25 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Общество
Нью-Йорк: вердикт по делу о российских "Стрелах"
25.07.2007
Присяжные, в течение полутора месяцев слушавшие в Манхэттене дело о незаконной торговле оружием, в том числе портативными зенитно-ракетными комплексами российского производства, ушли на совещание в прошлый четверг и вернулись во вторник с обвинительным вердиктом.

В середине марта 2005 года по этому делу были привлечены 18 человек, но, как это обычно бывает в Америке, большинство рано или поздно сочли за благо признать себя виновными в обмен на смягчение наказания.

Отдать себя на милость присяжных рискнула в конечном итоге лишь треть из них: 28-летний Артур Соломонян, гражданин Южной Африки 35-летний Кристиаан Дьюэт Спис, 54-летний штангист Иосиф Харабадзе, его пасынок 27-летний Николай Надирашвили, бывший киевлянин совладелец бруклинского кафе "Каприз" 30-летний Дмитрий Воробейчик и 30-летний Леван Чвелидзе.

Все, кроме Воробейчика, имеющего американское гражданство, находятся в США нелегально и после отбытия наказания подлежат депортации.

На процессе выступил лишь Надирашвили. Хотя прокурор Дэвид Мэсси в своем последнем слове характеризовал его показания как "сплошное вранье", присяжные оправдали Надирашвили по одному пункту. Однако признали виновным по всем остальным.

Многоязыкие переговоры

Следствие завязалось после того, как тайный осведомитель Келли Дэвис донес властям, что его соотечественник Спис предлагает ему приобрести оружие. ФБР снабдило Дэвиса цифровым записывающим устройством и попросило "разрабатывать" Списа, который, в свою очередь, познакомил его с Соломоняном.

Стимулируя их интерес, Дэвис обещал сделать им вид на жительство в США и в одном случае сдержал слово: Спис в конце концов получил заветную гринкарту - в день ареста.

Операция ФБР длилась девять месяцев. В течение этого срока власти прослушивали семь телефонных номеров и записали более 15 тысяч разговоров, многие из которых пришлось переводить с африкаанс, грузинского, армянского и русского.

Присяжным раздали толстые книги с распечатками этих разговоров, пассажи из которых также проецировались на большой экран, показали десятки фотографий и видеозаписей, сделанных группами наружного наблюдения, и предъявили оружие, которое заговорщики успели продать Дэвису; когда прокурор произносил заключительную речь, перед ним на столе возвышалась груда стволов, которые он по очереди картинно демонстрировал присяжным.

Я видел, как в конце дня руководитель следственной бригады Марио Пизано с бородатым коллегой складывают оружие в черную спортивную сумку и везут ее через площадь на хлипкой тележке в нью-йоркскую штаб-квартиру ФБР.

С помощью других подсудимых Соломонян и Спис достали Дэвису всего восемь стволов - от китайских вариантов АК-47 и американского пистолета KG-9 до израильского "Узи", которые они прятали в Нью-Йорке, Форт-Лодердейле (штат Флорида) и Лос-Анджелесе в камерах хранения, снятых для этой цели ФБР.

Лишь один из стволов мог вести автоматический огонь, а остальные стреляли лишь одиночными. Злоумышленники достали также два набора для переделки АК-47 на автоматический бой, но они оказались негодными. Защита обратила внимание на то, что почти все это оружие можно приобрести в США совершенно легально.

"Гринкарта перед носом"

Власти США считают это в иных отношениях заурядное дело знаковым: во-первых, Дэвис давал понять, что его клиентами являются террористы, и, во-вторых, Соломонян обещал ему более смертоносное оружие - такое как ПЗРК "Стрела", 120-миллиметровые минометы, 73-миллиметровые безоткатные орудия, противопехотные мины и противотанковые ракеты.

Он неоднократно звонил по этому поводу в Армению, но в конечном итоге предоставил Дэвису лишь адрес некоего российского сайта и пароль, пользуясь которым, тайный осведомитель ФБР мог разглядывать фотографии 17 моделей этого оружия.

По словам защитников Соломоняна, он был не в состоянии достать ничего подобного и лишь водил Дэвиса за нос в надежде получить гринкарту. "Если бы в мире было больше таких торговцев оружием, как Артур Соломонян, в мире было бы куда безопаснее жить", - заявил его адвокат Сет Гинзберг.

Власти "продолжали размахивать у него перед носом гринкартой, - сказал защитник Списа Джон Берк. - Прокуратура не могла признаться себе, что эти ребята не являются международными торговцами оружия".

По моим наблюдениям, подсудимые сильно расчитывали на оправдание, и обвинительный вердикт поверг их в уныние.

"Ждали праздника, а получили траур", - вздохнул защитник Воробейчика Рэймонд Грюнвалд.

"Так и напиши: американский суд несправедливый, нечестный!" - крикнул мне отец Воробейчика Вениамин.

Его сын, как и Чвелидзе и Надирашвили, был освобожден под залог, но после вердикта судья распорядился взять их под стражу, и их увели в ту же дверь, в которую во время процесса уходили Соломонян, Спис и Харабадзе.

Меру наказания судья объявит 14 декабря. Каков он будет, остается только гадать. Защитники Списа, например, сказали мне, что их клиенту теоретически грозит до 30 лет тюрьмы, но выразили надежду, что он не получит больше трех.


 
Количество просмотров:
171
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.