|
|
|||||
Здоровье
Юлия БОРТА
Когда в мае 2005 года у 37-летней австралийской певицы Кайли Миноуг врачи обнаружили рак груди, журналисты начали активно обсуждать эту тему в прессе: каковы ее шансы на исцеление, будет ли снова петь. Вскоре Кайли перенесла операцию и прошла курс химиотерапии. Все это время она отнюдь не скрывалась от публики, разве что появлялась всегда в цветных платках (выпадение волос — последствие химиотерапии). Зато на последних фото она предстала уже с очень короткой стрижкой. Широкое освещение истории певицы, не сдавшейся болезни, побудило многих женщин пройти обследование, и кому-то это позволило обнаружить на ранних стадиях уже притаившийся в организме рак, а значит — дало шанс на исцеление.
В РОССИИ принято скрывать «нехорошие» диагнозы. Женщины не идут на обследование (маммографию рекомендуется делать всем после 40 лет), потому что боятся страшного приговора. И что еще хуже — даже услышав слово «рак», оттягивают лечение, потому что уверены: грудь обязательно удалят. А дальше — угроза разрушения семьи, потери работы… У некоторых женщин страх потерять грудь сильнее страха смерти. Отсюда факты: большинство приходят к врачам с запущенной стадией заболевания. Как разубедить женщин, что сегодня даже такой серьезный диагноз, как «рак молочной железы», вовсе не означает, что на себе надо поставить крест? Рассказать им правду, считают врачи. Поэтому развенчиваем мифы.
• Если обследование подтвердит наличие злокачественного процесса в молочной железе, грудь удалят.
Необязательно. Будет ли проведена радикальная операция (удаление всей молочной железы), зависит от стадии и распространенности процесса. Если размеры опухоли не более 2,5 см, выполняются органосохраняющие операции (удаляется часть молочной железы).
• Как после лечения ощущать себя полноценной женщиной с таким физическим дефектом, ведь «сразу все видно»?
Это раньше так было: операцию сделали — и слава богу, что жива. Теперь благодаря реконструктивно-пластической хирургии возможно восстановление молочной железы, если она была удалена полностью. Причем пластику можно делать как во время операции по удалению опухоли, так и через несколько лет. Используются внутренние протезы и собственные ткани: жировая клетчатка живота, мышечная ткань со спины или ягодиц. Если удалена вся молочная железа, обязательно нужно подобрать и носить протез. Это необходимо еще и по медицинским показаниям — чтобы предупредить нарушения осанки, искривление позвоночника, опущение плеч.
• После операции рука станет сильно отекать, плохо двигаться и болеть.
Иногда после операции развивается отек руки, но с этим можно бороться (лимфодренаж, магнитотерапия, упражнения, компрессионный рукав и т. д.). Необходимо регулярно измерять объем руки и в случае изменений обращаться к лечащему врачу. Нарушение подвижности появляется из-за образования рубцов в области операции. Но это успешно устраняется с помощью лечебной гимнастики.
• Нужно хорошо питаться, чтобы поддержать организм в борьбе с болезнью.
Не просто хорошо, а так, чтобы поддерживать нормальный вес, а если масса тела превышает норму — сбросить лишние килограммы. Ведь одна из причин возникновения рака молочной железы — повышенное содержание гормона эстрогена. А он вырабатывается в том числе и в жировой ткани. Чем больше жира, тем больше эстрогенов и, следовательно, выше риск рецидива болезни. Поэтому онкологи рекомендуют: меньше жирного и сладкого, соленого (соль задерживает жидкость в организме и может спровоцировать отеки). Однако низкобелковая диета нежелательна — недостаток белка может привести к ослаблению соединительной ткани и только ухудшит ситуацию. Меню должно содержать легкоусвояемый белок (рыба, мясо, птица). Алкоголь и табак — полностью исключить. Это ослабит иммунитет, усугубит отек, спровоцирует возврат болезни.
• Лучший помощник в борьбе с раком — это оптимизм и мысли только о хорошем.
Конечно, мысленно представлять, как организм разделывается с раковыми клетками, лучше, чем жить в постоянном страхе и депрессии. Однако многие исследователи сегодня сходятся во мнении, что убеждать страдающего человека, что он должен быть источником оптимизма и радостных мыслей, бессмысленно. Это становится для больных дополнительной «моральной обузой». Очень тяжело постоянно скрывать от окружающих свою боль, выдавливать улыбку, испытывая страдания. Еще хуже, если такой «ложный оптимизм» введет в заблуждение врача, который должен следить за появлением любых симптомов (в том числе и депрессии), способных повлиять на исход заболевания. А вот поддержка близких людей, семьи — просто необходима. На больного надо смотреть не как на человека, который завтра должен умереть, а как на того, кто идет на поправку. Ведь 95% женщин с ранними стадиями рака молочной железы сегодня полностью выздоравливают и возвращаются к работе.
Чтобы отек руки на стороне операции не усиливался:
Вопрос в тему
Ошибочный диагноз
3 года назад я сильно ушибла грудь. Боль быстро прошла, и я забыла об этом. А недавно проходила медосмотр, врач обратил внимание на уплотнение в груди. Также воспалились подмышечные лимфоузлы. Сделали биопсию, диагноз страшный — рак груди. Однако метастазов нет, сканирование костей показало, что все нормально, анализ на онкомаркеры показал результат в пределах допустимой нормы для моего возраста (мне 45 лет). Да и чувствую я себя прекрасно, нигде ничего не болит, все замечательно, опухоль, кстати, не растет. В связи с этим я думаю, что, может быть, результаты биопсии ошибочны, ведь все нормально было эти годы. Спасибо.
Отвечает врач-онколог, хирург высшей категории Юрий Алексеевич ОВСЯННИКОВ:
— ЛЮБОЕ сомнение должно иметь объективную основу, поэтому вы можете обратиться в другое медучреждение и сделать биопсию еще раз или пересмотреть материалы уже проведенной в другой клинике. Однако заявление о злокачественности чаще всего, увы, подтверждается. Сочетание воспаления лимфоузлов с образованием в молочной железе очень серьезное, поэтому тянуть с лечением, уповая на то, что это просто ушиб, ни в коем случае не стоит. От опухоли надо избавиться в любом случае, даже если ракового образования там нет.
Благодарим за помощь в подготовке материала главного онколога Департамента здравоохранения Москвы профессора А. М. Сдвижкова, профессора В. И. Борисова, зам. главврача по профилактике новообразований Онкологического клинического диспансера № 1 г. Москвы, к. м. н. В. В. Евтягина и зав. городским организационно-методическим отделом по онкологии И. Д. Васильеву
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|