2 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Наш земляк Станислав Лем
28.03.2006
"Человек должен познать самого себя, свои ограничения и возможности, установить контакт с самим собой. Это - возможная терапия против ужаса пустоты окружающей человека в мире людей, а человечество - в пространстве космоса", - этими словами Станислава Лема заканчивается очерк нашего автора, еврейского журналиста из Львова Бориса Дорфмана.

Когда материал еврейского журналиста из Львова Бориса Дорфмана готовился к печати пришло сообщение из Варшавы о смерти выдающегося писателя и философа Станислава Лема. Мы решили ничего не менять, а просто по как положено у евреев помянуть великого писателя зихроно леброхо – благословенная память.

Борис ДОРФМАН

В нашем вновь созданном, пока маленьком еврейском музее ХЕСЕД, среди многих экспонатов собранных о галицийской еврейской жизни, имеется раздел о наших знаменитых земляках, которые оставили большой след в истории Львова.

Один из них – всемирно известный писатель-фантаст Станислав Лем, автор 55 романов.

«Главным в своей биографии я считаю нелегкий духовный труд. Все остальное -житейские пустяки», - написал писатель о себе. Когда мы слышим это имя, то прежде всего приходит в голову самое известное его произведение "Солярис" и фильм Андрея Тарковского, один из лучших образцов элитарного кино.

Станислав Лем родился в 1921г. В семье врача. Учился в гимназии им. Кароля Шейнохи (ныне-Средняя Школа №8 с немецким языком преподавания). Ребенком, еще не научившись читать, он часами рассматривал книги из домашней библиотеки, из анатомических книг и атласов отца и уже стал задумываться о ценности человеческой жизни. Он стал увлекаться сочинением детских фантастических историй. После проверки знаний, которые проводились в 1936г. среди польских школьников, выяснилось, что Станислав Лем – самый способный школьник во всей Южной Польше. Интересно, что об этом признании сам Лем узнал значительно позже.

В июле 1939г. Лем окончил гимназию, а уже в сентябре мир изменился. Во Львов вошла Красная Армия, и земли восточной Польши были присоединены к Украинской Советской Республике. Лем сдал на "отлично" вступительные экзамены во Львовский политехнический институт, ему было отказано в приеме по пресловутой шестой графе – социальное происхождение. Отец Лема происходил из зажиточной, "буржуйской" семьи. Лишь благодаря близкой дружбе его отца с известным биохимиком, заведующим кафедрой фармацевтического факультета профессором Парнасом молодой Станислав был принят в Львовский мединститут.

С детства Лем проявлял любовь к литературе и искусству и этим он выделялся среди своих сверстников. Еще живы во Львове его коллеги, студенческих лет, врачи, фармацевты, которые помнят годы совместной учебы с ним. В годы оккупации Львова немецко-фашистскими войсками, еврейским студентам был закрыт доступ к образованию. Всех евреев переселили в гетто. Спаслось очень мало, только, те кто сумел эвакуироваться или кого призвали на службу в ряды Красной Армии. Еврейская семья Лемов сумели приобрести фальшивые «арийские» документы и благодаря помощи друзей, которые сами рискуя жизнью, спаслись и остались живы.

Станиславу Лему посчастливилось пережить оккупацию во Львове. В то время он работал монтером в немецких авторемонтных мастерских. Он хорошо освоил то время очень дефицитную специальность сварщика. Выжил Лем конечно благодаря хорошим людям, которых следует называть «Праведниками Народов Мира», званиями которыми награждают в Государстве Израиль, в мемориальном иерусалимском музее - Яд-Вашем.

Жизнь в гетто, постоянные облавы, издевательства и расстрелы на месте, как и участие в Сопротивлении, мелкий саботаж, кража боеприпасов с немецких складов - все это воспринималось Лемом как трагическая игра. Успех от таких игр зависел от случайности."Человек с Марса",свой первый роман был им написан в оккупированном городе, под впечатлении пережитого.

