24 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Муравьи — людоеды
28.10.2006
Муравьи — общественные насекомые подотряда жалящих перепончатокрылых, ближайшие родственники ос и пчел, но жало и ядовитые железы есть далеко не у всех видов. Именно благодаря своим недюжинным способностям к кооперации муравьи стали доминирующей группой членистоногих. В теплых странах на 1 га земли можно насчитать до 20 миллионов особей этих вечно спешащих, деловитых созданий.

Более чем 10 000 видов муравьев распространено по всему земному шару, кроме Крайнего севера и Антарктиды. Самые интересные, разнообразные и высокоорганизованные из них обитают в тропиках, но в России тоже встречаются некоторые «муравьиные мудрецы». Например, рыжие лесные муравьи (Formica rufa) — неисчерпаемый источник исследований и открытий. Наверняка вы видели их великолепные муравейники в наших лесах, где маленькие рыжие трудоголики участвуют в почвообразовании и спасают растения от гусениц.

Муравьиные войны

В нескольких шагах от меня среди густой растительности показалась на земле черная масса: надвигались муравьи. Эти хищники, муравьи-эцитоны, уничтожают на своем пути все живое. Аркадий Фидлер. Зов Амазонки

Если Европе удается более или менее мирно уживаться рядом с муравьями, то США повезло меньше. Не далее как вчера вы в ужасе бросили на пол сахарницу при виде желтых фараоновых муравьишек (Monomorium pharaonis) и срочно позвонили в фирму по уничтожению насекомых? Какие пустяки эти ваши треволнения по сравнению с многолетней войной между США и красными огненными муравьями (Solenopsis invicta)!

Опасных интервентов случайно завезли по морю в США из Южной Америки в начале 1900-х, когда наладилась активная торговля крупным рогатым скотом. Поскольку климатические условия оказались благоприятными, а естественных врагов на чужеродной земле не было и быть не могло, уже через несколько лет огненные муравьи размножились в невероятном количестве. Они «захватывали» все новые и новые территории, продвигаясь из штата Алабама в Калифорнию. Маленькие огненные существа нещадно жалили фермеров, возводили муравейники на пути косилок и подрывали имидж всемогущей капиталистической державы.

В действительности американцы гораздо больше страдали от яда ос и пчел, но теперь у USDA был веский повод пустить «тяжелую артиллерию» против огненных муравьев. Пестициды марки «Мирекс» распылили по всему юго-востоку США из многочисленных вертолетов и стали ждать результатов... Первой забила тревогу биолог, основательница всемирного движения за экологию Рэйчел Карсон (Rachel Carson), в последствии описавшая все перипетии этой войны в своем бестселлере «Безмолвная весна» («Silent spring»,1962). «Кто имеет право решать за всех нас», — негодовала она, — «что высшая ценность — это мир без насекомых, бесплодный мир, не украшенный даже крылом летящей птицы?». Рэйчел оказалась права — после употребления сдобренных «Мирексом» червяков исчезли все перелетные дрозды, а в 1976 году было убедительно доказано, что эти химикаты опасны для человека и являются сердечным токсином. Возможно, Карсон и сама стала жертвой пестицидов, спровоцировавших рак — через два года после публикации книги она скончалась.

Кстати, в СССР тоже были попытки использовать «Мирекс», но далеко не такие масштабные.

Химический вопрос

Не одерживал смертный над небом побед. Всех подряд пожирает земля-людоед. Ты пока еще цел? И бахвалишься этим? Погоди: попадешь муравьям на обед! Омар Хайам. Рубайат

К 1990-м годам огненные муравьи, в отличие от дроздов, восстановили и преумножили свою популяцию. Причем теперь их интересуют не только новорожденные птенчики, но и провода, кондиционеры, светофоры и прочие электроприборы, которые они выводят из строя, нанося США экономический ущерб в размере 6 миллиардов долларов в год. Описание великого «муравьиного противостояния» входит во многие рефераты и научные работы по экологии, в частности, в 2004-м вышел «детективный» труд Джошуа Буса (Joshua Blu Buhs. The Fire Ant Wars), который еще раз напоминает о возможных последствиях применения пестицидов.

