|
|
|||||
Интервью
Александр Кудашев
В эксклюзивном интервью "Немецкой волне" председатель Еврокомиссии отверг утверждения о кризисе ЕС и выразил оптимизм по поводу перспектив принятия единой европейской конституции. - Господин председатель, в эти дни Европейский Союз отмечает 50-летие со дня основания. Каких наиболее значительных успехов удалось добиться ЕС за свою историю? - Главный успех Евросоюза – установление мира на континенте. Отцы-основатели ЕС преследовали именно эту цель. Не следует забывать, что процесс объединения Европы начался после окончания Второй мировой войны и сыграл важную роль для примирения народов.
Если полвека назад в состав сообщества входило шесть государств, то сегодня членами ЕС являются 27 стран с совокупным населением 500 миллионов человек. Это – огромный политический успех, в первую очередь потому, что расширение происходило в результате свободного выбора правительств этих государств. Они решили объединиться, консолидировать власть, сформировать единство, при этом сохранив независимость. Эти страны объединяют общие ценности, такие как свобода и солидарность.
- Сегодня мы не только отмечаем 50-летний юбилей, но и переживаем "кризис среднего возраста". С тех пор, как Франция и Нидерланды провалили проект конституции, Евросоюз оказался в тупике. Есть ли из этого тупика выход? - Мы действительно испытываем определенные трудности, однако я бы не стал говорить о кризисе. Подумайте, какова была ситуация на континенте всего несколько лет назад. Европа была разделена. Разделен был и Берлин – город, в котором через несколько дней будет подписана новая декларация ЕС.
- Берлин – подходящее место для подписания такого документа?
- Безусловно. Берлин – это символ не только объединенной Германии, но и единой Европы. За прошедшие десятилетия мы достигли значительных успехов, в том числе и экономических. Сегодня экономика ЕС – на порядок здоровее, чем еще два года назад. Проблема безработицы по-прежнему существует, однако ее уровень – самый низкий за последние десять лет. Растет число инвестиций в европейскую экономику.
Конечно, отказ двух государств ратифицировать конституцию – серьезная проблема, но надеюсь – проблема решаемая. Быть может, подписание в Берлине юбилейной декларации даст проекту единой конституции новый импульс.
- Опросы показывают, что многие европейцы по горло сыты ЕС. Не кажется ли вам, что нам нужно немного меньше Европы? - Я не согласен с мнением, что люди сыты Евросоюзом по горло. У европейцев есть ряд поводов для беспокойств, которые связаны с постоянными изменениями, вызванными процессом глобализации. В этой ситуации наш долг – взять на себя часть ответственности за управление этим процессом. Только инициативой и совместными усилиями мы сможем справиться с проблемами, вытекающими из этого процесса. По отдельности государства Европы на это не способны.
- Господин Баррозу, вы являетесь сторонником "Европы результатов". Каких конкретно результатов вы хотели бы добиться? - Недавно нам удалось подписать совместную декларацию по борьбе с изменением климата. Это – хороший пример. Однако вопрос, нужна нам единая позиция, или же данная тема относится к компетенции суверенных государств, необходимо задавать в каждом случае индивидуально.
Я убежден, что нам нужна единая политика в области энергобезопасности, миграции, борьбы с терроризмом, конкуренции. Только объединив усилия, мы сможем защитить свои интересы. Именно поэтому нам нужна единая конституция. Ратифицировав этот документ, мы облегчим себе процесс принятия важных решений.
- Должен ли Евросоюз продолжать процесс расширения? Многие граждане опасаются, что ЕС продолжит расти, как мыльный пузырь… - Вопрос о дальнейшем расширении должны решать грядущие поколения. Принятие новых членов – это в том числе и политическое решение. Важно, чтобы мы исполняли обещания, данные соседним государствам. Нам необходимо продолжать переговоры, и если какая-либо из стран-претендентов будет соответствовать критериями для вступления в ЕС, то мы ее обязаны принять.
Закрывать границы было бы неразумно, ведь таким образом мы бы ограничили собственные возможности. Главное, чтобы Евросоюз продолжал выполнять свои функции. ЕС, в состав которого входит 27 государств, обладает бóльшим влиянием, чем ЕС, состоящий из 12 членов.
- То есть, у Европейского Союза нет естественных границ?
- У Европы есть границы, но, как и во всем мире, они могут изменяться. Поэтому недопустимо заявлять: "Это – окончательная граница ЕС".
- Может ли Евросоюз служить моделью для других содружеств и континентов? - Могу вам точно сказать: во всех концах мира миллионы людей смотрят на нас с восхищением и спрашивают: "Как вам это удалось, после стольких войн?" Действительно, Европа многие века была местом ведения беспощадных войн.
Несмотря на трагическую историю, сегодня страны и народы Европы объединены едиными целями, едиными ценностями. При этом каждому государству удалось сохранить суверенитет, свою национальную самобытность. Мы с уважением относимся друг к другу, несмотря на то, что мы такие разные. Думаю Евросоюз – достойный пример подражания для других.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|