Елена Шестернина
Президентско-премьерский братский тандем в Польше распался. Партия «Право и справедливость» одного из близнецов Ярослава Качиньского проиграла на прошедших в воскресенье парламентских выборах и уже заявила, что уходит в оппозицию. Вероятнее всего, новым премьером станет давний оппонент Качиньских, лидер «Гражданской платформы» Дональд Туск, два года назад уступивший на выборах президентский пост «Качиньскому-второму», нынешнему главе государства Леху.
Тогда, в 2005-м, все опросы прочили победу Туску - и его провал во втором туре выборов стал полной неожиданностью. Аналитики объясняли тот проигрыш весьма прозаическими причинами: поляки даже социологам не хотели признаваться, что собираются поддержать националиста, записавшего в свои враги чуть ли не полмира - от Европы до России. Поэтому и прогнозы накануне нынешних парламентских выборов были крайне осторожными.
И они вновь, кстати, не подтвердились. Накануне голосования «Гражданской платформе» предрекали пятипроцентный отрыв от Качиньского. В результате она выиграла с перевесом в два раза больше. Третье место заняли «левые демократы» бывшего польского президента Александра Квасневского (он вполне может пойти на соглашение с Туском и войти в правительство). Четвертой силой стала Польская крестьянская партия, которая также не прочь укрепить будущую правящую коалицию.
Причин громкого провала Ярослава Качиньского много. Одна из них - небывалая явка избирателей, чуть не дотянувшая до 55% - это самый высокий показатель с 1989 года. Похоже, полякам - особенно молодому поколению - изрядно поднадоела националистическая риторика теперь уже бывшего главы кабинета, которая, если бы дело так пошло и дальше, вполне могла привести страну к полной политической изоляции.
С тем, что Качиньский критиковал Россию, быть может, избиратель и смирился. В конце концов, если называть вещи своими именами, поклонников Москвы в Польше не так уж много. Однако даже в «русском вопросе» премьер явно перегибал палку. Чего стоило хотя бы закрытие российской выставки в Освенциме или критика Александра Квасневского за его поездку в Москву на 60-летие победы. Или требование к российским властям покаяться за все - от советской оккупации до разделов Речи Посполитой.
Поиском «исторической справедливости» - в своем понимании - Качиньский не ограничивался, то и дело вставляя палки в колеса в переговоры между Евросоюзом и Россией. Именно поляки, обидевшиеся за запрет поставок их мяса, стали единственными, кого не устроило стратегическое соглашение с Москвой. А в вопросе размещения элементов американской ПРО на своей территории отказывались идти на любые уступки. Дело дошло до того, что за несколько дней до выборов Ярослав Качиньский вконец разоткровенничался и открытым текстом сообщил: цель ПРО - вовсе не иранские ракеты, а российские. Тем самым недвусмысленно дав понять, кого Варшава считает «врагом номер один».
И все-таки главная ошибка Ярослава - не его антироссийская риторика. А тот факт, что пытаясь построить, по его собственному выражению, «четвертую Речь Посполитую», он записал в число недругов и всю Европу. Способом борьбы на западном направлении стали постоянные угрозы заблокировать основные соглашения в Евросоюзе. Ангеле Меркель во время германского председательства в ЕС стоили немалого количества нервных клеток ночные переговоры, на которых 26 остальных стран-членов пытались уговорить одну Польшу подписать основополагающее соглашение (фактически евроконституцию). Да и состоявшийся на прошлой неделе саммит в Лиссабоне чуть не закончился скандалом - и все по той же причине: Польша, требуя для себя привилегированных условий, вновь угрожала не подписать документ.
Не скрывал своего отношения Ярослав Качиньский и к другой международной организации - ОБСЕ. Варшава даже не пригласила ее наблюдателей на выборы под тем предлогом, что голосование в тот же день будет проходить в Швейцарии. Видимо, полагая, что швейцарская демократия нуждается в больше защите, чем польская. В конце концов недоразумение удалось уладить - в день выборов в Варшаве оказались не только представители ОБСЕ, но даже глава российского ЦИК Владимир Чуров. Правда, как неофициальное лицо.
Дональд Туск, которого Качиньские не раз обвиняли, что «его партия существует на немецкие деньги», скорее всего будет вести себя на тех же евросаммитах гораздо скромнее. И уже точно по его вине остальным 26 лидерам стран-членов не придется заседать по ночам. Да и настолько откровенные демарши в адрес России, как его предшественник, Туск вряд ли себе позволит. Другое дело, что до 2010 года, момента проведения в Польше президентских выборов, Москве придется параллельно иметь дело с остающимся у власти «вторым близнецом» Лехом Качиньским. И кто кого переиграет во внешней политике - глава кабинета или президент - большой вопрос. Очевидно другое: с откровенным проамериканским курсом Варшавы Туск попытается покончить. Во-первых, он уже заявил, что польский контингент будет выведен из Ирака в начале следующего года. Во-вторых, позиция Варшавы несколько смягчиться в переговорах по ПРО. Разумеется, отказаться от этой идеи полностью будущий глава кабинета не решится. Но он пообещал: «в дальнейших переговорах он будет добиваться от Вашингтона учитывать прежде всего польские интересы». И наверняка Туск в этом самом напряженном на сегодняшний день вопросе будет готов куда к большим компромиссам с Москвой, чем бывший глава кабинета. Если они, конечно, будут предложены.