24 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Китайский спрут
13.11.2007

Евгений Румянцев


В "МН" (N 35) была опубликована подборка материалов, посвященных разведсообществам различных стран. КНР никогда не была лидером в этой области, а деятельность ее спецслужб носила ограниченный и весьма специфический характер. Но времена меняются


Китай имеет уникальную по продолжительности и богатству историю, неотъемлемой составной частью которой является история тайной деятельности внутри страны и за ее пределами, о которой известно немного.

Партийные спецслужбы

История эта началась с образованием в 1921 году Коммунистической партии Китая (КПК). Одним из создателей спецслужб коммунистов был Чжоу Эньлай.

Перестройка и расширение сферы деятельности спецслужб КПК получили мощный толчок в 1937 году с началом крупномасштабной китайско-японской войны, однако многое делалось вовсе не в интересах борьбы с японской агрессией. Руководство КПК исходило из того, что соглашение с Гоминьданом о совместной борьбе с Японией создало новую обстановку и новые возможности, в том числе для спецслужб. Эти возможности были использованы.

В октябре 1937 года разведка и контрразведка КПК носила название Управление политической охраны, реорганизованное затем в Отдел социальных исследований, который просуществовал до 1983 года.

В тот же период в парткомах КПК были созданы так называемые отделы единого фронта, сохранившиеся вплоть до настоящего времени. Они вели разнообразную работу по налаживанию и поддержанию связей с общественно-политическими силами и отдельными влиятельными в стране лицами, которых КПК в тот или иной отрезок времени рассматривала как союзников либо стремилась использовать в своих интересах.

Тогда же приобрела отчетливые очертания и система территориальных спецорганов компартии. В важных с точки зрения контроля над данной местностью сельских населенных пунктах и транспортных узлах были созданы подразделения органов общественной безопасности, получившие название пайчусо. В настоящее время густая сеть этих пайчусо покрыла весь Китай. По задачам и функциям они примерно соответствуют местным отделениям полиции в других странах мира, поэтому их называют полицейскими участками.

Органы безопасности

К настоящему времени в КНР сложилась разветвленная структура специальных органов. Их можно подразделить на две большие группы: гражданские, то есть подчиняющиеся ЦК КПК и отчасти Госсовету КНР, и военные. Последние замыкаются на Центральный военный совет во главе с его председателем и исторически являются наиболее мощной и политически влиятельной частью спецслужб КНР.

Спецслужбы КНР представлены органами госбезопасности, общественной безопасности, военной разведки и контрразведки. Кроме того, в той или иной степени решением задач разведывательного и контрразведывательного характера, тайными операциями по оказанию политического влияния, соответствующей информационно-аналитической работой, а также политическим сыском и борьбой с коррупцией в КНР занимаются Госкомитет оборонной науки, техники и промышленности, Отдел социальных исследований ЦК КПК, Отдел единого фронта ЦК КПК, Международный отдел ЦК КПК, Комиссия по проверке дисциплины при ЦК КПК.

Работой гражданской части спецорганов, а также правоохранительной системы КНР руководит Политико-юридическая комиссия ЦК КПК. Она курирует работу Министерств госбезопасности и общественной безопасности, военизированной народной полиции, суда, прокуратуры, Министерства юстиции. В отношении Министерства госбезопасности (МГБ) права комиссии ограничены получением от министерства и анализом информации, относящейся к сфере внутренней безопасности.

Военные спецслужбы курирует учреждение, крайне редко упоминаемое в открытой печати, - Комитет по вопросам охраны тайны Центрального военного совета. Можно предположить, что на комитет возложено санкционирование важнейших операций спецслужб КНР и контроль за ходом их проведения.

Отдел социальных исследований ЦК КПК до и после 1949 года активно участвовал во внутреннем политическом сыске, но, кроме того, вел и внешнюю разведку. Его 8-е управление занималось анализом информации, имело открытое наименование - Китайский институт современных международных отношений. В настоящее время это учреждение входит в состав МГБ КНР. Сегодня задачей отдела является проведение чисто внутрипартийных расследований.

