16 Апреля 2025
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
«Такими методами Воронин сам себе роет могилу»
17.01.2008
С моей точки зрения, если в соответствующих партиях в руководстве находятся представители бывшего номенклатурного руководства, не проявивших свою приверженность либеральным и демократическим ценностям, то это означает, что изменилось только руководство, а в остальном – это та же самая партия. Подобных партий, начиная с 1990 года, достаточно было: и АДПМ, и блок «Демократическая и Процветающая Молдова». Все они - осколки бывшей Компартии, что типично и для бывших стран соцлагеря и СНГ

Беседа шеф-редактора Международное агентства деловых новостей Владимира Музиченко с генеральным Примаром муниципии Кишинэу Дорином Киртоакэ.

- Как вы себя ощущаете в качестве столичного мэра?

- Адекватно демократии, которая находится в затруднении, когда существует власть и оппозиция, причем, у власти рычагов поболее, а у оппозиции значительно меньше. Однако, по сравнению с 2006 – 2005 годами, тем более, по отношению к периоду 2001 – 2007 годов, ситуация гораздо лучше, по крайней мере на местном уровне. У оппозиции появились определенные рычаги и отчасти власть. В Примэрии, в Совете нас большинство и можно действовать. Конечно, есть препятствия со стороны власти, но люди видят, кто и что делает, видят, что делает власть, и делают выводы. Таким образом, по сравнению с предыдущими годами ситуация лучше. Дальнейшее будет завысить от развития ситуации в 2008-ом, от того, как будут работать одни и другие, чтобы выйти к избирателю в 2009 с конкретными результатами работы. Тогда и будет видно, кто лучше. До сих пор были, в основном, декларации. Теперь есть и работа, и декларации. Такова примерно ситуация на сегодняшний день во внутреннем плане.

Отношения с соседями, традиционно, по- прежнему. Результатов не много, больше деклараций, к сожалению. С Украиной не очень выстраиваются взаимоотношения в последнее время, по-прежнему больше с Россией. Хотя, на мой взгляд, было бы лучше для решения Приднестровской проблемы больше кооперироваться с Украиной в этом направлении. Есть миссия Европейского союза на границе, несколько реальных, значительных шагов предпринял президент Ющенко, однако, за последние полгода не вижу никаких движений.

- Что за проблемы возникли между руководством Республики Молдова и Румынии в связи с открытием нового консульства Румынии в Кишинэу?

- Знаю, были проблемы с открытием двух консульств в Бельцах и Кагуле. В Кишинэу с открытием нового консульства, проблем, в принципе, вроде бы не было. На открытии не был министр иностранных дел Молдовы, но, насколько я знаю, помещение для нового румынского консульства было снято в частном порядке, так что никаких препятствий быть не должно.

- Однако, насколько я знаю, со стороны МИДа РМ все-таки была нота.

- Была нота по поводу визита министра Чорояну, но это - другая проблема. Проблема между министрами. Но это не относится к консульству. Оно в любом случае открылось. С министром, или без него, но оно открылось. Предварительно министры не общались, что, конечно, нехорошо. Я не знаю, кто кого и когда информировал, Чорояну Стратана о своем визите, или правительства двух стран взяли это на себя, но, учитывая, что перед этим были выдворены два румынских дипломата, а 16 октября не смогли прибыть шесть делегаций на праздник Храма города (Кишинэу), то ситуация принимает константно негативный характер.
(Отношение коммунистической власти РМ к Румынии и к румынским ценностям известно, так что не стоит комментировать).

- Вы - либерал по убеждениям и господин Филат - либерал. Нет ли у Вас намерения заключить определенный союз с его Партией.

- Конкретизируйте, пожалуйста, речь идет о партиях, или личностях? О чем будем говорить?

- Мы говорим о партиях.

- По Закону - есть право на ассоциацию. Любой гражданин имеет право присоединиться к той или иной политической партии. Многие граждане, бывшие члены Демократической Партии и другие граждане, проявляют инициативу присоединиться к нам. Каждый волен поступать так, как он считает нужным на политической сцене в режиме свободной конкуренции. Это мое мнение.

- Вы - политик молодой и Ваша весомая победа расценивается большинством, как первый шаг к победе над коммунистами.

- В 2009-м году, согласно новому Закону, граждане с двойным гражданством не могут участвовать в выборах. У меня двойное гражданство и, наверное, я не смогу участвовать в выборах.

- Опять же по мнению многих, в том числе, иностранных обозревателей, коммунистическое большинство в молдавском Парламенте приняло этот Закон исключительно «под себя», под свои планы и интересы.

- Увидим. С приближением выборов я постараюсь выбрать наиболее оптимальный вариант. В любом случае, я включился в ситуацию для того, чтобы Закон и Свобода утвердились повсюду- и в Кишиневе, и по всей Республике. В Кишиневе - это наша задача, а по Республике речь идет в принципе о центральной власти.

- Как Вы считаете, это нормально, что в государстве центра Европы у власти – Компартия, ранее дискредитировавшая себя?

- Однако,с моей точки зрения, вокруг очень много коммунистических партий.

 - В данном случае я имею в виду идеологическую, моральную подоплеку...

