25 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Политика
С Ахмадинежадом против Запада?
15.06.2006
Эльке Виндиш

Глава Ирана выступает на саммите Шанхайской организации сотрудничества с программной речью – и встречается с Путиным.

За границей он – по большей части – явно нежеланный гость. Но именно иранский президент Махмуд Ахмадинежад – единственный глава государства, который получил право выступить на саммите ШОС с большой речью, хотя его страна является даже не членом, а наблюдателем в этой организации. Иранский президент выступит с принципиальной программой развития Центрального Востока и в кулуарах собрания автократов встретится с Путиным.

Российские средства массовой информации говорят о "сенсации" и о "новом вызове Западу". В середине мая, когда стало известно о приглашении Ахмадинежада, иранский кризис как раз достиг первого апогея: решение о введении санкций против исламского режима в Тегеране провалилось по причине сопротивления России и Китая. Эти два государства являются ведущими силами Шанхайской организации, которая была основана в 1996 году для урегулирования открытых вопросов о границах. В нее также входят бывшие советские среднеазиатские республики – Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, а Монголия, Индия и Пакистан имеют статус наблюдателей – так же, как Иран.

Президент Афганистана Хамид Карзай приезжает в качестве гостя. Раньше его страна уже имела статус наблюдателя, но тогда этому воспротивился Вашингтон. В отличие от Западной Европы, которая до сих пор воспринимает Центральную Азию лишь как возможного поставщика энергоносителей и не уделяет пристального внимания политическим процессам в регионе, США уже давно открыли для себя опасный потенциал Шанхайской организации. В долгосрочной перспективе ШОС хочет стать противовесом НАТО и ОПЕК, и на данный момент она, похоже, имеет для этого на хорошие возможности, причем сразу по двум причинам. Одна из них – очевидная слабость ООН, ОБСЕ и других институтов управления кризисными ситуациями, которые по завершении холодной войны пребывают в растерянности, все нащупывают свою роль в изменившемся мире и неадекватно и запоздало реагируют на новые угрозы терроризма, контрабанды оружия и экологических катастроф.

Вторая причина – это изменение парадигмы внешней политики Москвы. Неоимперская риторика, которой близкие государству средства массовой информации также сопровождали встречу Путина с главой Грузии Михаилом Саакашвили, не может скрыть того, что Кремль сдал свои позиции в причерноморском регионе и в Закавказье. Тем более что ГУАМ, союз бывших советских республик Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии, был в мае преобразован в "Организацию за демократию и развитие". Это завершение раскола постсоветского образования, СНГ, на два лагеря – прозападный и пророссийский. Для Кремля этого достаточно, чтобы мобилизовать все имеющиеся в его распоряжении резервы для борьбы за влияние в богатой нефтью и газом Центральной Азии. Вместе с Китаем, так как в среднесрочной перспективе интересы обеих стран в регионе совпадают.

ШОС уже может похвастаться первыми успехами. В 2005 году Узбекистан вынудил США вывести из республики свои войска. Киргизия хочет последовать этому примеру. Россия уже разместила там, а также в Таджикистане военные базы и гарантировала себе право на расквартирование воинского контингента в Узбекистане, если там дойдет дело до новых беспорядков. Эти обстоятельства имеют важнейшее значение в планах преобразования оборонительного союза СНГ, который, кстати, открыт для вступления других государств, в военную структуру ШОС. Иран не в последнюю очередь по этой причине уже несколько месяцев хлопочет о вступлении в Шанхайскую организацию на правах полноправного члена, ведь в случае внешней угрозы ШОС гарантирует содействие всем своим членам.


 
Количество просмотров:
141
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.