Министерство государственной безопасности (МГБ)

В 1983 году по случаю создания МГБ китайскими властями было сделано специальное заявление. В нем, в частности, говорилось: "Воспользовавшись политикой открытости в отношении внешнего мира, которую проводит Китай, разведки некоторых иностранных государств активизировали свои усилия по добыванию китайских государственных секретов и заброске на территорию Китая своих агентов для проведения подрывной деятельности".

К упомянутому официальному заявлению есть, видимо, смысл присовокупить следующие соображения.

Во-первых, создание МГБ стало составной частью масштабной реорганизации государственного аппарата КНР после смерти Мао Цзэдуна.

Во-вторых, здесь просматриваются контуры борьбы за власть, которая шла в тот период в пекинских верхах.

В-третьих, важную роль в создании Министерства госбезопасности играли внешнеполитические соображения. Переход от политики изоляции к "открытости в отношении внешнего мира" имел одним из своих следствий серьезные изменения как в масштабах, так и в формах и методах деятельности китайских спецслужб, которые получили возможность тоже "повернуться лицом к внешнему миру". "Политика открытости" оказалась китайским разведчикам полезной еще в большей степени, чем их иностранным коллегам, интересующимся китайскими делами. Зарубежных китайцев в Пекине признали патриотами. Были приняты меры для налаживания связей с "зарубежными соотечественниками" и их политической переориентации с Тайваня на КНР.

В-четвертых, попутно решалась важная задача политико-пропагандистского характера. Речь идет о том, что открытое вхождение спецслужбы, каковой являлся Отдел социальных исследований, в структуру компартии делало ее удобной мишенью для обвинений в том, что она является инструментом партийной диктатуры.

Министерство общественной безопасности

Органы общественной безопасности КНР возникли в результате проведенного вскоре после ее провозглашения слияния Управлений общественной безопасности местных властей КПК и одноименных подразделений военно-контрольных комитетов. Их важнейшей задачей в начальный период существования КНР было "искоренение" агентов Гоминьдана и всех других сил, оказывающих сопротивление КПК. В системе Центрального правительства уже в 1949 году было создано Министерство общественной безопасности (МОБ). На него были возложены задачи по поддержанию общественного порядка, борьбе с уголовной и политической преступностью, а также ведение контрразведки и разведки. В 1950-1970-е годы министерство стало важнейшим инструментом политических репрессий, жертвами которых стали миллионы китайцев.

В 1983 году большая часть органов разведки и контрразведки этого ведомства слилась с Отделом социальных исследований ЦК КПК, в результате чего было создано МГБ. Однако Управления общественной безопасности на местах по-прежнему сохраняли в своем составе структуры бывших отделов "разведки противника", которые постепенно восстанавливались, развивались, и к началу 1990-х годов в МОБ сформировалась система разведки и контрразведки, во многом параллельная той, которая существует в МГБ. Она тоже направляет за границу разведчиков и агентов, однако центр тяжести их усилий направлен на добывание информации о проникновении в Китай "враждебных сил".

В составе Министерства общественной безопасности около 30 главных управлений, которые в основном заняты обычной полицейской работой. "Китайская специфика" представлена здесь 26-м управлением, на которое возложены задачи борьбы с "Фалуньгуном". (Движение "Фалуньгун" - практика колеса закона - основано отставным военным Ли Хунчжи в 1992 году. Оно соединяет в себе элементы буддизма, даосизма и традиционной оздоровительной практики цигун. - Прим. "МН".) Вероятно, аппарат указанного управления составляет костяк "канцелярии 610", сфера деятельности которой, помимо подавления "Фалуньгуна", включает в себя борьбу с запрещенными в КНР религиозными организациями и организациями, практикующими запрещенные в КНР виды дыхательной гимнастики цигун (всего насчитывается около 14 таких религиозных организаций и 14 видов цигуна). Эта задача может дополняться другими применительно к политической ситуации и местным условиям.

В случае необходимости этому аппарату оказывают помощь другие правоохранительные и специальные ведомства КНР, особенно за границей. По утверждению одного бывшего работника Министерства общественной безопасности, бежавшего в Австралию, имеется указание Пекина всем "секретным силам" за границей: наряду с добыванием развединформации направить усилия на слежку за "Фалуньгуном". В документах китайских спецслужб это называется "перенацеливанием".

