25 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Общество
Бабий бунт
11.11.2006
Анна СЕМЕНОВА, Александр ПОЗДНЯКОВ

Психологи бьют тревогу: в последнее время стремительно растет число мужчин, пострадавших от женской агрессии. Так, незаметно феминизм из движения за равноправие превратился в движение угнетения. В Европе проблема достигла таких масштабов, что власти вынуждены создавать центры помощи представителям сильного пола, пострадавшим от домашнего насилия. К примеру, на прошлой неделе в Лондоне распахнул двери клуб бывших мужей, организованный по типу общества анонимных алкоголиков.

На собраниях джентльмены рассказывают о том, какому угнетению подвергли их супруги, и пытаются восстановить утраченное самоуважение. В России таких клубов пока нет. Несмотря на то, что не менее 5% российских мужчин пострадали от домашнего насилия, по телефонам доверия обращаются за помощью лишь единицы. Просто в России сильный пол не может признать свою слабость.

О семействе Макаровых жители деревеньки в Нижегородской области уже слагают легенды. Десять лет назад тщедушный слесарь женился на Полине, дочке военного. Первые годы супруги жили душа в душу. Когда любовь прошла, начались ссоры. Благодаря чисто физическому превосходству Полина Макарова не гнушалась регулярно избивать супруга. Слесарь приходил на работу то с синяком под глазом, то с отчетливым следом укуса на лице. Коллеги удивлялись: что происходит с Макаровым, он ведь даже не пьет. Терпение мужа лопнуло вскоре после того, как семья отпраздновала серебряную свадьбу. «Это невозможно было выдержать, – поведал «НИ» Антон Макаров. – По натуре я человек мягкий, но чувство собственного достоинства имею. Однажды меня познакомили с замечательной женщиной, и я влюбился. Первый раз в жизни. Так что я ушел от жены к той, что больше мне подходила, и по габаритам в том числе». Полина Макарова не смогла выдержать такого вероломства и решила основательно отомстить. Дала согласие на развод и даже дождалась свадьбы своего бывшего супруга. А потом она просто спалила дом новобрачных дотла. К счастью, никто не пострадал.

«Куда он от меня денется»

В семейных отношениях часто встречаются женщины-лидеры, но это обычно не вызывает опасений, комментируют ситуацию психологи. Однако не стоит путать их с женщинами-тиранами. «Если жена и мать становятся тиранами, – это ненормально, – сообщил «НИ» врач-психотерапевт Александр Полев. – Как правило, такие женщины – из неблагополучных семей, которые копируют стиль своей первой семьи. Тиранами могут быть и дети угнетенных матерей – они повторяют ситуацию с точностью до наоборот».

«Жены применяют насилие по отношению к мужьям, это вполне реально и случается регулярно, – комментирует ситуацию семейный психолог Мария Стишова. – Причем женщина куда более опасный и сильный соперник, чем мужчина. Кроме физического насилия, в ее арсенале есть множество других способов сделать мужу больно. Жены могут упрекнуть супруга в сексуальной или социальной неполноценности и таким образом серьезно его травмировать».

Сами женщины убеждены, что крепкий удар способен вывести мужчину на новый уровень развития. «Мой гражданский муж – настоящий слабак, – рассказала «НИ» Ольга Ляшенко. – Без меня он ничего не достиг бы. Иногда, конечно, требуется дать ему пинка, причем в буквальном смысле, чтобы он встал на работу. Периодически он идет гулять с друзьями, как он это называет, а потом возвращается домой и говорит, что я его подавляю. Но я не воспринимаю эти слова всерьез. Все, чего он добился после пяти лет нашей совместной жизни, сделано мной. Так что никуда он от меня не денется».

Впрочем, столкнуться с агрессией женщин могут не только слабовольные «тряпки», но и сильные, сформировавшиеся личности. «В качестве жертвы я всегда выбираю самого сильного духом мужчину, – рассказала «НИ» руководитель столичной компании Ирина Сомова. – И потом всеми способами пытаюсь сломить его волю. Как только партнер становится полностью от меня зависимым, я сразу теряю к нему интерес. Мне приятно чувствовать свою власть, правда, такие ощущения быстро требуют подзарядки. Каждую жертву я засчитываю в качестве трофея».

Из-под каблука

Пострадавшие от женской руки или сковородки мужчины редко обращаются за психологической помощью, несмотря на частоту побоев. По словам экспертов, в России из общего числа зарегистрированных случаев насилия 5% составляют мужчины. И это только верхушка айсберга жертв женской агрессии. «На самом деле оказание психологической помощи мужьям сильно затрудняется скрытностью их характера, – пояснила «НИ» координатор кризисного центра «АННА» Ирина Матвиенко. – Признать, что тебя ударила женщина, считается верхом позора. Как же так, придется осознать свою слабость, неспособность справиться с «всего какой-то девкой». Вот мужчины и предпочитают переварить свою психологическую травму в одиночестве. Но даже с учетом психологического барьера, затрудняющего признание мужчины в своем подчиненном положении, к нам несколько раз в месяц поступают звонки от терпящих насилие мужчин».

