23 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Здоровье
Всемирная организация здравоохранения к началу нового тысячелетия не смогла справиться с полиомиелитом
01.11.2006
Прошло уже почти двадцать лет с тех пор, как в 1988 году на Всемирной ассамблее Всемирной организации здравоохранения было решено сделать XXI веку «подарок» от века XX: стереть полиомиелит с лица Земли к 2000 году. К моменту принятия этого решения вируса уже не было во всем западном полушарии. После него вакцинацию прошли более двух миллиардов детей по всему миру, и общее количество случаев заболевания уменьшилось на 99%. По оценкам ВОЗ, вакцинация спасла более пяти миллионов детей от паралича или смерти.

Но близится к концу уже шестой год нового века, полиомиелиту давно уже следовало бы исчезнуть с лица Земли, однако даже оптимисты понимают, что до этого пока очень далеко. Неудачи кампании по борьбе с этим заболеванием могут прекрасно проиллюстрировать, как межнациональное недоверие и религиозный обскурантизм становятся непреодолимой преградой на пути реализации самых амбициозных планов, губят самые благие намерения. Преграды, о которых идет речь, настолько монументальны, что к нашему времени полностью уничтоженной можно считать лишь одну болезнь — оспу.

По мнению ученых, пока есть хоть одна страна, пусть даже самая бедная, в которой время от времени фиксируются случаи заболевания полиомиелитом, угроза висит и над всем миром. Да позволена будет такая аналогия: пока в лесу горит хоть одно дерево, пожар нельзя считать потушенным. Кампания по борьбе с полиомиелитом развивалась вполне успешно до тех пор, пока небольшая группа исламских фундаменталистов в Индии не объявила войну вакцинациям, и теперь там возник очаг, дающий новую жизнь смертельно опасной болезни.

Полиомиелит, вирусное инфекционное заболевание, которое ежегодно калечило и убивало миллионы детей, до тех пор пока его не удалось почти полностью победить в западных странах благодаря вакцине, полученный в 1950-е годы Ионой (Джонасом) Солком (Jonas E. Salk). В бедных странах дело шло хуже: люди продолжали болеть, но в прошлом году уже стало казаться, что мир стоит на пороге полного избавления от полиомиелита. Даже в Индии тогда сообщали всего о 66 случаях, что несравнимо меньше 1600 заболеваний, о которых сообщелось в 2002 году. Однако теперь ситуация резко изменилась в худшую сторону, о чем свидетельствуют сообщения о 325 случаях заражения, 23 из которых со смертельным исходом. Внимание привлек тот факт, что 70% инфицированных были мусульмане, хотя они составляют всего 13% населения Индии. Что еще более странно, многие мусульмане уверены, что капли вакцины — это часть всемирного антимусульманского заговора.

В центре внимания медицинских работников оказался самый большой индийский штат — Уттар-Прадеш, в котором проживают более 170 миллионов человек. Именно здесь несколько радикально настроенных мусульманских духовных лиц распространили слух, что вакцина — это часть тайной кампании по стерилизации мусульманских детей, направленной на снижение уровня рождаемости среди части населения, исповедующего ислам. По заявлению доктора Хамида Джафари (Hamid Jafari), директора отделения всеобщей иммунизации Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for disease control and prevention) и советника Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по вопросам борьбы с полиомеилитом в Индии, большинство мусульманок штата разрешили дать своим детям вакцину, однако «в определенных местах жители были настроены против» и не впускали медицинских работников в свои дома.

Для того, чтобы уничтожить полиомиелит, необходимо сделать так, чтобы капли попали в рот каждому проживающему в мире ребенку, возраст которого меньше пяти лет. И сделать это не один раз, так как в районах с жарким климатом может потребоваться несколько доз для выработки организмом полного иммунитета.

Доктор Джафари также добавил, что паранойя — это не единственная причина столь резкого отношения населения к вакцинации. Уттар-Прадешь пользуется дурной славой как самый плохой (в плане государственного обеспечения) штат Индии. Но состояние больниц и других медицинских учреждений в других штатах немногим лучше. Мусульмане, которые являются самой бедной частью населения Индии, больше других страдают от плачевного состояния медицинского обслуживания в стране. В беседе с корреспондентом журнала «Time» доктор Хамид Джафари признал, что в сознании многих мусульман укоренилось чувство недоверия к окружающим. Они говорят медицинским работникам, пришедшим делать прививку, что никто никогда не заботился об их здоровье. Неужели на этот раз они пришли только для того, чтобы дать их детям капли от полиомиелита?

