посетить республику) и Верховный муфтий России Равиль Гайнутдин.

- Для мусульман России важнейшим остается вопрос как удержаться от сползания к экстремистскому исламу. Знают ли татары себе место в этом споре?

- Безусловно. Верховному муфтию России татарину Равилю Гайнутдину приходится испытывать давление со стороны настроенных гораздо более фундаменталистски некоторых духовных лидеров Северного Кавказа, особенно Дагестана. Они меньше рассчитывают на координацию действий со светскими властями. Равиль - единственная фигура, приемлемая для всех, но и ему приходится противостоять тенденциям усиления сепаратизма и фундаментализма. И ему тоже нужна наша поддержка. Его пресс-секретарь даже предложил обмениваться информацией - еженедельно посылать друг другу по две газетные полосы текста. Израильтяне - для публикации в России, татары России - для публикации в Израиле.

- Форум ''Татары за Израиль'' - это все-таки религиозное или светское объединение?

- Мы готовы назвать себя сионистской организацией. В конце концов, хватит глумиться над сионизмом, суть которого только в одном - желании евреев обрести свой национальный дом. В Европе и Америке евангелистские организации, поддерживающие Израиль, безо всяких недомолвок, откровенно именуют себя сионистскими. Совершенно не зная ислам, они, к сожалению, видят в мусульманах только врагов. Это неверная и, более того, очень опасная точка зрения. На самом деле, именно мусульмане, и прежде всего турки-османы, приняли еврейских изгнанников, которых в конце пятнадцатого века католическая Испания изгнала из страны. Пока на мировой арене не появились Соединенные Штаты Америки, защиту европейских евреев также брала на себя мусульманская Турция. На рубеже девятнадцатого-двадцатого веков турецкое правительство не раз выступало против погромов в Румынии и в России. Повторяю, общественный форум ''Татары за Израиль'' определяет себя как сионистский. Мы убеждены, что сионистами могут быть не только евреи и христиане, но также и мусульмане, буддисты, представители других религий.

- Какие цели ставит создаваемый вами Форум?

- Мы хотим привлечь к борьбе с террором мусульманские организации. Для нас важно развернуть сотрудничество со всеми, кто на деле не приемлет экстремизм и ксенофобию. Прежде всего, мы обращаемся к уроженцам бывшего Советского Союза. Надо прямо сказать, что в СССР среди мусульманского населения антисемитизм не был распространен. На Кавказе или в среднеазиатских республиках еврейским юношам и девушкам было значительно легче поступить в вузы и найти престижную работу, чем в центральной России, на Украине или в Белоруссии. Мы надеемся, что объединение русскоговорящих мусульман, основу которого заложили сейчас татары, поможет создать мощную и влиятельную организацию.

- Ваша организация уже успела выступить против знаменитого российского ''государственника'' Проханова. Уж до него-то здешним татарам какое дело?

- Нам до всего есть дело. Как вы успели заметить, мы как раз и организовались, чтобы вмешаться в международный спор об исламе и исламизме. Что касается конкретно Проханова, то этот зоологический антисемит совсем недавно высказался, что для его (лично придуманного) этноса важна была победа ХАМАСа. Он от имени этого самого этноса выступает против ислама, но во имя исламизма, считая, что победа исламистов в Палестинской автономии будет способствовать победе над Америкой большой (то есть США) и малой (то есть Израилем). Мы как израильская организация, понятное дело, высказали свое крайне негативное мнение по этому поводу.

- А арабы?

- Мы не отвергаем и такую перспективу.

- Пример того, что арабы могут быть настоящими сионистами, - глава Ассоциации мусульман Италии шейх Палацци. Наша газета неоднократно рассказывала о нем. Но у шейха есть один серьезный недостаток: он настолько непопулярен среди арабов, что его не зовут даже на встречи так называемых умеренных мусульман.

- Понятно, что фундаменталистское духовенство настроено к нему отрицательно. Палацци убежден, что ваххабизм убивает не только христиан и евреев, но и мусульман. И действительно, террористы - враги всего человечества. Палацци - интеллектуал в самом высоком смысле этого слова. Он изучал философию в Римском университете, а потом учился в исламском университете Аль-Ахзар у Саида ас-Шарауи. Заметьте, всякие там ахмеды ясины, напялившие на себя одежды духовных лидеров, толком нигде не учились.

...Мы разговаривали долго, сойдясь на том, что если взять в качестве точки опоры израильских татар, то можно и перевернуть кое-что в мусульманском мире.

Татары, будьте бдительны!

Шомрон Шмария, выходец из Йемена, тоже посетил Форум. Он оказался одним из немногих ивритоговорящих участиков встречи.

- Что привлекло вас в эту новую и, прямо скажем, не совсем обычную организацию?

- Я пришел сказать: ребята, будьте бдительны! Время сейчас в Израиле такое напряженное, предвыборное, не успеет какая-нибудь организация на свет появиться, - а ее уже пытаются прикупить: то зовут в ''Кадиму'', то в ''Ликуд'', то в ''Аводу''... А по-моему, самое главное для этого собрания мусульман и примкнувших к ним евреев - устоять, сохранить самостоятельность, не дать себя проглотить, тогда из этого что-то может и получиться. Меня привезли в Израиль совсем маленьким, мне было четыре года. Я вырос в этой стране, воевал во всех ее войнах, за исключением Войны за независимость, потому что тогда еще не достиг призывного возраста. Я все войны, что случились потом, - все были моими: и Шестидневная, и Судного дня, и ливанская кампания... Все они в моей биографии. Поэтому мне очень хочется договориться наконец с мусульманами. Если мой израильский опыт, знание истории как-то пригодятся этому объединению, - так я всегда пожалуйста! Только бы они окрепли настолько, чтобы действительно смогли разговаривать с другими мусульманами. Но как это будет - никто не знает. Даст Б-г, татары объединятся, их станет много, а с солидной организацией - совсем другие разговоры. Я считаю, что создание мусульманского объединения, которое готово выступить за Израиль, - это именно то, чего у нас давно ждали. Как беседовать с мусульманами, как их понять и, самое главное, договориться - этого на данный момент не знает никто: ни американцы, ни европейцы. А это и есть самая главная на сегодняшний день проблема. Поэтому мои надежды - с ними. Держитесь, татары!

...Один из лозунгов, прозвучавших на встрече, был таким: ''За нашу общую татарско-еврейскую победу над экстремистским исламом''. И на этом мы, пожалуй, пока остановимся.


 
Количество просмотров:
315
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.