Психологи убеждены: у мужа, попавшего под каблук сильной женщины, есть только один выход – развод. Но расставание с супругой-тираном далеко не всегда приносит долгожданную помощь. Без психологической адаптации подкаблучник, который с таким трудом вырвался из цепких ручек любительницы покомандовать, наступает на те же грабли. «Когда мы познакомились с Сергеем, он ухаживал за кошмарной девушкой по имени Кристина, – признался «НИ» студент Олег Капаев. – Она была невероятно капризной и строила его, как хотела. Все его друзья, которые знали Сергея давно, были в ужасе от его выбора. В конце концов он ее бросил, промучившись два года. Серега впал в депрессию, но через пару месяцев утешился. Когда мы познакомились с его новой подружкой, то были в шоке – она была точной копией Кристины по характеру и отношению к бойфренду! Вскоре мы просто махнули на него рукой».

Агрессия с молоком матери

Эксперты связывают участившиеся случаи домашнего насилия над мужчинами с тем, что женщина в последние годы нередко выступает как основной финансовый источник существования семьи и при этом приобретает все большую независимость. «У нас полностью отсутствует институт кормильцев, – рассказала «НИ» член региональной общественной организации «Женский форум» режиссер Светлана Врагова. – Деградация мужчин, в том числе спровоцированная государством, элементарно не оставляет женщинам выбора. Поэтому и приходится тащить на себе ярмо «источника заработка» семьи. А мужья вместо того, чтобы пытаться найти себе работу, удобно устраиваются на шее у жены». Мужчина-жертва добровольно отдает себя на милость жены, потому что убежден: «Со мной по-другому нельзя, я этого заслуживаю».

Желанием властвовать обладают не все представительницы прекрасной половины человечества. Станет ли безобидная девчушка кричать на мужчин в будущем, зависит от того, как проходило ее раннее детство. Именно в этот период ребенок должен сам выбрать, какую модель поведения перенять – мужскую или женскую. «Одним из условий для формирования феминистского характера является идентификация с мужчиной в детстве, – пояснила «НИ» психоаналитик Яна Дубейковская. – Объектом для подражания может стать старший брат, потому что он сильный и обладает статусом, или младший брат, потому что он всеми любимый и долгожданный».

Важной причиной для агрессивного поведения женщин по отношению к мужчинам является высокая внушаемость прекрасного пола. «Девушки склонны идеализировать мужские образы, – пояснил «НИ» врач-психотерапевт Александр Полев. – У женщин есть представление о том, чего у мужчины нет. Она смотрит на экран и видит там супермена. Вера в экранный образ провоцирует женщин требовать от мужчины то, чего он дать не способен».

Также психологически благоприятным фактором для складывания агрессивно-феминистского характера является формирование и развитие негативного комплекса Электры. Он характеризуется идентификацией девочки с отцом, особенно в том случае, если малышка по каким-то причинам не доверяет матери. В результате в сознательной жизни выросшая девочка придерживается мужских принципов, например, тяги к лидерству, жажды власти. Как утверждают психоаналитики, часто девочки, испытавшие такой комплекс в детстве, в будущем занимают руководящие роли в коллективах.

На службе женщины-босса

Одной лишь семейной жизнью агрессия женщин не ограничивается. Победное шествие феминизма по всему миру обеспечило дамам право на труд. Теперь насилие переходит и в офисы. Причем чаще всего руководительницы относятся к своим подчиненным жестче, чем начальники-мужчины. Прекрасный пол уже на своих высоких постах начинает отыгрываться за унижения, которые случались во время их подъема по карьерной лестнице. Женщина-босс умело маскирует природную мягкость характера под масками вредной начальницы, стервы. Дамам сложно подавить то, что содержится в бессознательном, поэтому в завуалированных формах они стремятся создать на работе аналог семьи. Соответственно, если в ее родной семье ситуация неблагополучна, то и в офисе будет примерно то же самое. «Основные психологические модели поведения закладываются еще в утробе матери, – комментирует «НИ» корпоративный психолог Артур Гараганов. – Допустим, малышка испытала удушение при родах или пережила попытку изнасилования в юном возрасте. Такая девочка затем может стать руководителем только для того, чтобы душить своих подчиненных».

