25 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Политика
Броуновская демократия по-украински
07.02.2007
Вадим Дубнов

Вступление принятого Верховной Радой Украины закона о кабинете министров выглядит едва ли концом короткой революционной эпохи. На самом деле, если не сводить украинскую революцию к оранжевому пафосу, то принятый закон, урезающий полномочия президента до назначения делегации на встречу с «евротройкой» (да и то парламент, если ему этот состав не понравится, может его и не утвердить), органично ложится в ткань постреволюционной логики.

Какие бы планы ни вынашивали в дни Майдана революционеры и контрреволюционеры, существует одна идея, которая их подсознательно объединяет: дальнейший демонтаж системы Кучмы. То, что для оранжевой команды это было единственным способом победить, понятно. Гораздо увлекательнее то, что неуклонное продолжение этой линии стало в новой ситуации залогом успеха Януковича.

По существу, превращение президентской республики в парламентскую (которую можно, конечно, обозначать эвфемизмом «парламентско-президентская») – это венец децентрализации власти, совсем недавно сосредоточенной в руках одного арбитра, и реализуемой приближенными к нему группировками. Янукович, не победивший в условиях вертикали власти, и Янукович, очко за очком берущий реванш в условиях власти многополюсной – это и есть главный украинский сюжет последних трех лет.

Политическая реформа, давным-давно задуманная самим Кучмой во имя сохранения вертикальной архитектуры, обернулась почти полным ее разрушением. И теперь, подобно тому, как теряет часть полномочий президент, даже областные администрации делятся властью с местным самоуправлением, окончательно добивая былую вертикаль. Количество центров власти приближается к числу противоборствующих сил. Парламент, правительство, администрации всех уровней, Конституционный и Верховный суды. Да и самого президента считать исключительно моральным авторитетом было бы несколько опрометчиво.

Через переход от президентской республики к парламентской прошли едва ли не все молодые восточноевропейские демократии, в связи с чем эту трансформацию принято считать симптомом выздоровления. Украину к числу этих выздоровевших счастливчиков причислять, естественно, рано. Ее порыв, в отличие от романтических сюжетов начала 1990-х, основан не на стремлении к демократии как единственному способу бегства от прошлого, а на мотивах бескомпромиссного номенклатурного противостояния.

С виду демократическая технология разделения власти на деле оказывается хорошо просчитанным ходом Януковича, который сегодня контролирует парламент, и которому легче договориться с многочисленными местными советами, чем с губернаторами. Словом, внешне вполне демократическая модель. При том, что в первичном побуждении демократии здесь примерно столько же, сколько было ее в модели Хасбулатова, который тоже очень хотел передать всю власть Советам. Но этим перечень сходств и исчерпывается. Другое время и, стало быть, совершенно другие люди.

И, значит, нет того драматизма выбора между «да», «да», «нет», «да». Членство в НАТО, украинскую страсть к которому Ющенко так опрометчиво переоценил, и в ЕС – это не развилка и не гамлетовский вопрос: быть или не быть. Это вопрос времени, что понимают все, и смена министра иностранных дел этого процесса не замедлит и не ускорит.

И, самое главное, нынешний успех Януковича – явление исключительно тактического порядка, потому что даже в «Партии Регионов» прекрасно понимают цену каждой минуте власти, которая через некоторое время, может быть, даже до следующих выборов, может быть потеряна. В условиях примерного равенства сил ни одна коалиция не может быть долговечной, особенно та, судьбу которой решает спикер и лидер социалистов Александр Мороз. Никакие договоренности не являются страховкой от неожиданностей, ни один разрыв не является окончательным.

Всякий новый расклад уже таит в себе контуры следующего, потому что дефицит верности данному слову с лихвой покрывается готовностью в любую минуту договориться по-новому. В борьбе за спикерство социалисты пошли на союз не только с Януковичем, но и с заклятыми врагами-коммунистами. Юлия Тимошенко в борьбе за будущие шансы, идет на тактический союз с Януковичем в вопросе о кабинете министров и, кажется, готова к тому, что закона об оппозиции, обещанного ей за такой союз, ей не видать.

Но сюжет развивается, на кону передача России украинской газотранспортной системы в обмен на доступ Украины к российским месторождениям, и это уже обещает стать общеукраинским скандалом -- совсем другими политическими композициями. И Юлия Тимошенко уже вдумчиво работает с депутатами из правящей коалиции. Она прекрасно знает, сколь взаимозаменяемые люди с очень порой схожими экономическими интересами разделены сегодня фронтовыми линиями коалиционного противостояния.

А общее соотношение сил по-прежнему выглядит приблизительно равным, в связи с чем любые следующие выборы станут такими же интригующими, как и последующие поиски варианта непредсказуемого парламентского большинства. И будущие предпочтения политических миноритариев, которые решают в Украине судьбу власти, совершенно неочевидны.

Только теперь, в условиях парламентско-президентской республики, ставки многократно растут, и не исключено, что отныне ценой помощи в деле достижения большинства станет не место спикера, а самого премьера. Что в корне меняет всю систему политических взаимоотношений большинства и меньшинства.

В общем, Украина словно вознамерилась сконцентрировать в своей интриге всю историю демократии, которая растет не столько из идеалистических побуждений, сколько из хаоса борьбы всех против всех. Броуновское движение по законам демократической механики. Не путать с неустойчивым равновесием. Вполне, между прочим, стабильное и самовоспроизводящееся состояние.


 
Количество просмотров:
159
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.