Несмотря на развивающиеся трансгеннные технологии, которые помогут нам защитить урожай от плодожорок и листогрызов, тема химикатов по-прежнему остается одной из самых острых в мире. Например, по недавнему сообщению BBC почти одна треть британских продуктов содержит пестициды. Еще больше шума наделало в июне 2006 года открытие группы ученых из факультета здравоохранения Гарвардского университета под руководством Альберто Аскерио (Alberto Ascherio). Было доказано, что пестициды, применяемые в сельском хозяйстве, увеличивают риск заболевания болезнью Паркинсона на 70%. На основании этого открытия госпожа Бертран Кудерк (Bertrand Couderc), адвокат некоего сельскохозяйственного рабочего, впервые во Франции сумела доказать, что его недуг — профессиональное заболевание и добиться существенной финансовой компенсации для своего подопечного.

Возможно, с помощью модной темы надуманной опасности генетически модифицированных организмов нас пытаются отвлечь от более реальной угрозы? Для меня «химический вопрос» всегда будет актуален, поскольку я сама испытала на себе воздействие химикатов. Когда мне было лет 13, мы переехали в городок неподалеку от одного из старейших городов Сибири — Усолье-Сибирское. Мне всегда казалось, что Сибирь с ее чудесной зеленой тайгой — это легкие России. Как же я ошибалась! Почти каждое утро наши дома накрывало густое облако хлора, и через несколько месяцев из веселого и здорового ребенка я превратилась в чахлое создание. Тогда я не знала, кто виноват и к кому следует обращать свою ненависть. Но наверняка они могли нормально дышать и не знали страшного слова «астма». Меня срочно отправили в Киргизию к бабушке, и я была спасена, чего не скажешь о некоторых других детях, ставших инвалидами. Говорят, в настоящее время экологическая ситуация в Сибири улучшилась лишь потому, что многие химические производства простаивают из-за экономического кризиса. Но вернемся к нашим «великим и ужасным» муравьям.

Как бы ни был велик соблазн устроить муравьям «химическую атаку», USDA переключилось с пестицидов на более сложные стратегические разработки. Так, из Южной Америки уже завезены естественные враги огненных муравьев — мухи-горбатки из рода Phoridae, которые откладывают яйца в тело живого Solenopsis invicta. Развивающаяся личинка со временем обезглавливает муравья с помощью специального фермента. В Южной Америке часто можно наблюдать, как горбатки роятся над муравьиными колониями, а их личинки, прикрывшись маской из головы муравья, нагло «шагают» вместе с перепончатокрылыми.

И вновь продолжается бой

Муравьи, несомненно, заметили поджигателей и гнались за ними. Они бежали быстрее, чем люди, и расстояние между теми и другими все уменьшалось. Владимир Обручев. Плутония

Никто не хочет пережить печальный опыт США, но пока ученые не изобрели биофильтр, подобный представленному в фильме «И грянул гром» (“A Sound of Thunder”), никто не застрахован от нашествий южноамериканских муравьев. Так, в марте 2006 года Израиль атаковала армия все тех же воинственных Solenopsis invicta. Жутковатые фотографии израильских крабов, облепленных огненными муравьями, облетели мир, а на пляжах появились предупреждения «Осторожно, муравьи». В Австралии перепуганные экологи борются с «сумасшедшими» желтыми муравьями Anoplolepis gracilipes, которые впрыскивают кислоту в глаза местных беззащитных ящериц и птенцов и грозят погубить эндемичную фауну. С ними пытаются бороться с помощью специального инсектицида «Fipronil», подмешанного в пищевые шарики, привлекательные только для муравьев этого вида.

Россия с ее прохладным климатом — не слишком симпатичное место для тропических «варваров», однако в одной из московских больниц уже был обнаружен огненный муравей Solenopsis savissima var. Richteri. Если же принять на веру гипотезу некоторых пессимистичных ученых, в частности, Майка Пиллинга (Mike Pilling) из Линдского университета Западного Йоркшира, лет через 100–200 климат в Европе невероятно потеплеет. Наверное, приятно будет снимать по два-три урожая в год, но и теплолюбивым муравьям больше ничто не будет мешать завоевывать новые территории.

