Яна Сергеева
Один из лидеров украинских социал-демократов, первый президент страны Леонид Кравчук не принимал участия в досрочных парламентских выборах, поскольку, как заявила его партия, они проводились «не по закону, а на основании договоренностей между политиками». Тем не менее и в нынешней ситуации экс-глава государства намерен продолжать активную политическую деятельность. О том, какой ему видится ситуация на Украине, Леонид КРАВЧУК рассказал «Новым Известиям».
– Леонид Макарович, как вы считаете, кому сейчас принадлежит власть на Украине?
– Никому. Вот мне приходится какие-то личные вопросы решать, связанные с бытовой жизнью. Обратиться не к кому. Все! Закончилась власть. Что делается на улицах, на дорогах! Разваливают все, что только можно. Люди, видя безвластие, рвут себе, кто сколько сможет унести.
– Но разве президент Ющенко не имеет власти?
– Имеет. Но только на людей, которые ему подчинены. Он может снять кого-то и назначить нового. Однако повлиять на социально-экономические и политические процессы в стране уже никто не может. Первое. Когда формируется власть, всегда возникает главная проблема – законное ее формирование. Если власть сформирована в соответствии с Конституцией и законом, она является легитимной и может рассчитывать на признание. Поэтому всяческие разговоры, какой может быть коалиция, основаны только на взглядах отдельных политиков. А коалиция может быть только между теми партиями или блоками, которые вместе наберут 226 голосов. Если кто-то будет пытаться перетягивать депутатов, подкупать их или каким-то иным способом влиять на депутатов, то такая коалиция не может существовать, потому что она будет создана искусственно и незаконно. Второе. Сегодня уже мы знаем, что 228 голосов в сумме, то есть большинство в парламенте, имеют только две политические силы – Блок Юлии Тимошенко и блок «Наша Украина – Народная самооборона». Другие композиции не имеют под собой реальной возможности.
– То есть альтернативы «оранжевой» коалиции во главе с премьером Тимошенко на этот раз быть не может. А как же широкая коалиция, сторонником которой вы являлись и к которой склоняются многие политики в окружении Ющенко?
– У меня возникает вопрос, а на какой программе они хотят ее строить? Создать общую программу для двух или трех фракций? Нет. Создать общую политическую платформу? Уже был универсал, который ничего не решил. Все развалилось. Это яркий пример того, когда программы разные, а пытаются объединить ужа и ежа. Есть еще один вариант. Всем принять программу Виктора Андреевича Ющенко. Только тогда Партия регионов должна собраться и заявить, что они отказываются от положений своей программы и работают исключительно на поддержку программы президента Украины. Ну а если этого нет, а говорят о широкой коалиции, то это пустые разговоры.
– Что ожидает коалицию «НУ – НС» с Юлией Тимошенко в ближайшем будущем?
– Есть два момента, от которых зависит ее судьба. Во-первых, это отношения между коалицией и оппозицией. Коалиция должна придерживаться законов и конституции, работать не на себя, а на Украину, а оппозиция не быть ее врагом, а серьезно работать и строго контролировать действия правительства. У нас еще никогда не было такой настоящей оппозиции. Второе. В самой коалиции должны быть четко распределены функции и полномочия. Деятельность правительства не должна подменять секретариат президента. С чего начался конфликт, когда первый раз Юлия Владимировна стала премьером? С того, что Зинченко, которому Ющенко просто так подумал и присвоил звание госсекретаря (в конституции этого нет), стал давать свои указания министрам. Порошенко, в свою очередь, стал давать директивы как секретарь Совета нацбезопасности и обороны, хотя это чисто техническая должность. И так далее. Если из прошлых ошибок будут сделаны выводы, то коалиция БЮТ и «НУ–НС» сможет выполнять свои полномочия.
– Но занявшая на выборах первое место Партия регионов явно не желает быть в оппозиции.
– Это потому, что при власти лучше. У нас же только власть дает реальный доход. Это покупка должностей, это подчинение финансовых потоков определенным лицам, это влияние. Неудивительно, что Партия регионов не хочет быть в оппозиции. Но давайте зададим вопрос: а возможно ли по-другому? Возможно. Прийти в парламент и не зарегистрироваться. И парламент становится недееспособным. Но мне кажется, что это станет последним шагом Партии регионов. Это неправильный путь. Президент после такого их шага может назначить временное правительство на год, поскольку после досрочных выборов нельзя распускать парламент в течение года. И самостоятельно регулировать законодательный процесс.
– Насколько все это законно?
– Не надо говорить, законно или незаконно. У нас про закон надо молчать. Это все равно, что говорить о веревке в доме повешенного.
– А украинский президент сегодня – сильная или слабая политическая фигура?
– Сильная фигура тогда, когда управляет страной. А то, что кто-то говорит много или пытается делать какие-то движения… Ну, к примеру, в первом заявлении после выборов Ющенко говорит: я даю указание таким-то силам собраться и создать коалицию. Но с каких это пор президент может давать указания политическим партиям? Или дать указание парламенту? Самое страшное, что этот человек, наверное, думает, что может все. И окружение президента его в этом убеждает. Вместо того чтобы сказать: Виктор Андреевич, у вас очень большие полномочия, они определены конституцией, давайте будем ее соблюдать и следить, чтобы ваши указания в рамках этих полномочий выполнялись, а кто не будет их выполнять, тот будет сурово наказан. Вот это защита президентской власти. А иначе все эти заявления вызывают только ироническую улыбку. Как в мире воспримут Буша, который станет давать указание политической партии?
– Как вы полагаете, долго ли продлится украинский политический кризис?
– Он продлится до тех пор, пока власть будет нестабильной и не уверенной в своих силах. Пока власть не верит в законы, сама их не соблюдает и людей на это толкает. Все завершится тогда, когда на Украине установится законная власть.