25 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Экономика
М.Леонтьев: «Что бы ни говорил Кудрин в своем бредовом состоянии, рубль становится национальной гордостью»
28.12.2006
К концу календарного года многие информационные агентства и СМИ проводят различные опросы и подводят итоги уходящего года. Как правило, основными темами таких сводных топов являются следующие: самое выдающееся событие года, самое запоминающееся событие года, самое важное событие года. По результатам, которые дают ведущие информационные ресурсы, считается, что одним из самых важных событий для России в 2006 году оказалось укрепление рубля и связанная с ним потеря интереса россиян к доллару.

Почему же Кудрина беспокоит укрепление рубля?

Как сообщает, например, РБК, снижение курса доллара посчитали главным событием 35,1% из более чем 11 тыс. респондентов. Впервые за длительное время американская валюта, долгие годы служившая надежным средством сбережений, дала заметную слабину. В компаниях, где еще в начале года зарплаты номинировались в долларах, к рублям перешли уже весной, после того как курс к доллару упал ниже психологически важной отметки в 27 рублей.

Торговцы недвижимостью выставляли за свои квадратные метры цены в рублях. Операторы мобильной связи один за другим объявили о переходе от ставших уже привычными центов к рублям. А что же дальше? А дальше уменьшение смысла доллара продолжится. Этот факт может стать главным впечатлением россиян и в следующем году — в ближайшие месяцы избавление от американской валюты продолжится, но уже не с такой интенсивностью.

Зато министр финансов Алексей Кудрин приводит прогноз относительно нашей национальной валюты. И тут оказывается, что мы должны не шампанским запасаться, а успокоительными средствами отечественной фармакологии. Россию ждет девальвация рубля к 2010 году, заявил министр Кудрин в своей лекции в Академии бюджета и казначейства. Цена нефти за баррель к тому роковому для страны году должна упасть до 50 долларов, что и приведет к обесцениванию рубля.

Но Кудрин озабочен не фактом того, что рубль может обесцениться, он беспокоится о том, что укрепилась наша валюта. По словам министра, в прошлом году рубль укрепился на 10%, в этом — на 8,3%. Если укрепление национальной валюты составляет 50% за пять лет, то это влечет существенное ухудшение российской экономики.

По его словам, прогноз социально-экономического развития страны строится из расчета, что цены на главное экспортное богатство страны — нефть — в ближайшие годы будут понижаться. Если в 2007 году баррель будет стоить 61, то в 2008-м его цена опустится до 56, в 2009-м — до 52, а в 2010-м и вовсе окажется на отметке 50 долларов. В этом случае приток нефтедолларов в страну резко сократится, что с учетом всевозрастающего импорта и оттока капитала приведет к отрицательному сальдо платежного баланса страны. Иными словами, вместо проблемы, куда девать долларовые сверхдоходы, государство будет бороться с проблемой нехватки иностранной валюты для поддержания курса рубля.

В такой ситуации Центробанк будет вынужден либо продавать золотовалютные резервы, либо пойти на обесценивание рубля. Впрочем, по словам министра, если ЦБ решится на девальвацию, то она с учетом инфляции будет небольшой и постепенной — в пределах 1-3%. Впрочем, по мнению министра, к серьезным негативным последствиям такое решение не приведет, учитывая нынешнее ежегодное укрепление рубля в пределах 10%.

Но замечу: для того чтобы вывести рубль из равновесия, нефть должна быть дешевле 35 долларов за баррель, и поток инвестиций должен прекратиться. Вот тогда возможна девальвация — но пока это не самый реальный сценарий.

Минфин должен определять политику, а не пугать какими-то там мифическими изменениями

Вообще, я бы сказал, что высказывание Кудрина выглядит странно, но я хочу заметить, что никаких высказываний, кроме странных, он давно уже не делает. Было бы неестественно, если бы он сказал что-то вменяемое, это было бы крайне удивительно. На самом деле, у нас есть Министерство экономического развития, которое занимается рынком конъюнктуры в основном, и больше ничем. Но Минфин-то тут причем? Теперь получается, что МЭРТ вообще ничего делать не будет, а Минфин начнет выполнять эту великую функцию: прогнозировать тенденции развития.