Система специальных органов вооружённых сил КНР

Как и в других армиях мира, в штабах Вооруженных сил КПК существовали разведотделы. Их задачей являлось ведение военной разведки.

Особенностью армии китайских коммунистов является наличие в ней разветвленной системы политических органов. Сама эта система была позаимствована у Вооруженных сил СССР, однако в нее тоже была внесена китайская специфика. В данном случае она заключалась в том, что в составе политорганов появились и продолжают существовать и в настоящее время две специальные службы.

Первая из них - военная контрразведка. В военные годы она называлось Управлением по уничтожению предателей, а в настоящее время называется Управлением охраны.

Второе создано в 1930-е годы и получило название - Управление по работе в тылу противника. Сейчас оно называется Управлением связей (УС) и сочетает в своей деятельности решение задач специальной пропаганды и разведки против Тайваня. В 1990-е годы незначительное количество разведчиков УС работало за границей под коммерческим прикрытием. Известно о деятельности такого рода лиц в Гонконге, Сингапуре и США. Как правило, это хорошо образованные и опытные офицеры разведки.

Главная военная спецслужба - Второе управление генштаба. Оно наделено широкими полномочиями внутри страны. С началом политики "открытости" и ростом числа находящихся в КНР иностранцев большое значение придается агентурной работе через пять разведцентров, находящихся в Пекине, Шэньяне, Гуанчжоу, Шанхае и Нанкине.

Одно из подразделений Второго управления руководит работой военных атташе. Информационно-аналитические подразделения управления проводят обработку и анализ информации, добытой всеми видами разведки. Ежедневно к 7:00 готовится разведсводка за прошедшие 24 часа, которая направляется членам Центрального военного совета, Политбюро ЦК КПК и начальникам Генерального штаба, Главполитуправления, Главного управления вооружений и Главного управления тыла вооруженных сил.

Второе управление тесно связано с Китайским институтом международных стратегических исследований, Академией военных наук и рядом других открытых учреждений. В нем имеется политическое управление, выполняющее и контрразведывательные функции, в первую очередь в форме политической проверки, которая в установленном порядке проводится политорганами в отношении всех офицеров вооруженных сил.

Третье управление Генерального штаба ведет радио- и радиотехническую разведку. О нем известно крайне мало, но есть данные, что численность его сотрудников, включая персонал "точек", разбросанных по всему Китаю, достигла 130 тыс. человек. Третье управление можно сравнить с американским Агентством национальной безопасности (АНБ). Наиболее закрытым аспектом его деятельности является осуществляемый с применением новейших технических средств контроль за партийным, государственным и военным аппаратом и его руководителями на местах в самом Китае.

Специальные органы КПК

К ним в настоящее время могут быть отнесены Отдел социальных исследований, Отдел единого фронта, Международный отдел ЦК КПК (ведет информационно-аналитическую работу) и соответствующие отделы местных парткомов. Известно и о существовании личных секретных служб у ряда руководителей КПК, по крайней мере в годы правления Мао Цзэдуна. Их прикрывали вывесками неких канцелярий по тем или иным вопросам, на самом деле они вели слежку за политическими противниками.

Отдел единого фронта ЦК КПК и его территориальные подразделения ведут работу против Тайваня, в Гонконге и Макао, среди зарубежных китайцев, а внутри КНР - в среде интеллигенции, в религиозных кругах и т.п. По мере роста негосударственной экономики и числа предприятий с иностранным капиталом значение такой работы возросло.

Отдел продолжает использовать институт подпольных членов партии, также позаимствованный в свое время у Коминтерна. По некоторым данным, сотрудники отдела работают за границей под дипломатическим прикрытием и занимаются в числе прочего вербовкой проживающих за границей китайцев и лиц китайского происхождения, имеющих связи с Тайванем. В этом отношении его задачи дублируют те, которые решает Управление связей Главполитуправления вооруженных сил. Определенные различия существуют в методах работы. По оценке тайваньских источников, "работа в области единого фронта фактически является продолжением и расширением разведывательной деятельности КПК. Отдел социальных исследований и Отдел единого фронта ЦК КПК связаны между собой и взаимно дополняют друг друга".

В настоящее время все эти структуры активно действуют и на территории России.


 
Количество просмотров:
381
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.