Неприспособленного европейца некоторые тропические муравьи способны довести до инфаркта одним своим внешним видом, а что будет, если они придут к вам в гости? В джунглях Юго-Восточной Азии я видела колонии муравьев в метр (!) шириной, которые проносились по траве, словно гигантские черные волны. Туристы разбегались прочь, и только натуралисты вроде меня с огромным удовольствием взирали на это буйство жизни. И дело тут не в смелости, а в знании повадок насекомых — большинство муравьев вовсе не ищут встреч с человеком и бросаются на него, лишь когда «разрушитель» приближается к гнезду. Самые опасные — южноамериканские и африканские бродячие муравьи, которые сметают все на своем пути, и людям приходится покидать деревни или возводить вокруг домов огненный заслон.

В поисках кольца Соломона

Так муравьи, столкнувшись где-нибудь, потрутся рыльцами, чтобы дознаться, быть может, про добычу иль про путь.

Но только миг, объятья дружбы длятся. Данте Алигьери. Божественная комедия. Чистилище. XXVI песня

Есть ли способ обезопасить себя от нашествий перепончатокрылых? Вероятно, нам поможет в этом изучение поведения общественных насекомых. Когда на вас набрасываются толпы голодных пиявок или москитов, приходится спасаться бегством, но муравьи — существа более высокоорганизованные, так почему бы с ними не… договориться! Как говаривал выдающийся этолог нобелевский лауреат Конрад Лоренц (Konrad Z. Lorenz): «У меня есть все основания верить, что Соломон действительно мог беседовать с животными, и даже без помощи волшебного кольца, обладание которым приписывает ему легенда».

Так называемый гипотетический язык муравьев пока слишком сложен для человеческого понимания, но эксперименты по его расшифровке ведутся уже давно. Язык этот, скорее всего, состоит из комплекса запахов (феромонов), жестов (движений конечностями) и антеннальных контактов. Наиболее популярный объект для изучения «лингвистики» насекомых — медоносные пчелы, родственники муравьев. Именно на них австрийский зоолог Карл фон Фриш (Karl von Frisch), получивший в 1973 году Нобелевскую премию, доказал существование символического языка танцев. Окончательное подтверждение наличия «языковых» способностей у пчел получил в начале 1990-х инженер из Дании Бент Бах Андерсен (Bent Bach Andersen). Он провел воистину удивительный эксперимент, создав искусственную пчелу-робота, которая передавала настоящим пчелам команды, куда лететь за нектаром. И они их выполняли! Подобные эксперименты невероятно сложны по ряду причин. Например, у пчел из разных местностей отличаются диалекты, примерно как у людей из разных республик.

Но это не мешает нам помечтать, как было бы удобно научиться «говорить» муравьям: «Опасность! Всем срочно убраться из этой местности!». Менее фантастический способ борьбы с муравьями — синтезировать запах муравьиных врагов и внедрить его в муравейник. Насекомые перестанут различать, кто свой, а кто — чужой, и устроят «братоубийственную» войну. Подобные опыты уже проводятся в Калифорнийском университете в Ирвайне (UC Irvine) над аргентинскими муравьями Linepithema humile, также завезенными из Южной Америки и потеснившими местных членистоногих. Группе ученых под руководством Нила Цуцуи (Neil Tsutsui) удалось получить вещество, которое «аргентинцы» воспринимают как метку муравьев другого вида.

Разве что крестиком не умеют вышивать

Есть ли на свете что-нибудь прекраснее муравья? Линии его тела чисты и изогнуты, аэродинамика совершенна… Он похож на итальянскую гоночную машину. Бернард Вербер. Муравьи

Если забыть о муравьиных войнах, в которых повинен сам человек, то цивилизация муравьев — интереснейший объект для мирного изучения и созерцания. Попробуйте однажды понаблюдать за «муравьиными мудрецами», и очень скоро подобное хобби может перерасти во что-то большее. Самый простой и безобидный эксперимент по выявлению муравьиного «интеллекта» таков: поставьте низенькую свечу на купол «домика» рыжих лесных муравьев, и вы обнаружите, что они способны потушить огонь с помощью прицельных выстрелов муравьиной кислоты.

