25 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Политика
Не стоит сравнивать войну в Ираке с вьетнамской
06.02.2007
Евгений Сатановский

Результаты войны в Ираке в последнее время все чаще сравнивают с итогами войны во Вьетнаме. Это делают союзники США и их противники. Американские конгрессмены и лидеры террористов. Профессиональные политики и «люди с улицы». Журналисты и генералы. И все они не правы. Ирак – не Вьетнам. Ситуация там гораздо хуже. И большая часть параллелей, основанных на воспоминаниях о вьетнамской войне, в ситуации с Ираком не работает.

Разница не в том, что во Вьетнаме американцы сражались в джунглях, а в Ираке – в пустыне и в городских кварталах. Не в уровне вооружений и технологий. Не в том, какой была и какой стала за эти несколько десятилетий Америка.

Главное в том, что во Вьетнаме сражались не столько Север и Юг этой страны, сколько сверхдержавы. США боролись против СССР, война отражала соперничество модернизационных моделей, изначально принадлежавших к одной цивилизации.

Торговля и дипломатические контакты между Вашингтоном и Москвой помогали смягчить противостояние и удержать его в определенных рамках. Вьетнамская война была частью «Большой игры». Правила, по которым она велась, были малосимпатичны, а ее последствия отвратительны. Но правила все же были.

Вьетнамская война, в отличие от иракской, не имела религиозной или этнической составляющей. В отличие от Ирака там сосед не убивал соседа из-за того, что тот молился чуть-чуть иначе или был другой национальности. Вьетнамская война не была конфликтом цивилизаций. В Ираке же значительная часть тех, кто воюет против войск англо-британской коалиции, фанатично верят, что они защищают исламский мир от «крестоносцев». Политкорректные фразы уместны в стенах западных парламентов, но не в Эрбиле, Басре или Багдаде.

Уйти из Вьетнама оказалось сравнительно легко. Южный Вьетнам потерпел поражение, а Северный победил, но это была победа государства, а не анархической стихии, замешанной на религиозном фанатизме. Те, кто победил во Вьетнаме, не собирались продолжать войну в Европе и США. Те, кто могут победить в Ираке, стремятся к этому, не скрывают своих стремлений и делом доказали, что их угрозы – не пустой звук. Разумеется, оттуда можно вывести войска и военных советников. Для конгресса, сената и администрации США это будет означать, что война в Ираке окончена. Для тех, кто сражается там с Америкой, и в ее лице с Западом - это не будет означать ничего.

Сегодняшняя война в Ираке – это война всех против всех. Война инсургентов с оккупантами – с иракской точки зрения. Война коалиционных сил с террористами – с точки зрения Запада. Война арабов и курдов. Война курдов и туркоманов. Война шиитов и суннитов – Ирак главный фронт этой войны, разворачивающейся по всему исламскому миру от Ливана до Пакистана.

Война в Ираке – это междоусобица в суннитских общинах и столкновения между шиитскими лидерами. Это война между баасистами и сторонниками "Аль-Каиды". Между местными шиитскими шейхами и теми, кто ориентируется на Иран. Противниками марионеточного правительства и его немногочисленными сторонниками. И война всех этих групп против христиан, общины которых доживают последние годы на земле, бывшей их родиной почти два тысячелетия. Семейные кланы против семейных кланов, племена против племен, местные жители против иностранцев – вне зависимости от того, откуда они и чем занимаются. Такова война в Ираке.

И если во Вьетнаме война велась за контроль над страной, то Ирак давно превратился из страны в территорию. Ни одна из конфликтующих сторон, включая коалиционные войска и правительство Ирака, не контролирует, не может контролировать и не претендует всерьез на то, чтобы контролировать его. Ирак больше не страна. Это «серая зона», величиной со страну. 11 октября 2006 г. иракский парламент принял закон о федеративном устройстве страны.

Это легализовало создание в Ираке автономных регионов, что, как полагает большинство экспертов, приведет в недалеком будущем к распаду страны. Среди шиитов наиболее радикальные позиции занимает имам ас-Садр, полагающий возможным создание в Ираке исламского государства по иранскому образцу. О создании независимого исламского государства в суннитских районах сообщил в 2006 г. экстремистский «Консультативный совет моджахедов». Идею федеративного государственного устройства поддерживают курды и шиитские лидеры, контролирующие основные нефтедобывающие районы.

Понимает ли все это президент Буш, говоря о своей новой «стратегии»? Возможно. Во всяком случае, он готов взять на себя ответственность за то, что происходит в Ираке – и это немалая ноша для любого политика. Может ли он пойти на поводу у своих критиков? Исключено. Не потому, что это похоронит его как президента – его уже назвали худшим президентом Америки ХХ века. Просто это бессмысленно. Смягчить военное поражение, минимизировать потери, которые понесли США, сгладить ущерб, который принесли его действия республиканской партии – одно. Принять решение, которое вновь позволит наносить удары по Соединенным Штатам, тиражируя «11 сентября» - совсем другое. Допустить это не может ни один американский президент. Тем более – Буш, который не только зря развязал эту войну, но и плохо ее провел.