Женщина-манипулятор зачастую пытается просто отыграться на своих подчиненных. Прежде всех страдают мужчины. «Я доказываю всему обществу, что женщина может и должна быть руководителем, – призналась «НИ» Ирина Сомова. – Можно считать, это очередное испытание, проверка моих сил. С раннего детства в книгах, по телевизору я сталкивалась с примерами подавления женских прав мужчинами и вот теперь я могу сама командовать ими».

В то же время сами женщины отмечают, что реально подняться по карьерной лестнице – невероятно сложная задача. «Когда я только пришла в режиссуру, выглядела, как легкомысленная девчушка, – рассказала «НИ» Светлана Врагова. – Коллеги-мужчины меня вообще за человека не воспринимали поначалу. Пришлось действительно вкалывать. Чтобы получить такое же признание, как и мужчина, женщине требуется сделать в два, а то и в три раза больше работы».

В основном, отмечают эксперты, иногда слабый пол перебарщивает с идеями «свободы, равенства и братства». «Женщина имеет право на самостоятельную жизнь, – заявил Александр Полев. – Но, как говорится, заставь дурака богу молиться... Новоявленные феминистки уже говорят о превосходстве женщин над мужчинами, а этого изначально в феминизме не было».

В ФРГ РАСТЕТ ЧИСЛО ЖЕРТВ ФЕМИНИЗМА

С того момента, как некий студент Гиппель выступил с первым в истории Германии «Манифестом феминизма», прошло уже 216 лет. Теперь, как известно, руководит страной именно женщина. Да и на многих других командных постах в ФРГ находятся представительницы прекрасного пола. Правда, увлечение некоторых феминизмом дошло до такой абсурдной степени, что во многих фирмах признаком дурного тона, если даже не нарушением трудовой дисциплины, стало считаться появление в макияже. «Типичная жертва немецкого равноправия полов – это решительная, уверенная в себе личность в брючном костюме и почти без косметики, совершенно не напоминающая своими мужскими ухватками женщину», – иронизировала журналистка Ева Германн в своей книге «Принцип Евы».

Но, как свидетельствуют факты, все чаще жертвами феминизма становятся именно мужчины. Так, в одном небольшом городке Франконии обратился в суд некий менеджер среднего звена. Суть иска – это постоянные придирки и преследования на работе якобы из-за нежелания потерпевшего ответить любовной взаимностью руководительнице отдела. Дотошная немецкая Фемида признаков домогательства так и не обнаружила. Однако судья, сам недавно расставшийся со своей «половинкой», ушедшей на повышение в министерство юстиции, после процесса все же посочувствовал страдальцу: «Если у нас в стране так и дальше пойдет, придется, похоже, открывать убежища для пострадавших от женского насилия».

Сергей ЗОЛОВКИН, Нюрнберг

ШВЕДСКИЕ СЕМЬИ ИЩУТ ПАРТНЕРОВ ПО НЕСЧАСТЬЮ

«Моя бывшая преследует меня по полной программе. Она уже изрезала 32 покрышки на моей машине, звонит с угрозами убить меня, забивает дверной замок спичками, достала где-то динамит и пришла с ним в полицию – сказала, что это я кинул ей в почтовый ящик. Что мне делать?» «Жена постоянно лупит меня, швыряет в меня тяжелые предметы, недавно даже порезала мне ножом руку. Идти в полицию бесполезно: она сказала, что засадит меня в тюрьму за то, что это я ее избиваю. Она подстраховалась, позвонив несколько раз в Центр для пострадавших от домашнего насилия женщин».

Так выглядят типичные крики души мужчин, ищущих сочувствия и помощи на интернет-сайтах – единственном месте встречи побитых глав семейств, куда не стыдно обратиться со своей бедой. В стране победившего феминизма с его главным тезисом «насилие исходит только от мужчин» спасения от разбушевавшихся валькирий нет. Шведские мужчины опасаются заявлять в полицию или искать помощи у общества по двум причинам. Во-первых, они опасаются быть высмеянными. Во-вторых, доказать свою правоту мужья, скорее всего, не смогут: аргументы противной стороны всегда окажутся сильнее.

Государственный совет по профилактике преступности считает, что в 4% всех преступлений в семье, связанных с насилием, повинны женщины. Но это статистика тяжелых преступлений, когда мужчину калечат или убивают. Менее значительные правонарушения, например, дамское рукоприкладство, итогом которого становятся синяки и ссадины, в официальную статистику не попадают. В исследовании группы ученых Стокгольмского университета «Избитый мужчина», основанном на индивидуальных интервью, утверждается, что 15% опрошенных мужчин признались, что подруги жизни их побивают. Есть и еще одна цифра, разбивающая феминистский миф о том, что руки распускают только мужчины. Полицейские расследования по заявлениям избитых дам показывают, что в половине случаев драку затевали сами жертвы.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм


 
Количество просмотров:
675
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.