|
|
|||||
Интересное
Александра Романова
Она умерла прямо на сцене. 18 февраля, играя в вечернем спектакле «Горе от ума» старуху Хлестову. В самой середине действия, сидя на кресле, вдруг стала клониться и упала. Зрители и артисты были в шоке. Врачи скорой помощи констатировали мгновенную смерть, сказав, что даже если б медики были рядом в этот момент, вернуть актрису к жизни не удалось бы. Народная артистка Республики Молдова, художественный руководитель Русского театра имени Чехова совсем недавно разменяла 75 лет. Ничто не предвещало такого её быстрого ухода. Но был один знак. Перед тем самым злополучным спектаклем Нелли Ивановна принесла в театр выпивку и закуску, чтобы в кругу коллег почтить память своего 20 лет назад усопшего супруга, блистательного актёра того же театра Виталия Левинзона. Никому не ведомо, как там решалось в небесной канцелярии, но, видимо, стосковавшийся супруг позвал к себе любимую женщину именно на эту круглую дату.
Магический кристалл
Она появилась в Кишинёве полвека назад. Хорошенькую одесситку, весёлую, с компанейский характером, мощно талантливую сразу заметили и оценили. Молодые артисты сходу повлюблялись в неё. Вот как вспоминает Пётр Баракчи, долгие годы председательствовавший в Союзе театральных деятелей Молдовы: «Я помню чудное мгновение, когда в 1953 году передо мной явилась она, Нелечка Каменева. И 50 лет длилось это мгновение. Молва тогда прошла, что в театре Чехова играет необыкновенно красивая, молоденькая актриса. И мы, ходившие в женихах, зачастили на спектакли, чтобы только на неё посмотреть. Каменева была эстетически прекрасной, изящной женщиной, большой юмористкой, очень контактной и эрудированной. В глубине души, конечно, хотелось более тесных с ней отношений, но она с мужчинами была строга и попытки соблазнить себя пресекала. Для всех нас навсегда осталась «своим парнем». Она сыграла 160 ролей. В её годы она поражала своей гиперактивностью. По женской линии еврейка, по отцовской – русская, она соединила в себе интеллектуальность-рассудочность и эмоциональную душевность обеих кровей. Одаряя человека талантом, силы небесные требуют от него не так уж много: не закапывать дар в землю и не употреблять во зло. Нелли Каменева выполнила этот наказ: всю жизнь вещала через магический кристалл искусства, что добро непобедимо. По звездам она была – Весы, что значит равновесие: крепко стоя на земле, она способна была и к полётам, и к витанию в облаках, и даже к экстрасенсорике. Иначе чем магией нельзя было объяснить тот навзрыд плач, который вызывал в зале предсмертный монолог её Голды в спектакле «Поминальная молитва» Г. Горина по Шолом-Алейхему. Её игра на сцене всегда была чудом, праздником, высоким уровнем. Люди тянулись к ней, прикипали сердцем, почувствовав ауру человека, сумевшего реализовать себя в жизни на 100%. Особый шарм придавал ей хрипловатый, низкого тембра голос. Она много курила, но цвет лица был исключительно свежий. Симпатичный паричок оттенял белизну её кожи, глаза за стёклами очков сверкали живинкой и интересом ко всему происходящему. Были в её биографии целые ливни цветов, симфонии аплодисментов, правительственные награды, под занавес жизни –пост худрука театра. Она очень долго, терпеливо, смиренно ухаживала за старенькой, парализованной, горячо любимой своей матушкой и тяжело переживала разлуку с ней, ушедшей в запределье. В награду от подруг ей остался целый чемодан писем от них. От карьеры – тоже чемодан, только уже фотографий, на которых редкой красоты женщина в костюмах разных эпох сверкает улыбкой, страдает, повелевает, мечтает.
Улица Каменевой
Мы встречались с ней на концертах, спектаклях, юбилеях, презентациях. Журналисты любили окружать её и засыпать вопросами, и никогда не было отказу. Она всегда говорила ярко и образно, а, главное, взвешенно, никого не оскорбляя. В общем, мудрейшая была. С ней нельзя было спокойно пройтись по центру города, то и дело слышались: «Здрасьте», как в деревне. Столько народу знало и любило её! Ведь Кишинёв – город театральный (не смотря ни на что). Она вместила в себе столько образов, столько человеческих трагедий! То была беспросветно жестокой (королева Елизавета), то ангелоподобной (птушкинская Мама). Энергию, по её словам, черпала в любимом творчестве, общении с друзьями и природой, в чтении книг. Раньше могла слетать в Киев и ошарашить собравшуюся на пирушку компанию приятелей по случаю дня рождения подруги. Могла возникнуть внезапно в дверном проёме в сверкающем вечернем платье,с охапкой роз и бутылкой молдавского коньяка. Но после перестройки авиабилеты стали не по карману. Ей очень повезло с любимым человеком. От Виталия Левинзона у неё осталась великолепная память в виде замечательного сына (ныне переехавшего в Израиль) и внука. К слову, внучок как раз собирался играть свадьбу… Нелли Каменева не могла представить свою жизнь вне Молдовы, вне стен родного театра. Она прожила жизнь, подобную светящемуся следу кометы. Думается, театральные критики ещё напишут о ней книги. В её честь следовало бы назвать улицу города, которому она отдала свою жизнь. Мы будем всегда помнить вас, дорогая примадонна! Панихида состоися в среду, 21 февраля, с 12.00 до 14.00 в фойе театра.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|