Численность американской группировки в 2006 г. колебалась от 123 до 150 тыс. чел., составив на 1 января 2007 г. около 140 тыс.чел. Численность подразделений других стран коалиции в Ираке в минувшем году сократилась с 21 до 16,5 тыс. человек. 21,5 тыс. новых американских солдат лишь компенсирует прошлогодний отток войск, незначительно наращивая силы там, где американские потери особенно велики. Это в первую очередь Багдад и западная провинция Анбар, где 30 тыс. американцев не могут сдержать местных повстанцев и боевиков «Аль-Каиды».

«Стратегия» президента Буша – не имеет к настоящей стратегии никакого отношения. Но как тактический ход может иметь смысл. Американцам придется передислоцироваться. Отвести войска на базы в иракском Курдистане, Иордании, монархиях Персидского залива. Контролируя трубопроводы и нефтяные терминалы, нефтепромыслы и район посольств в Багдаде, парламент и правительство они могут «уйти, оставшись». Успешная передислокация под огнем возможна только после нанесения превентивных ударов по противнику. Для этого нужно увеличить численность войск, создав резервы, которые могут прикрыть перемещающиеся части. Это элементарные основы военного дела.

Что еще остается делать американскому президенту? Гражданская война в Ираке приобрела необратимый характер. Демократия, ради установления которой, если забыть о несуществующей ядерной бомбе Саддама, началась война, не принесла жителям Ирака ни безопасности, ни мира. При тирании Саддама они жили лучше. Сегодня в Ираке электричество подается на 12 часов в сутки, а в Багдаде лишь на 6-7 часов. Безработица в отдельных районах доходит до 70%. Иракцы бегут из страны. В Сирии в настоящее время находятся от 500 тыс. до 1 млн., в Иордании от 500 до 700 тыс., в Египте около 100 тыс. иракских эмигрантов. По данным иракских властей, в 2006 году страну ежемесячно покидали до 100 тыс. человек, а всего с 2003 г. из Ирака эмигрировало более 2 млн. человек. Более 18 тыс. из них – врачи, ученые, инженеры и преподаватели.

Внутри страны, боясь преследований, более 500 тыс. человек покинули места постоянного жительства и переместились в районы компактного проживания своих религиозных общин.

На начало 2007 г. иракские власти контролировали 3 из 18 провинций страны. В 2006 г. численность армии Ирака увеличилась до 119, а полиции - до 199 тыс. человек. Однако большинство иракских частей, однако, не в состоянии бороться с повстанцами и террористами без поддержки армии США. Особняком стоят курдские «пешмерга», отряды которых общей численностью до 100 тыс. чел. подчиняются только курдским лидерам.

В Багдаде боевики насчитывающей до 20 тыс. человек «Армии Махди», подчиняющейся лидеру шиитских радикалов ас-Садру, вытесняют суннитов. Только в 2006 г. 10 районов Багдада со смешанным населением превратились в шиитские. Шииты доминируют и в багдадской администрации. Им противостоят суннитские «Исламская армия Ирака», «Новая партия Баас», «Революционные бригады 1920 года», «Армия Мухаммеда» и около 1300 иностранных боевиков.

В тоже время Эр-Рияд и Каир призвали США не спешить с выводом войск из Ирака. Премьер-министр Турции Тайип Эрдоган полагает, что нужно разработать график вывода войск, но «численность войск должна сокращаться медленно», тем более, что из-за действий курдских боевиков сохраняется напряженность на границе Турции с иракским Курдистаном.

Неспокойна и граница с Ираном, хотя Тегеран установил отношения как с шиитским, по преимуществу, правительством в Багдаде, так и с шиитскими радикалами, помогая им готовить боевиков и поставляя оружие. Сирия в 2006 г. восстановила разорванные более 20 лет назад дипломатические отношения с Ираком, но перекрыла границу с ним, разместив на ней 7,5 тыс. военнослужащих.

Похоже, что в Ираке все возможные ошибки уже сделаны. Следующие ошибки администрации США и действующего президента могут быть сделаны в отношении Ирана или Сирии, однако они не приведут к региональной катастрофе. Катастрофа уже произошла. Новые войны или неуклюжие действия дипломатов могут лишь ускорить или замедлить ее ход. Время – единственный лекарь исторических ошибок такого масштаба. Опыт старых колониальных империй востребован сегодня, как никогда раньше. Опыт этот призывает не торопиться. Не выводить поспешно войска, «теряя лицо». Договариваться с теми, с кем можно договориться и жестко действовать там, где договариваться не с кем. Забыть о штампах второй половины ХХ в. И в первую очередь перестать полагать, что «мировое сообщество» - это реальность, которая способна на что-то дельное. Понять, что эта небольшая группа чиновников политиков, журналистов и международных бюрократов, полагает себя «мировым правительством» безо всяких на то оснований.

Нужно вести осторожный мониторинг ситуации. Поддерживать стабильность любых региональных режимов – демократических или нет. Организовать действенный карантин по границам Ирака. Постепенно налаживать отношения с теми, кто возьмет власть в этой стране или тех анклавах, на которые она распадется.

У этого лекарства горький вкус. Реальность несправедлива. Некрасива. Обидна. Далека от инфантилизма мессианствующих политиков. Но другой реальности – нет.


 
Количество просмотров:
214
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.