24 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Уже лет через десять бумажные газеты можно будет встретить только в музеях
13.07.2006
Мир еще не догадывается, что стоит на пороге грандиозной технологической революции, сравнимой разве что с изобретением пять с лишним веков назад книгопечатания. Однако незнание вовсе не освобождает человечество от наступления прогресса – уже в августе в свободную продажу поступят первые и пока небольшие образцы «электронной бумаги». Но пройдет всего несколько лет, и это изобретение будет окружать нас повсюду: появятся телевизоры толщиной не больше картона и обои с движущимися картинами. Впрочем, еще раньше новинка полностью перевернет наши современные представления о прессе.

Новости, как сегодня SMS-сообщения, мгновенно и прямиком из редакции будут приходить на полосу «вечной газеты» читателя, в какой бы точке планеты он ни находился... «Новые Известия» всегда шли в ногу со временем. Две тысячи номеров назад наша газета стала первым в России полноцветным ежедневным изданием. Так что вполне возможно, что еще через тысячу-другую номеров именно мы первыми предложим вам прочитать юбилейный выпуск, «отпечатанный» на «электронной бумаге».

Просто удивительно, как редко касался прогресс одного из самых оперативных источников информации и знаний. Всю многовековую эволюцию газеты можно условно разделить всего на пару периодов: от глиняных табличек до бумажной прессы.

«Новые Известия» разменяли пятый век

Журналистика не зря называется древнейшей профессией. Прототипы газет – глиняные таблички – возникли еще в Древнем Риме в 59 году до нашей эры. Они назывались Acta diurna senatus ас populi – «Ежедневные протоколы сената и римского народа». Утвердил их Гай Юлий Цезарь. Вскоре глиняная пресса разделилась на официальную и массовую. Первая, элитная, с сообщениями о выступлениях в сенате выставлялась в здании форума. Вторая содержала городские новости. Эти таблички стояли на базарах и площадях. В 15 году нашей эры «официальная пресса» была запрещена императором Тиберием, которому не понравилась критика в свой адрес. Это можно считать первым случаем вмешательства цензуры в прессу.

Бумажные газеты возникли аж через полторы тысячи лет. Их родоначальником можно смело считать «Новые Известия». Именно так назывались первые газеты, появившиеся в Европе – Neue Zeitung. Слово «zeitung» в то время обозначало весть, известие. Новости записывались на бумагу и переправлялись ко дворам государей. Тогда газеты и получили свое название – от монетки gazetta, за которую в Венеции покупали новостные листы. Из газет составлялись собрания. Одно из них дошло до нашего времени – оно называлось «Новые известия, сколько получено их от 26 октября 1587 года по 26 октября 1588 года из Нюрнберга».

Изобретение печатного станка и развитие типографий подстегнули эволюцию газет. Газеты толстели, их тираж увеличивался. В конце прошлого века пресса перешла на цвет. Кстати, современные «Новые Известия» и здесь опередили своих собратьев, став первой в России ежедневной полноцветной газетой.

Сейчас бумажная пресса достигла предела своего развития. Газеты, объем которых насчитывает сотни страниц, выходят огромными тиражами. Качество печати удовлетворит самого придирчивого читателя. Однако чтобы отпечатать номер и донести его до аудитории, всегда нужно время. Этот барьер был преодолен с наступлением эры Интернета. Теперь пользователи глобальной сети имеют возможность познакомиться со свежим выпуском многих газет еще до того, как бумажное издание попадет в почтовый ящик или в киоски печати.

Шелестеть листом дисплея

И вот наконец мы, люди XXI века, оказались на пороге глобальных перемен, которые затронут не только работников прессы, но и все общество. Первые изменения уже вползают в наш быт. Мы легко привыкаем к скорости получения информации. А это – главная особенность новой эры. Для владельцев ноутбуков и карманных компьютеров стало привычным выходить в Интернет и проглядывать свежие номера газет. Нет с собой ноутбука? Можно почитать новости с помощью мобильного телефона. Для большего удобства были созданы мобильные газеты. Первая такая газета появилась в начале этого года в Китае. За 1,2 доллара в месяц владельцы сотовых получают SMS-сообщения со статьями. В России тоже есть все предпосылки к созданию мобильных газет. Читатели уже могут загрузить на сотовый материалы некоторых ведущих изданий. А в июне этого года участники Всемирного газетного конгресса получали на мобильные телефоны публикации о конгрессе.

Но будущее газеты, да и всего мира, определило изобретение «электронной бумаги». Еще в 2001 году работу над ней начали несколько корпораций – корейские E Ink и LG, голландская Philips, японские Fujitsu и Hitachi и американская Epson. От устройства требовалось быть тонким, как бумага, гибким и легким. Оно должно выдерживать повреждения, например, пролившийся горячий кофе, и потреблять мало энергии. А изображение на нем не должно подсвечиваться, как на обычном дисплее. Разработчики хотели, чтобы сменяющиеся картинка и текст были видны в отраженном свете – как на обычной бумаге.

