25 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Политика
Попытки уйти от одиночества
12.04.2007
Петр Никаноров

Совет Безопасности ООН 24 марта с.г. единогласно принял резолюцию № 1747, ужесточающую санкции в отношении Ирана. Этот документ, принятый всеми 15 членами Совета Безопасности, стал следствием нежелания Ирана подчиниться предыдущий резолюции № 1737 от 23 декабря 2006 года и прекратить обогащение урана.

В соответствии с новой резолюцией Ирану запрещается экспорт вооружений, а также замораживаются активы 28 организаций и частных лиц Исламской Республики, участвующих в разработке ядерной программы.

Тот факт, что документ принят единогласно, означает: мировое сообщество резко осуждает Тегеран за невыполнение требований о прекращении ядерной программы.

Напомним, проект резолюции был подготовлен на основе элементов, согласованных шестью странами (пять постоянных членов Совета – Британия, Китай, Франция, Россия, США – и плюс Германия). Согласно документу, Тегерану отводится 60 дней на то, чтобы отреагировать на положения резолюции и приостановить не относящиеся к мирным разработкам ядерные программы. Если Иран никак не отреагирует на резолюцию, тогда по истечении этого срока Совет приступит к обсуждению новых мер воздействия.

Иран, в свою очередь, категорически отверг резолюцию. А президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад сказал, что иранская нация «не забудет, кто голосовал за эту резолюцию». Иранский лидер также указал, что данный документ не стал чем-то новым для иранского народа: «Эта незаконная резолюция принудительного характера не приостановит ни на секунду ядерную деятельность Ирана, и мы пересмотрим наше отношение к странам, которые голосовали за эту резолюцию».

Заметим, Россия и Китай, раньше традиционно выступавшие защитниками Ирана от международного сообщества, также осознали, что необходимо предпринимать серьезные меры против Ирана. Очевидно, это связано с несговорчивостью Тегерана: раз за разом он отвергал компромиссные решения Москвы и ЕС. Сейчас, видимо, терпение у России иссякло. Последние соглашения между Москвой и Вашингтоном дают основания полагать, что воинственная «ядерная политика» руководства Ирана заходит в тупик.

Воинственные заявления политического и военного руководства Ирана, а также мелкие провокационные военные акции нельзя считать выходом из фактически кризисной ситуации. Захват 15 моряков Британского королевского флота иранскими военными силами в Персидском заливе еще больше обострил отношения между Лондоном и Тегераном. По мнению политических аналитиков, Иран таким образом хочет оказать давление на США – близкого партнера Великобритании.

Госдепартамент США сразу после резолюции ООН заявил о новых санкциях против Организации Оборонной промышленности Ирана. Эта структура, созданная в 1980 году, объединяет 240 военно-государственных и 12 тыс. частных предприятии республики. Понятно, что Иран, если он не откажется от своей ядерной программы, окажется в очень сложном положении. Не исключено, что США могут в скором времени даже приступить к военной акции против Ирана (по крайней мере авианосная группировка в Персидском заливе находится в полной готовности к боевым действиям).

При этом, как известно, ядерная программа (точнее, ее военный аспект) – не единственная претензия мирового сообщества к Исламской Республике. Тегеран обвиняют также в связях с «Талибаном», «Аль-Каидой» и другими террористическими организациями. Не раз Тегеран обвинялся Вашингтоном в поставке оружия шиитским экстремистским боевым группировкам, действующим на территории Ирака.

В условиях практически полного единодушия мирового сообщества в отношении политики Ирана Тегерану крайне важно иметь союзников, как говорится, по ту сторону баррикад. В этой связи наблюдатели обращают внимание на несколько знаковых фактов, возможно, свидетельствующих о том, что поддержку Ирану оказывает Армения (которая, заметим, считается стратегическим союзником России на Кавказе).

Еще в прошлом году во время визита председателя Меджлиса Ирана Гуламали Хаддад Аделя в Ереван спикер Национального собрания Армении Тигран Торосян назвал Иран «самым верным союзником Армении, особенно в тяжелые для страны годы». Это заявление, конечно, можно было бы списать на дипломатический этикет, но... За 5 дней до резолюции ООН состоялась официальная церемония открытия газопровода Иран–Армения. Общая протяженность газопровода Иран–Армения составляет 141 км и будет охватывать всю территорию Армении. Газопровод, кстати, почти полностью построен на иранские деньги (в кредит). По завершении церемонии президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад и его армянский коллега Роберт Кочарян подписали соглашение о реализации ряда новых многомиллионных энергетических проектов.

Надо полагать, вряд ли тот факт, что голубое топливо в Армению поступает из Ирана, обрадовал Вашингтон, для которого каждая страна, дрейфующая в сторону Тегерана, – это прокол в своей внешней политике. В Вашингтоне опасаются, что «армянская карта» в руках Ирана – это один из способов давления на США и на страны Кавказского региона.

Напомним: 23 марта с.г. президент Грузии Михаил Саакашвили совершил неожиданный визит в Армению, где провел закрытую от СМИ встречу с президентом Армении Робертом Кочаряном. Как писала тогда «Независимая газета», «Михаил Саакашвили вполне мог привезти Роберту Кочаряну «черную метку» от Запада – противоречия между Арменией и США заходят недопустимо далеко, и на главу грузинского государства, которого Джордж Буш называет «маяком демократии» на Южном Кавказе, возложена задача убедить по каким-то вопросам армянского лидера во избежание серьезного дисбаланса в регионе».

Запад крайне недоволен нежеланием Еревана подписать промежуточный договор по Карабаху, без достижения согласия по которому переговоры между Арменией и Азербайджаном теряют всякий смысл. Речь идет о временном статусе Карабаха до проведения референдума, о фиксации согласия конфликтующих сторон на проведение этого референдума, об освобождении прилегающих к непризнанному государству азербайджанских территорий и, возможно, о Лачинском транспортном коридоре, соединяющем Нагорный Карабах с Арменией. Естественно, в Вашингтоне недовольны, что Ереван вместо создания конструктивного сотрудничества со странами Южного Кавказа и снижения политических рисков в регионе предпочитает развивать отношения с Ираном. Кроме того, в Вашингтоне опасаются, что именно через Армению Иран сможет получать оружие и боевую технику из третьих стран.

Кстати, Иран и Армению сближает тот факт, что обе страны весьма вольно относятся к решениям Совбеза ООН. Если Иран объявил «незаконными» последние резолюции главной международной организации, то Армения, к примеру, до сих пор не выполнила резолюции Совета Безопасности ООН в отношении армяно-азербайджанского конфликта № 822, 853, 874 и 884 еще от 1993 года!

Возможно, это во многом связано в тем, что армянская диаспора имеет сильное влияние на политические круги ряда стран Европы, а также России и США. Правда, даже несмотря на это в последнем докладе Государственного департамента США по правам человека нашла место формулировка о том, что «Нагорный Карабах – это оккупированная территория в составе Азербайджана». Потом, кстати, начался скандал с запретом минеральной воды «Джермук» в США.

Намек более чем понятный. И не столько для Еревана, сколько для других стран. Тесное сотрудничество Ирана с Арменией опасно для тех стран, кто это сотрудничество поддерживает. Таковы законы геополитики.

Политическая борьба в Армении в ближайшие месяцы даст более четкое представление о векторе внешней политики страны на ближайшие годы. Это важно и для друзей, к числу которых относится Россия, и для соседей, у которых накопились претензии к Еревану. Но политика как раз и призвана давать ясные ответы на вопросы соседей. Это единственный способ повысить для страны уровень комфортности в мировом сообществе.


 
Количество просмотров:
136
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.