Опасения жителей, хотя и строятся преимущественно на суевериях, не лишены оснований. Во-первых, во второй половине 1970-х годов при Индире Ганди (Indira Gandi) была проведена масштабная кампания насильственных стерилизаций с целью сокращения рождаемости, ставшая причиной полного поражения ее партии на выборах в Конгресс 1977 года. Иногда эта процедура проводилась даже без уведомления стерилизуемых... До сих пор именно стерилизация остается основным средством контрацепции в Индии. По данным проведенного в 1993 году по заказу индийского правительства социологического опроса, только три процента женщин знали о существовании методов контрацепции, отличных от стерилизации. И хотя с тех пор прошло более десяти лет, ситуация не изменилась, только ее никто больше не контролирует.

Во-вторых, есть негативные стороны и у применяющегося метода проведения вакцинации. Хотя чаще всего используемый в бедных странах метод вакцинации через рот имеет свои преимущества: такие вакцины легче в транспортировке и удобнее в использовании, они способствуют более быстрому возникновению иммунитета — но в них более вероятны мутации. Одна доза из трех миллионов содержит опасный вирус, который может парализовать или даже убить прививаемого ребенка.

По оценкам Хамида Джафари, в западной части штата Уттар-Прадеш до 15% матерей не дадут провести вакцинацию своих детей. Некоторые из них врачей просто прогоняют. «У нас полно других проблем, но вам на них плевать, — говорят им. — Всё, что у вас есть — это капли, а дети страдают и от других болезней, но им никто не помогает!» И в этих словах, пожалуй, много правды.

Но в то же время пятнадцать процентов — это достаточно много для столь густонаселенного штата, чтобы болезнь, передающаяся фекально-оральным путем, начала распространяться, угрожая соседним штатам. Едва ли можно найти более благоприятные условия для развития полиомиелита: ужасные условия жизни, страшная жара, открытые сточные канавы и огромные грязные лужи. Это делает процесс выработки иммунитета еще более сложным, поэтому часто необходимо давать ребенка вакцину несколько раз в течение года. Хотя на 90% территории Индии не зафиксировано ни одного случая заболевания полиомиелитом на протяжении уже нескольких лет, болезнь все-таки покинула пределы своего основного очага в западной части Уттар-Прадеша и начала распространяться в соседних районах.

Кампания по вакцинации ведется в Индии уже десять лет, а это очень много. Деньги на нее выделяют и правительства, и различные общественные организации. Но тенденция к сокращению бюджетов уже наметилась. Да и до этого выделяемых средств не хватало. Помощь мирового сообщества в борьбе с полиомиелитом составляет несколько миллиардов долларов. Более 250 миллионов долларов выделили Япония и Великобритания, 100 миллионов каждый — Канада, Голландия, Еврокомиссия и Мировой Банк. Самыми крупными донорами были США и международная благотворительная организация «Ротари Интернэшнл» (Rotary International), выделившие по 500 миллионов долларов каждая.

На эти деньги в прошлом году в Индии было проведены два десятка кампаний по вакцинации, в которых участвовало огромное количество медицинских работников. Каждый из них должен был ходить от двери к двери в течении двух недель. Медики пытались добиться, чтобы 50 миллионов детей получили вакцину. Но тотальная вакцинация — это только полдела. После уничтожения болезни необходимо в течение многих лет проводить повторные вакцинации для закрепления результата. Например, в США последний случай полиомиелита был зафиксирован в 1960-х, а вакцинацию дети проходят до сих пор. Врачи считают, что существует определенное количество людей, чья иммунная система имеет некоторые особенности, позволяющие человеку быть скрытым носителем вируса в течение десятилетий.

Вызывает опасения также и глобальный характер угрозы. По заявлению доктора Джафари, вирус из Уттар-Прадеша уже вышел за пределы Индии и попал в три африканские страны: Анголу, Намибию и Демократическую Республику Конго, где к этому времени были достигнуты впечатляющие результаты по борьбе с заболеванием. В этом году полиомиелит из Уттар-Прадеша проник в соседние Бангладеш и Непал, где случаев заболевания не было уже несколько лет. «Это показывает, что если полиомиелит не побежден в одной стране, он угрожает всему миру», — добавил доктор Джафари.

Опасность, которая возникает в связи с массовыми отказами делать прививку полиомиелита, уже вызвало обеспокоенность в различных странах мира. Так, в прошлом году власти Саудовской Аравии заявили, что все лица, намеревающиеся прибыть в страну, смогут получить визу, только доказав, что они были привиты от полиомиелита. Министр здравоохранения Индии Анбумани Рамадос (Anbumani Ramados), который в последнее время подвергается жесткой критике, заявил, что мобилизует все силы на борьбу с заболеванием и приложит максимум старания для того, чтобы достучаться до индийских мусульман. В последнее время он сделал ряд официальных заявлений, в которых выражал намерение проводить встречи с мусульманскими лидерами в Уттар-Прадеше, для того чтобы выработать совместную программу действии по изменению среди мусульман отношения к вакцине. Если они потерпят неудачу, еще больше родителей будут видеть, как их детей калечит и убивает ужасная болезнь, которая, как казалось, была уже побеждена.


 
Количество просмотров:
221
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.