|
|
|||||
Общество
Оливер Самсон
После трагедии 11 сентября 2001 года готовность немцев помочь США была абсолютной. Пять лет спустя реакции стали заметно сдержаннее. А, тем временем, угроза проведения терактов в Германии становится все реальнее. "Безграничную солидарность" обещал федеральный канцлер Герхард Шрёдер американцам после сентябрьской трагедии 2001 года. Тем более, что Германия, хотя и косвенно, оказалась причастной к этим терактам. Трое террористов проживали до этого в Гамбурге.
Условная безопасность
За пять лет в Германии не произошло серьезных вылазок террористов, и немцы чувствуют себя в достаточной безопасности. В ходе социологического опроса на тему, чего боятся немцы, проведенного в августе 2006 года, большинство респондентов поставили на первые места сокращение социальных гарантий со стороны государства и безработицу. Возможных терактов опасается лишь четверть опрошенных. Этот страх даже уступает боязни немцев природных катаклизмов.
Безопасность Германии от угроз исламских экстремистов объясняется многими неучастием страны в иракской войне. Популярное в народе решение, принятое Герхардом Шрёдером, обеспечило ему победу на выборах 2004 года. За выход из "коалиции согласных" Берлин заплатил резким охлаждением отношений с Вашингтоном. Но после событий 11 сентября роль Германии на международной арене стала гораздо выше, и связано это с активной борьбой немецкого правительства против террора. До терактов мало кто мог представить себе участие немцев в международных миротворческих операциях. Однако вот уже годы солдаты бундесвера несут службу в Афганистане и в ряде других горячих точек.
Тем самым, становится ясно, что Германия неминуемо должна была попасть под прицел исламских террористов. Состояние расслабленности закончилось, самое позднее, после атаки "чемоданных бомбистов", намеревавшихся осуществить взрывы в поездах. Лишь счастливая случайность, заключавшаяся в ошибке изготовителей взрывных устройств, помогла избежать многочисленных жертв. А немецкие спецслужбы и не подозревали о намерениях экстремистов, что определенным образом свидетельствует об их недостаточной подготовке к борьбе с терроризмом.
Отсутствие четкой концепции
Через пять лет после трагедии в США немецкие политики так и не выработали четкую концепцию безопасности. "Красно-зеленое" правительство Шрёдера осуществило, тем не менее, ряд мер в решении этого вопроса. Бывший федеральный министр внутренних дел Отто Шили стремился максимально пойти навстречу желаниям спецслужб. Так они получили доступ к данным социальных учреждений, банков, туристических компаний, возможность вести видеонаблюдение за помещениями, где находятся подозреваемые. Была ограничена свобода объединений. Спецслужбы получили возможность действовать против иностранных террористических организаций, находящихся в Германии. Закон о воздушной безопасности , принятый в 2005 году, усилил контроль над пассажирами, их багажом и обслуживающим воздушные линии персоналом. Однако Конституционный суд отклонил предлагаемый в проекте нового закона пункт, который разрешал бы сбивать пассажирские самолеты, захваченные террористами.
Искоренить предпосылки терроризма
По словам полицейских чиновников, в первые месяцы после терактов в США можно было "вечером предоставить проект, а уже на следующее утро найти его в качестве законодательной инициативы". В Германии есть масса инструментов для борьбы с терроризмом. Однако большинство из них не работает, считает Клаус Янзен, председатель Союза немецких криминалистов. Главные проблемы, по его мнению, лежат в кооперации и координации действий. В стране, по его мнению, нет единой дееспособной спецслужбы, как в США.
Важной задачей в борьбе с терроризмом, по мнению немецких экспертов, должно быть не только создание инструментов предотвращения терактов, но и предотвращение радикализации мусульманской общины Германии. "Мы не победим терроризм, если установим дополнительные 10 000 видеокамер. Мы должны искоренить его истоки", считает эксперт по терроризму Удо Улькотте.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|