Загадочное поведение насекомых породило и новую моду — в некоторых европейских зоомагазинах продают специальные формикарии (нечто вроде крепких террариумов) с небольшими колониями муравьев внутри. В России это увлечение пока только зарождается, но уже существуют специальные клубы любителей муравьев. Здесь можно обсудить, чем кормить питомцев и как их содержать. Так, многие муравьи погибают, наевшись майонеза или колбасы, но живут долго и счастливо, если их кормить свежим медом. В том, что муравьи не меньшие гурманы, чем люди, я убедилась 8 сентября 2006 года на книжной ярмарке в Москве, побеседовав с фантастом и любителем насекомых Бернардом Вербером.

— Скажите, откуда вы знаете такие подробности жизни муравьиной цивилизации? Вы действительно наблюдали за ними или все написанное — фантазия? — спросила я у этого добрейшего француза. — Я перенес во дворик своего дома небольшой муравейник и с удовольствием наблюдал за насекомыми. Больше всего меня возмущало, что они ничего не хотели есть, кроме икры! После завершения исследований я отнес их обратно в лес.

Действительно, муравьи едят не все подряд, как можно было бы подумать при взгляде на вездесущих фараоновых муравьев. Например, южноамериканские муравьи-листорезы (Atta cephalotes и другие Attinae) готовят из листьев специальный субстрат, на котором выращивают съедобные грибы рода Rhozites в подземных «грибных садах». Муравьи-жнецы из рода Messor, обитающие в Средней Азии и на юге России, строят в муравейниках «амбары» для хранения семян растений. Они кормят личинок изысканными «булочками», приготовленными из муки измельченных семян. У некоторых видов жнецов можно обнаружить в «амбарах» до 55 кг зерна, возможно, по этой причине у народов Юго-Восточной Азии существует легенда о муравье, который даровал им рис и зерно. Многие муравьи-вегетарианцы очень миролюбивы, чем и пользуются местные жители. Так, в колумбийской провинции Сантандер все местное население гоняется за беспомощными крылатыми самками листорезов Atta laevigata. Аборигены едят жареные филейные части «широкозадых» муравьев в качестве «Виагры», а также поставляют их в магазины Лондона. Говорят, в крупнейших универмагах столицы Британии печенье с муравьями пользуется огромной популярностью.

К счастью, у людей по отношению к муравьям интерес не только гастрономический. Муравьи — самые-самые по многим показателям, и было бы неплохо чему-нибудь у них поучиться. Например, если провести нехитрые математические расчеты, получится, что муравьи бегают быстрее людей. То есть, будь они нашего размера, то достигали бы скорости 80 км/ч. Помимо небывалых скоростей, эти насекомые демонстрируют и феномен долгожительства. Обычно муравейник обновляется каждый год, но некоторые самки доживают до 10–20 лет. Быть может, секрет их долголетия в муравьином «государственном строе»? Не может не вызывать восхищения и архитектурные таланты этих маленьких насекомых.

Многие человеческие корпорации ласково называют «муравейниками», но куда нам тягаться с муравьями! Любая человеческая фирма нестабильна, поскольку какой-нибудь «рабочий» рано или поздно обязательно начнет плести интриги и попытается занять место «королевы». У муравьев подобное кощунство невозможно, поскольку с рождения существуют определенные касты, а все рабочие — недоразвитые самки, которые никогда не станут королевами. Среди муравьев есть и рабовладельцы, например, муравьи-амазонки (Polyergos rufescens), ворующие куколок других видов муравьев. Если вам повезет, и вы встретите муравьев-амазонок в южной части Подмосковья, обязательно понаблюдайте за ними. Их разбойничьи походы в соседние муравейники — захватывающее зрелище. Самое любопытное — рабы, выполняющие за амазонок всю работу, никогда не узнают о своем происхождении и не предъявят поработителям обвинение в расизме.

В анимационном фильме «Гроза муравьев» (“The ant bully”) одухотворенные муравьишки демонстрируют чудеса кооперации — сооружают живые «мосты» и «лестницы» для переправы через ущелье, совещаются, разрабатывают стратегию войны. Думаете, все это сказки? Некоторые виды действительно способны к подобным трюкам, например, бродячие муравьи-эцитоны (род Eciton) постоянно кочуют и вынуждены преодолевать множество препятствий. Тысячи муравьев, сооружающие понтонные мосты из собственных тел, меня почему-то не удивляют. Вот если бы мы увидели подобные чудеса взаимовыручки среди людей где-нибудь в центре Москвы, в час пик — это была бы сенсация. А вы как считаете?


 
Количество просмотров:
1209
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.