Антон Ходасевич
Введение США санкций в отношении счетов концерна «Белнефтехим» – сигнал для Белоруссии о том, что необходимо переходить на другую валюту в расчетах по внешнеэкономическим контактам. В первую очередь это касается торговли с Россией, считают белорусские эксперты.
Белорусское правительство в авральном режиме обсуждает сложившуюся ситуацию. Никаких официальных комментариев о возможных экономических последствиях официальные лица не дают. Однако, по информации «НГ», состояние, царящее наверху, вполне можно назвать паническим. Свидетельство тому – нервная реакция МИД Белоруссии. «В условиях недружественных действий со стороны США Белоруссия будет вынуждена адекватно реагировать», – заявил пресс-секретарь этого ведомства Андрей Попов. «Администрация Буша нарушила Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Белоруссии к Договору о нераспространении ядерного оружия от 5 декабря 1994 года, в котором США в обмен на отказ Белоруссии от обладания ядерным оружием обязались не применять к республике меры экономического принуждения в целях подчинения Белоруссии интересам США», – озвучил Попов реакцию официального Минска. По его словам, в Минске также считают, что США нарушили двустороннее соглашение о торговых отношениях, согласно которому США обязались улучшать доступ белорусских товаров и услуг на американский рынок и создавать для них оптимальные коммерческие возможности. Пресс-секретарь МИДа сообщил, что правительство в настоящее время вырабатывает варианты адекватного ответа.
Экономисты тем временем говорят, что избежать в перспективе проблем с расчетами за российскую нефть можно, если начать прямо сейчас перевод долларовых корсчетов из американских банков в европейские. Все нефтяные расчеты идут в долларах, поэтому они неизменно проходят через США, а стало быть, могут быть блокированы. В случае их перевода в европейские банки речь может идти только о задержках платежей.
Высказывается также предложение перейти на оплату нефтяных контрактов в евро. Правда, слабость этого варианта в том, что на нефтяном рынке не используют эту валюту, а это значит, что зарубежные партнеры могут отказаться работать с Белоруссией.
Просчитать размеры бедствия мешает некоторая неопределенность в отношении круга субъектов, которых коснутся санкции США. С одной стороны, нефтеперерабатывающие предприятия, которые, собственно говоря, и являются покупателями российской нефти и продавцами белорусских нефтепродуктов, в списке департамента по контролю за иностранной собственностью (OFAC), опубликованном на сайте Минфина США, не значатся. С другой стороны, концерна как субъекта хозяйствования не существует. По белорусскому законодательству его формируют предприятия. Применительно к «Белнефтехиму» это 50 предприятий, на которых работают 120 тыс. человек и сосредоточено 25% всего белорусского экспорта. Вполне возможно, что за океаном не знают этих тонкостей, а когда разберутся, уточнят сферу действия санкций. В этом случае проблемы с расчетами вполне реальны.
В среде экономически активной общественности обсуждается еще одна причина переполоха в белорусском правительстве. «Возможно, США нашли-таки зарубежные счета, которые фактически принадлежат Александру Лукашенко», – предположил один информированный эксперт в беседе с «НГ».