24 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Мысли классика о Феврале 1917-го
27.02.2007
Сергей Берец

Виноваты все: император, Временное правительство, Советы, духовенство, крестьянство, интеллигенция, генералы, солдаты.

Все виноваты в "национальном обмороке", который произошел в результате Февральской революции 1917 года. Такой вывод можно сделать из "Размышлений над Февральской революцией" Александра Солженицына.

Глава, не вошедшая в "повествование в отмеренных сроках" - "Красное колесо" - впервые выходит по-настоящему массовым тиражом. Этому событию была посвящена пресс-конференция в редакции "Российской газеты", которая печатает "Размышления".

Публикация приурочена к 90-й годовщине Февраля. Для истинной массовости охвата читателей редакция заказала дополнительный тираж. Как сказал, представляя публикацию, главный редактор "Российской газеты" Владислав Фронин, глава будет помещена на сайте издания и в виде брошюры разослана "от Чукотки до Кремля" - губернаторам, президентам, депутатам.

В канун выборов в Государственную Думу и президента России, считает Владислав Фронин, брошюра "будет полезна как для тех, кто будет выбирать, так и для тех, кто будет избран".

"До того, как Александра Исаевича приступил к писанию "Красного колеса", ему стало понятно, что корень не в октябре, что радикальное событие, перевернувшее ход русской и мировой истории случилось именно в феврале", - говорит Наталья Солженицына, жена писателя, его первый читатель и редактор-составитель выходящего в этом году 30-томного собрания сочинений Солженицына.

"Принципиальный провинциал"

По словам Натальи Солженицыной, писатель сам себе не позволял делать выводов. Он излагал факты, многократно проверенные, а выводы предоставлял делать читателю. Обзорные главы, к числу которых принадлежит и публикуемая ныне, содержали выводы человека, прошедшего вторую мировую войну, ГУЛАГ, высылку.

Каков сегодняшний Солженицын в 2007 году? "Он действительно очень внимательно следит за тем, что происходит, очень болезненно воспринимает состояние страны. Он считает, что за последние годы сделано довольно много верных шагов в международной политике. Вернулся в какой-то мере вес России не надутый, а реальный", - рассказывает Наталья Солженицына.

Она отметила, что писателя беспокоит разрыв между властью и народом, о котором много говорилось на представлении "Размышлений", а о таких "конкретностях", как выборы, "он особо сильно не думает". Еще его беспокоит материальное неравенство, культурный разрыв между столицей и провинцией, разрыв между тем, что можно и чего нельзя. В этой связи Наталья Солженицына вспомнила нашумевший случай в Куршевеле.

"Александр Исаевич - принципиальный провинциал, - заметила Наталья Солженицына, выступая в редакции "Российской газеты". - Провинциал по факту и по своему выбору. Он чувствует боли нестоличных людей. Наша власть, такое впечатление, либо их не чувствует вовсе, либо чувствует сглажено. Александр Исаевич всегда читает письма из провинции. Ему много пишут".

Историк спорит с писателем

Других участников встречи с журналистами в редакции "Российской газеты" знакомство с "Размышлениями" Александра Солженицына натолкнуло на разнообразные мысли о революционном прошлом страны и о ее настоящем.

Директор Института российской истории РАН академик Андрей Сахаров не согласен с тем, как трактует Солженицын Февраль, "грязный цвет" которого "все же оказался светлей черного злодейства коммунистов".

"Если оценивать февральскую атмосферу саму по себе, а не в сравнении с октябрьской.., - сказано в "Размышлениях", - она была духовно омерзительна, она с первых часов ввела и озлобление нравов и коллективную диктатуру над независимым мнением.., идеи ее были плоски, а руководители ничтожны".

Как полагает академик Сахаров, "Февраль мы зачеркнуть не только не можем, мы должны возвысить сегодня события 90-летней давности".

К достижениям Февраля историк относит полную амнистию политзаключенных, отмену смертной казни, провозглашении демократических свобод, отмену сословных и вероисповедных ограничений, подготовку к созыву Учредительного собрания и, наконец, провозглашение России республикой.

Против "языка ненависти"

Для уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина самый существенный вопрос, "что же с нами случилось тогда? Можно ли извлечь уроки исторические из этой серьезнейшей национальной драмы, какой была революция в целом и Февраль, как существенная часть этой революции"?

По мнению Лукина, современной России следует извлекать уроки не только из событий 1917 г. Важен опыт российской истории в более широком контексте и опыт других стран, в частности, Китая.

Как считает Владимир Лукин, обществу следует отказаться от не изжитого поныне "языка ненависти", который внедрял общественное сознание и политический обиход еще "неистовый Виссарион" Белинский и не он один.

"Вы посмотрите, как говорит о власти радикальная оппозиция. Но как говорит власть о более или менее крутой и независимой оппозиции! Это тот же самый язык, от которого надо избавляться".

Сознание прав

Кинорежиссер Андрей Кончаловский согласен с мнением Александра Солженицына о том, что российское общество "дремлющий массив, который не имеет никакой связи с правящим классом".

Пассивность общества, по Кончаловскому, во многом определяет трагедию России. Но в этом заложено и оптимистическое начало: если бы общество не было таким пассивным, - говорит режиссер, - все "разнесли бы много раз, возможности для этого были".

Кончаловский не согласен с тем, что Февральская революция была буржуазной. "Мне кажется, что буржуазия в России до сих пор не возникла. Буржуазия - это не потребительская корзина. Буржуазия - это сознание своих прав". Российские купцы и промышленники, которым власть позволяла быть богатыми, не только не имели прав, но и не хотели ими обладать, считает Кончаловский.

Гражданского общества, по его мнению, в России как не было, так и нет. Все общественные движения происходят в тонком слое, который охватывает едва ли один процент населения.

Все "переделки", утверждает Андрей Кончаловский, происходят в Кремле, а выборы ничего не решают, поскольку народ "не контролирует и не хочет контролировать действия избираемого правительства".

Уроки краха

Не вошедшую в "Красное колесо" главу Александр Солженицын написал в начале 80-х годов прошлого века.

Тогда, завершая "Размышления", он пришел к заключению, что в феврале 1917-го "через наших высших представителей мы как нация потерпели духовный крах. У русского духа не хватило стойкости к испытаниям"...

В феврале 2007 года он с горечью пишет, что часть тех выводов, к которым он пришел четверть века назад, "приложима к нашей сегодняшней тревожной действительности".


 
Количество просмотров:
204
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.