После изгнания оккупантов в 1944 г. семейство Лемов решало или принять советское гражданство и остаться или выехать жить в Польшу. Оставив все свое имущество, лишь с чемоданами книг переехали они в Краков. Станислав Лем вернулся в свой мединститут, где проучился еще два года. С 1946 он продолжил учебу в Краковском медицинском университете.

С тех пор писатель уже никогда не бывал на своей родине во Львове. Но всегда он подчеркивал, что Львов его малая родина. В Кракове Станиславу досталось маленькое помещение без дверей с заплесневевшими стенами. Там он создавал свои первые фантастические произведения. На жизнь он зарабатывал статьями, которые печатались в журнале "Жизнь науки", а также в других изданиях. Вместе с окончанием ужебы на врача,, Лем завершил роман "Больница преображения", описал действие которого происходит в психбольнице. Книга смогла увидеть свет лишь после смерти Сталина в 1955г.

После института Лем решил не заниматься врачебной практикой. Ведь тогда выпускников отправляли служить в армии военными врачами. Перспектива носить погоны никогда не привлекала писателя. Лем сознательно провалил дипломные экзамены. И взамен он становится свободным, независимым человеком.

В 1955г. Лем женился на студентке мединститута. Они поселяются в маленьком домике на южной окраине старинного Кракова. В увлекательных, философских, часто космических и фантастических одиссеях Лем предсказал многие вещи, которым суждено было в скором времени стать реальностью. Пятьдесят лет тому он подробно описал в одной из своих работ компьютерную сеть, которую во многом схожа с популярным ныне интернетом.

Книги Лема переведены на многие языки мира, а девять из них были переведены на украинский язык. По сюжетам его книг созданы кинофильмы. Последний фильм, в котором просматривается сюжет его книги «Астронавты», был поставлен в США. Однако самый знаменитый – американская версия «Соляриса» поставленная Джорджем Клуни.

Я с большим удовольствием прочел книгу "Высокий Замок" Лема, переведенную на украинский язык в 2003г. Писатель живо и образно описывает жизнь и быт в своем родном Львове в 20-30х годах ХХ столетия. Писатель рассуждает на разные философские темы, вспоминает своих родных и близких, Фридриха, Мундека, Метика; своих соучеников Юзика и Яника, учителей Авербуха, Блайберга, Зарицкого и многих других, которых, как он говорил, перемолола гитлеровско-нацистская машина. Читая книжку, можно себе представить наш Львов, которому сотни лет и его окрестности, главным образом, Янов, где был знаменитый еврейский концлагерь. Знесення, Пассику и Замкову, Полтевну и Кайзервальд. Там скрывались многие евреи от преследований и там их ловили, это были и коренные львовяне и беженцы, которые бежали с надеждой выжить.

Станислав Лем стал лауреатом многих престижных премий, в том числе им.Франца Кафки. Он доктор многих университетов, в том числе и Львовского университета им.Ивана Франка.

Покидал он Польшу только, когда ей грозила советское вторжение, при Варшавском договоре, так называемой «дружбе народов». Эмигрируя, Лем продолжал свою литературную деятельность в Берлине и Вене.

Отец писателя Самуэль Лем был врачом и кроме частной практики, он заведовал отоларингологическим отделом во Львовской еврейской больнице, которая существует и поныне по ул. Раппопорта. В Первой мировой войне был врачом в австро-венгерской армии и в 1915 году, когда пала крепость Перемышль, попал в российский плен. Во время революции доктора Лема посчитали классовым врагом и приговорили к расстрелу. По дороге к месту казни доктора увидел друг парикмахер, который часто стриг местного городского коменданта. Этот случай спас жизнь Самуэлю и позволил появиться на свет будущему великому писателю.

С тех пор случайность не раз играла важную роль в жизнь Станислава Лема. "Человек должен познать самого себя, свои ограничения и возможности, установить контакт с самим собой. Это - возможная терапия против ужаса пустоты окружающей человека в мире людей, а человечество - в пространстве космоса", - это слова Станислава Лема.


 
Количество просмотров:
245
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.