В конце прошлого года электронная бумага была представлена общественности. Тонкий и гибкий дисплей внешне походит на фотобумагу. Он состоит из прочной пленки, способной проводить электричество. Сверху пленка покрыта слоем микрокапсул, наполненных жидкостью, в которой находятся черные и белые пигменты разной полярности. При подаче электрического сигнала частицы нужного цвета устремляются к поверхности капсул, и на экране формируется изображение. Оно может быть не только монохромным, но и цветным.

Специалисты в сфере нанотехнологий считают, что наиболее подходящая сфера для использования электронной бумаги – устройства для чтения информации, а именно книги и газеты. Причем и газета, и даже книга будут состоять всего из одной страницы. Прочитав ее, вам нужно будет только дать команду умному прибору пропечатать «электронными чернилами» содержание следующей страницы.

Первым продуктом на основе тонкого дисплея стали наручные часы в виде браслета. На листе показывается время, а снизу сменяют друг друга мозаичные узоры. В ближайшие недели первая партия таких часов появится в магазинах Японии. Их стоимость составит порядка 1900 евро. Впрочем, другое устройство – электронная книга от компании Sony – будет продаваться уже за 350 долларов. Первые экземпляры книжки разойдутся в августе.

Дальнейшее совершенствование продукта может сделать тонкий дисплей таким же доступным, как и обычные листы. Разработчики утверждают, что широкое применение «электронной бумаги» начнется уже через год.

Мечты сбываются

Важность наступления эры «электронной бумаги» трудно переоценить. Нас ждут тончайшие телевизоры, которые можно повесить на стенке или свернуть в трубочку и увезти на дачу. Столы, на которых можно будет рисовать макеты зданий и кораблей. Обои с видом на песчаные пляжи, омываемые волнами бирюзового океана... Да мало ли еще что можно придумать! Но что уже сегодня очевидно, так это огромная польза изобретения для экологии планеты: бумажное производство начнет сокращаться, а значит, будет меньше вырубаться деревьев.

Все это пока кажется утопическими мечтами. Однако еще лет 10 назад мало кто мог поверить, что мобильные телефоны и компьютеры станут обыденной частью нашей жизни.

«Раньше информация была упакована в бумажный носитель, теперь появляются другие носители. Это закономерный процесс,– прокомментировал «Новым Известиям» грядущую технологическую революцию писатель-фантаст Василий Головачев. – Все идет к тому, что традиционные в нашем понимании книги и газеты уступят место электронным. Может быть, останется несколько бумажных изданий – для любителей и коллекционеров. Лично мне жаль, что книга уходит – я сам собиратель со стажем. В моей библиотеке более шести тысяч книг, для них выделена целая квартира».

Своим мнением поделился с «НИ» и секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов: «Я считаю, что газеты на «электронной бумаге» – вполне достижимая вещь, это должно было появиться, и это, безусловно, будущее газет. Процесс слияния бумажных и электронных СМИ уже идет. Газеты можно прочитать в Интернете и на мобильных телефонах. И переход газет с бумаги на электронные дисплеи – это лишь реализация того потенциала, который заложен сегодня. Вряд ли уже через два года редакции встанут перед необходимостью смены технологий. Но когда это придет, то редакции научатся. Это как Интернет – еще несколько лет назад мы не знали, что это такое, а сегодня не можем без этого прожить».

Предчувствуют смену эпох и редакторы крупнейших изданий мира. Глава службы распространения газеты The New York Times Билл Брин так сказал, услышав про «электронную бумагу»: «Кажется, я знаю, как чувствовали себя динозавры, когда наступил Ледниковый период и вокруг них начало подозрительно холодать…»

«Новые Известия» не разделяют пессимизм иностранных коллег. Сегодня «НИ» отмечают двухтысячный номер в бумажной одежке, а может быть, еще через две тысячи номеров редакция «НИ» предложит своим подписчикам перейти на чтение «вечной» газеты. Читателям только потребуется приобрести сам лист электронной бумаги. А потом каждое утро, а то и несколько раз на день свежий номер со статьями будет автоматически пересылаться на чудо-листок. Фотографии оживут – как в газетах, которые читает волшебник Гарри Поттер. Но только это будет не магия, а обычный видеоролик. По краю листа будет ползти новостная лента, обновляющаяся в режиме он-лайн. И тогда читатели «НИ», зайдя в кафе или метро, достанут из сумки гибкий листок, пробегут взглядом свежие новости, проверят курс валюты и прогноз погоды на ближайшие полчаса…

P.S. «Кстати, – заметил в конце нашего разговора писатель Головачев, – и на смену «электронной газете» придут другие технологии. Это могут быть костюмы – надел, надавил, где нужно, и читаешь книгу. Или мы будем получать информацию на слуховой нерв, на глазной нерв. Раз – и перед тобой появляется виртуальная газета».


 
Количество просмотров:
177
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.