25 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Общество
Нормальная жизнь по-прежнему остается для иракцев недостижимой мечтой
20.03.2006
С тех пор, как три года назад, на рассвете 20 марта 2003 года, звуки взрывов сотрясли Багдад, извещая о начале войны, многое кардинально изменилось в Ираке, в том числе и в настроениях людей.

Большинство иракцев связывало с вторжением американцев прежде всего надежды на новую жизнь. Неизбежное падение режима Саддама Хусейна, прекращение экономической блокады, 13 лет душившей страну, ассоциировалось в умах людей с избавлением от страха за себя и своих близких, с возможностью вести, наконец, нормальную жизнь.

"Все мы надеялись, что после устранения режима Саддама Хусейна и окончания экономической блокады Ирак, обладающий огромными запасами нефти, большим потенциалом в области промышленности, сельского хозяйства, науки, туризма, быстро станет развитой страной, и иракцы смогут жить так, как живут их соседи в арабских странах Персидского залива", - сказал в беседе с корреспондентом РИА Новости иракский политолог, профессор Багдадского университета Амер Али (Amer Ali).

Мало кто в Ираке мог представить себе тогда, что спустя три года после начала войны ситуация в стране будет настолько плохой.

"Несмотря на присутствие американских войск и растущую численность иракской армии и полиции, отсутствие безопасности в стране остается проблемой номер один. Силы боевиков растут качественно и количественно. Продолжается распад инфраструктуры, падение качества жизни. День ото дня усиливается межконфессиональная напряженность - Ирак стоит на грани гражданской войны", - подводит неутешительный итог прошедших с начала войны трех лет иракский политолог.

Такое развитие событий привело к тому, что даже те иракцы, которые с ликованием встречали американских солдат как освободителей, видят теперь в них причину всех своих бед. Один из них - 30-летний служащий Багдадского муниципалитета, шиит Мустафа Махмуд (Mustafa Mahmoud).

"Причина сегодняшней трагедии Ирака - американцы, - говорит он. - Они лишили нашу страну суверенитета, не сумев при этом обеспечить безопасность. Каждый день беспричинно гибнут невинные люди".

Значительно ухудшилась, по словам собеседника агентства, и повседневная жизнь иракцев. "Наша жизнь - это один сплошной кризис. Кризис в снабжении электроэнергией, питьевой водой и даже топливом. Видано ли - в Ираке, стоящем на озерах нефти, не хватает бензина, растут цены на горючее. Власти погрязли в коррупции", - сетует Махмуд.

Мечтавший о свержении Хусейна, в годы правления которого составляющие 60% населения страны шииты были в Ираке "притесняемым большинством", Мустафа Махмуд с ностальгией вспоминает сегодня довоенные годы.

"Если бы я знал, что нас ждет через три года, то не связывал бы с этой войной, с приходом американских войск такие большие ожидания. Сегодня я хочу только одного - чтобы все было так, как раньше, до войны. В то время мы могли безбоязненно гулять до поздней ночи, свободно ездить в любую провинцию страны - никто не спрашивал, суннит ты или шиит", - говорит он.

Сейчас же, по словам работника столичной мэрии, особенно после взрыва в конце прошлого месяца шиитской святыни в городе Самарра, приведшего к вспышке межконфессиональной вражды, люди не просто боятся ездить по стране, они боятся начала гражданской войны. Страх возможного хаоса настолько велик, что Махмуд согласен даже на возвращение к власти ранее наводившего на него ужас Хусейна.

"Лучше Саддам, чем гражданская война. Сколько осталось ему жить - несколько лет? А гражданская война затянется на долгие годы и повлечет за собой неисчислимые жертвы", - говорит он, руководствуясь принципом выбора наименьшего из двух зол.

В отличии от Мустафы Махмуда, студент Багдадского университета суннит Мусанна Салех (Muthanna Salikh) никогда не смотрел на американцев как на освободителей Ирака.

"Американский солдат может оскорбить, безнаказанно убить любого иракца, который не является сегодня хозяином собственной страны. Как можно считать их освободителями? Они - оккупанты", - говорит он.

Салех уверен, что американцы пришли в Ирак не ради того, чтобы, как они утверждают, освободить иракский народ, а ради достижения собственных целей - для превращения Ирака в слабую, отсталую, поделенную на конфессии страну.

"До войны Ирак был сильным, единым государством. Иракцы не делились на шиитов и суннитов. А сейчас мало кто сомневается в том, что нашу страну ждет распад. Это все, что дала нам американская демократия", - говорит иракский студент, видящий спасение не в присутствии, а в уходе американских войск из Ирака.

Однако профессор Амер Али считает, что вывод оккупационных сил лишь еще больше осложнит и без того непростую обстановку в стране. "Американские войска, - считает он, - являются сегодня важным фактором предотвращения гражданской войны в Ираке, играют большую роль в обуздании претензий крупных партий на контроль над страной и ограничении влияния подчиненных им милиций".

В то же время, признает он, за прошедшие три года американцы совершили в Ираке множество ошибок, и их присутствие является фактором сильнейшего раздражения для населения.

Выход из этого тупика, в который "американцы загнали себя сами", иракский политолог видит в выработке графика вывода иностранных войск из Ирака. "Но приступить к его выполнению можно лишь после того, как будут укреплены иракская армия и полиция, повышена степень их готовности взять на себя ответственность за безопасность в стране", - говорит иракский эксперт.

Однако многие наблюдатели считают, что состоящие преимущественно из шиитов и курдов новая иракская армия и полиция не могут быть фактором стабильности в поделенном на этнические и религиозные сообщества Ираке. В случае гражданской войны, говорят они, силы поддержания правопорядка сами могут расколоться по этно-конфессиональному принципу, как это было во время гражданской войны в Ливане.


 
Количество просмотров:
165
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.