А. МИНЕЕВ
В воскресенье по американскому телеканалу Си-би-эс было показано «эмоциональное» интервью президента Франции Николя Саркози, а вчера на форумах французских газет развернулась широкая дискуссия о поведении главы государства. Саркози проявил неординарный стиль общения с прессой, который его соотечественники восприняли совершенно по-разному. В роскошном декоре Елисейского дворца глава Франции сначала обозвал собственного пресс-секретаря «дураком», а потом и вовсе, вспылив по поводу вопроса о своей жене Сесилии, сбросил микрофон с проводами, встал и ушел.
Журналистка Лесли Сталь, пригласив Саркози в популярную в США программу «60 минут», предварила беседу весьма лестным для гостя видеороликом, в котором он предстает то величественным государственным мужем в момент инаугурации, то вспотевшим спортсменом-любителем во время пробежки, то простым и демократичным парижанином.
«Он настолько любит все американское, что на родине его называют «Сарко-американец», – вещал за кадром голос ведущей. – Умный, энергичный, пылкий...»
В его «пылкости» телезрители могли убедиться воочию. В какой-то момент, видимо, поняв, что в интервью речь пойдет о его личной жизни, он закатил глаза и вслух прошелся по умственным качествам своего пресс-секретаря, который организовал встречу с американкой. «У меня нет времени. У меня важная работа... Нет, я не разозлился, я просто спешу», – засуетился он, давая понять, что разговор будет коротким.
Но когда последовал вопрос об отношениях французского лидера с женой (съемка проходила за две недели до официального объявления о его разводе), Саркози действительно вышел из себя. «Если бы я хотел что-то сказать о Сесилии, то уж точно не здесь, – бормотал президент, выпутываясь из проводов микрофона-клипса. – И потом, чтобы мне задавать вопросы об этом...» Он встал и направился к выходу, оставив ошарашенную журналистку, которая только и успела растерянно прокричать ему вслед: «Что-нибудь не так?» «Все, до свидания, желаю успехов», – резко бросил президент и быстро удалился.
«Непредсказуемый и взбалмошный глава государства, – такой образ рискует получить президент Франции в глазах американцев после воскресного телевизионного вечера», – комментирует газета «Фигаро». Она напоминает, что десять дней назад на пресс-конференции саммита ЕС в Лиссабоне, который совпал с официальным объявлением о разводе, Саркози, едва сдерживаясь от более крепких слов, обвинил в «нескромности» и «недостатке элегантности» корреспондента газеты «Монд», задавшего аналогичный вопрос.
Мнения комментаторов, заполнившие газетные форумы, расходятся. Кто-то отмечает, что журналистку загодя предостерегли от вопросов о личной жизни. Поэтому, мол, зря она так удивилась. Другие напоминают собственные слова Саркози, которыми он бил на теледебатах свою соперницу Сеголен Руаяль, язвя по поводу ее эмоциональности: «Президент Республики должен быть более спокойным человеком». Третьи отмечают разницу свободы прессы по-американски и по-французски. В Америке журналисты имеют право задавать любые вопросы политическим лидерам, и это у них записано в конституции. Потому Лесли Сталь была совершенно искренне обескуражена. Ведь подобное поведение позволил себе глава государства, являющегося постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом «большой восьмерки», глава ядерной державы, выступающий в одной из лучших телепрограмм США. Никто не спорит, что навязчивые вопросы об отношениях с женой могут достать кого угодно. Но он сам выбрал судьбу публичного политика и тем самым сделал свою семейную жизнь «прозрачной». По мнению американской журналистки, он не должен был сомневаться, что Си-би-эс покажет этот сюжет без купюр, поэтому мог бы проявить больше хладнокровия.
По данным газеты «Монд», у президента скоро будет случай продолжить прерванную беседу с Лесли Сталь. Его ждут в Вашингтоне с официальным визитом 6 и 7 ноября.