Задача же экономической политики состоит в том, чтобы предвидеть тенденции, предпринимать некие меры, так сказать, применять методы антикризисного менеджмента, чтобы не допустить краха. В общем, Минфин должен политику определять, а не пугать кого-то какими-то там мифическими изменениями.

С одной стороны, Минфин широко распространяет тезис на тему о том, что цена на нефть непредсказуема, именно поэтому нужно накапливать огромный Стабфонд и замораживать в нем средства. Теперь вдруг оказывается, что существует некая предсказуемость. Откуда она взялась, совершенно непонятно. Никакого обоснования этому нет. Только недавно Кудрин говорил, что цены на нефть не упадут вообще, теперь объявляет девальвацию рубля. Создается такое впечатление, что он находится в каком-то бредовом состоянии. Но я хочу спросить: девальвация вообще относительно чего? Относительно каких таких валют? Вот когда он говорит о девальвации рубля, он имеет в виду, что существуют постоянные, как статуи буддийские, величины в виде доллара, евро, иены и так далее. Но это же, в принципе, просто глупость. Получается, что у Кудрина возникает девальвация рубля относительно глупости. Каким образом можно девальвировать рубль в отношении доллара, когда у последнего есть две перспективы: постепенное снижение в случае крайне благоприятных условий, что практически невероятно, и резкий обвал доллара.

Вообще, финансовая ситуация создает такое количество неопределенностей, что прогнозировать относительно тенденций национальной российской валюты в действительности невозможно. С другой стороны, вместо того, чтобы заниматься вот этой ерундой, надо было бы создавать прочность национальной финансовой системы.

Надо было бы говорить о том, что рубль — это национальная денежная единица, в начале 90-х годов, а не возносить доллар до небес. Одно дело, когда рубль является заместителем доллара во внутреннем обороте, как сейчас, и тогда эти простейшие, в действительности, дебильные экстраполяции могут иметь некое отношение к реальности, и другое — если рубль является одной из мировых резервных валют. Тогда нам нужно было бы что-то предпринимать. О становлении рубля в качестве международной валюты говорило политическое руководство, и оно ставило такую задачу, очевидно, перед Кудриным. Но у Кудрина отсутствует слух. К сожалению, он слышать ничего не может, но говорит. Если бы Кудрин был глухонемой, было бы гораздо лучше для всех и для него — он бы лучше, адекватнее выглядел в глазах населения и руководства.

Вот в этих обстоятельствах, когда рубль становится национальной валютой и валютой резервов, имеющей эмиссионную составляющую и выполняющей функцию регулирования, все доводы Кудрина нелепы. Рубль приобретает теперь не только функцию обмена на доллары, полученные от продажи нефти, что вытекает из концепции Кудрина, а становится национальной гордостью, как то было раньше.

Вообще, вопрос о том, хороша ли девальвация, плоха ли она, насколько, в какой форме и в какой момент — в нормальной стране это вопрос финансовой политики, а не международной конъюнктуры. А по Кудрину, никакой финансовой политики вообще не существует и быть не может: он обеспокоен, видите ли, «чрезмерным усилением рубля». А кто сказал, что оно чрезмерное? Из каких таких соображений он решил, что оно чрезмерное?! Рубль — крайне недооцененная валюта. Существует такая объективная вещь, как паритет покупательской способности. Вот для всех международных пересчетов российских экономических показателей коэффициент этого пересчета равен примерно двум. Я боюсь соврать, но он где-то около двух. То есть рубль вдвое недооценен. Русский рубль может быть международной валютой, с помощью которой будут осуществляться все экономические операции.

Да, предположим, с точки зрения стимулирования экспорта и дестимулирования импорта выгодно иметь дешевую национальную валюту. Но Россия — довольно большая страна, у которой имеется некий внутренний рынок. Это же Кудрина совсем не интересует. И с точки зрения развития внутреннего рынка, и с точки зрения капитальной мощи страны обесценивать национальную валюту отнюдь не всегда интересно. Дело в том, что высказывание такого рода, весь смысл этого высказывания, сам факт его существования, свидетельствуют просто о предельной степени непрофессионализма как минимум, и как максимум — о ненависти к России.


 
Количество просмотров:
194
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.