24 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
За удовольствие надо платить
13.03.2007
Светлана Малевич

Десяток стереотипов вроде «За удовольствие надо платить», «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» или «После радости – неприятности», сформировали у нас глубокое убеждение в том, что все приятное в жизни должно быть уравновешено какой-нибудь гадостью.

В этом контексте «голое» удовольствие – вещь подозрительная, а может быть и греховная. Ведь по справедливости вход рубль – и выход рубль, если не два. Впрочем, за удовольствие принимаются любые формы оплаты, не только денежная: собственное здоровье, репутация, свобода.

Эта славная концепция заставляет многих приступать к любым удовольствиям с мыслью: «А что мне за это будет?». Такой подход, призванный уберечь нас от ряда неприятностей, способен запросто уберечь и от хорошего тоже.

... человек, живущий в потребительском рае, не может быть несчастлив.

Говоря об удовольствии, мы можем иметь в виду самые разные вещи: удовольствие от обладания раритетной картиной или от ее созерцания, удовольствие от приготовления обеда из трех блюд или от его поглощения, удовольствие от физической активности или от полной неподвижности. Все разнообразие удовольствий можно разделить на несколько типов.

Что естественно, то не безобразно

К первому типу относится удовлетворение естественных потребностей: голода, сна, жажды, снятие сексуального напряжения. Вспоминается сразу притча про восточного властителя, которому приелись все удовольствия и который объявил, что выдаст изрядную премию тому, кто придумает ему новый, неизведанный способ получить радость от жизни. А если этот способ ему уже известен, то автору несвежего предложения придется распрощаться с головой.

После того, как десяток голов уже полетел с плеч, к владыке явился Ходжа Насреддин и сообщил, что сейчас продемонстрирует ему совершенно недоступное ранее удовольствие, и главное – оно не потребует серьезных ресурсов. Словом, Ходжа Насреддин долго поил владыку водой и не давал ему отлучиться. Когда же, наконец, у властителя появилась возможность не хранить все выпитое в себе, он испытал ни с чем не сравнимое удовольствие.

Удовольствие, продемонстрированное владыке, было из разряда примитивнейших. Такого рода радости основываются на приведении к балансу дефицита и избытка какой-нибудь из естественных потребностей. Войти с мороза в теплый дом, или набегавшись, разлечься на диване со стаканом сока, или выспаться после нечеловеческого дедлайна – все это совершенно здоровые и славные простые удовольствия.

Осталось лишь поинтересоваться: а как обстоит дело с «ночным жором», с постоянным сексуальным желанием и прочими невоздержанностями? С ними все в порядке: они есть. У некоторых. Но не стоит их выдавать за «естественные потребности молодого растущего организма». Так проявляются невротические потребности в защищенности, в признании, в избавлении от тревоги.

Излишества всякие

Ко второму типу можно отнести кайф от удовлетворения потребностей, не являющихся насущно необходимыми. Это весьма обширный класс удовольствий, к которым относится и обладание желаемыми предметами, и радость от того, что обскакал коллегу по служебной лестнице, и удовольствие от хорошо выполненного маникюра.

Все эти удовольствия, как правило, социальны, ко всем к ним примешивается радость от того, что «наконец-то и у меня не хуже, чем у людей, и даже лучше». Именно за такие удовольствия и приходится раскошеливаться. Во-первых, непосредственно деньгами: в этом случае мы платим за атрибутику – большую скорость, повышенный комфорт, фантастический тюнинг, новую коллекцию. Во-вторых, мы можем расплачиваться более существенными вещами: потерей здоровья или депрессией за стремление к целям, которые не являются нашими собственными и внушены нам окружением, но от которых мы хотим получить удовольствие.

Печаль в том, что современная массовая культура упирает на то, что едва ли не единственно возможное и достойное удовольствие – именно удовольствие от того, насколько полно и качественно удовлетворены все наши потребности. И что счастье именно в потребительском рае. Или уж, по крайней мере, человек, живущий в потребительском рае, не может быть несчастлив.

Чистый адреналин

К третьему типу относится удовольствие от эмоций: это тоже своего рода естественная необходимость, правда, не столь очевидная. Именно потребностью в сильных эмоциях объясняется увлечение экстремальными видами спорта и досуга среди стабильной, обеспеченной публики: зачастую ни повседневная жизнь, ни искусство не дают им возможности испытать сильный страх, бурную радость или облегчение.

Цена такого удовольствия зависит только от того, какими вы способами ищете сильных ощущений: отправляясь в кино на ужастик или приворовывая в магазине.

Жить нужно в кайф

И, наконец, четвертый тип удовольствия радикально отличается от всех перечисленных выше: удовольствие связано не с напряжением, а с расслаблением. Три вышеописанные разновидности отличались тем, что удовольствие в них являлось целью. Но удовольствие может оказаться «побочным продуктом» по дороге к цели. Таково, например, удовольствие от решенной задачи.

В целом же четвертый тип удовольствия называется просто: удовольствие от жизни. Например, таковы радость от ощущения себя в собственном теле, удовольствие от общения с близкими, кайф от интересной деятельности – в общем, любая возможность понять, что происходящее «здесь и сейчас» (пусть даже это мытье посуды) – это очень здорово.

А главное – для того, чтобы получить удовольствие от жизни, не надо платить или ставить на карту что-нибудь ценное. Об этом типе удовольствия подчас забывают те, кто пытается втолковать нам, что за любую радость за поворотом ждет расплата. Не ждет. Если мы будем твердо уверены, что наши цели не внушены нам кем-то добреньким и если достижение удовольствия или статуса мы не будем выдвигать как самоцель.


 
Количество просмотров:
118
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.