- Идеология в последние годы не очень применяется. Она применялась в течение 1917 – 1990 годов. Она применяется на Западе исключительно в силу тяги к соблюдению традиций. У нас в течение последних 17 лет акцент больше ставится на качестве личностей, на руководстве. С моей точки зрения, если в соответствующих партиях в руководстве находятся представители бывшего номенклатурного руководства, не проявивших свою приверженность либеральным и демократическим ценностям, то это означает, что изменилось только руководство, а в остальном – это та же самая партия. Подобных партий, начиная с 1990 года, достаточно было: и АДПМ, и блок «Демократическая и Процветающая Молдова». Все они - осколки бывшей Компартии, что типично и для бывших стран соцлагеря и СНГ. Тот же Илиеску, бывший первый секретарь в Яссах, затем секретарь КПР, затем лидер ФСН и т.д. Единственная разница, что не было названия: «Коммунистическая Партия». Так что не только Молдова - коммунистическое государство. Почти все государства восточного блока подобного толка. Во всех этих государствах коммунистическая номенклатура у власти, начиная с 80–х годов и до сих пор.

- Вы выступаете за диктатуру Закона?

- Мы за верховенство Закона.

- Оппозиция утверждает, что в Молдове диктатура г-на Воронина и его семьи.

- Что Вам сказать. У нас, действительно, очень многое не соблюдается из того, что принято считать основой демократии. С тех пор, как у нас утвердился режим Воронина – местная автономия, независимость юстиции, применение законов полицией, прокуратурой, все работает по команде сверху, это верно. С этой точки зрения, у нас Закон не работает. К сожалению, это случалось и ранее, во время предыдущих режимов, может, не настолько интенсивно. Это же происходит в большинстве бывших посткоммунистических государств. Мое мнение, что такими методами Воронин сам себе роет могилу. Я имею в виду применяемые властью репрессивные методы. В результате, его рейтинг падает. И в опросах, и в целом, если неформально оценить степень доверия людей. Такими методами править далее невозможно.

В последние полгода, я констатирую, что именно это и происходит. Румынская пословица гласит: «Каждая птица от своего языка гибнет». Именно это и происходит. Любой репрессивный метод имеет эффект бумеранга. И эта диктатура также будет иметь эффект бумеранга. На них даже не надо воздействовать, они сами себя губят. У человека должна быть альтернатива. А тут тупик. Полиция у них, армия у них, юстиция под ними, прокуратура так же, все под контролем Президента.

- Вопрос от оппозиции, поступивший в МАДН: «Какая разница между диктатурой Воронина и диктатурой Смирнова?» Переадресовываю его Вам.

- В Тирасполе у власти находится неконституционный, нелегальный режим, который удерживает власть силой при помощи террористических действий, которые развернулись в 1992 году с применением вооруженных сил и специальных подразделений РФ. Совсем другое здесь. Мы даже не можем сравнивать. Мы говорим о государстве: с Конституцией, с законами, конечно, с большими отклонениями от демократических норм и даже очень большими. Их надо исправлять. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит на том берегу Днестра. Я был там и не один раз и видел многое. Нельзя даже сравнивать. Практически граждане - заложники режима. Права граждан вообще не соблюдаются. Попробуйте высказать малейший протест, или организовать митинг, - об этом не может быть и речи. Нет частных радио или ТВ, которые бы выражали иную точку зрения. Пресса также не выражает альтернативной точки зрения. Оппозиционные кандидаты, которые появляются на выборах, скорее бутафорские, чем реальные, они так же контролируются спецслужбами. Каждый, кто приезжает туда, фактически находится под наблюдением специальных служб и в любой момент может быть выслан за пределы ПМР. Речь идет о черной дыре, такой термин уже утвердился. Эту проблему нужно решать, чтобы успешно развивались экономически и Молдова, и Украина. Тогда люди из ПМР также захотят приобщиться к стабильности, благосостоянию, свободе и так далее.

То, что происходит там, никем не контролируется. Речь идет о промышленности, о вооружении, обо всем, о контрабанде. Действительно, миссия Европейского Союза, что-то там контролирует, но те находят массу способов обойти контроль. В прессе все время появляются сообщения о мясе из Приднестровья. Количества мяса, проходящего, через Приднестровье, достаточно, чтобы обеспечить потребление мясом населения ПМР на сто лет вперед.

С одной стороны, политический контроль со стороны Российской Федерации, а с другой - интересы различных групп. В таком качестве ПМР является фактором нестабильности для всего региона. Поэтому мы никак не можем сравнивать. Там идет речь о том, что кто-то издевается над гражданами Республики Молдова, здесь о том, что мы имеем власть, избранную демократическим путем в 2001 году, более или менее корректно в 2005, но воля народа была соблюдена. Сегодня коммунисты теряют власть, это означает, что демократия в Молдове функционирует, и мы идем вперед.

- Чего Вы ожидаете от Украины?

- Как можно больше совместных проектов, как можно больше экономического развития, и там, и здесь. Как можно больше коммуникаций, присоединение к европейской инфраструктуре, чтобы были экономические взаимоотношения, которые помогли бы нам развиваться очень быстро. И тогда тираспольских режим не будет иметь никаких шансов.

- Вы, конечно, знаете г-на Урыту, представителя Хельсинкского Комитета по правам человека. Почему, по Вашему мнению, на него идет такое давление? Что происходит?

- Так происходит со всеми, кто хочет привнести законность в ПМР. Он начал свою деятельность там, но был вынужден уехать, на правый берег Днестра. Здесь он продолжил ту же самю деятельность по защите прав человека, мониторингу прав человека в ПМР и за это попал под прессинг. Не исключено, что это давление оказывалось со стороны Российской Федерации, косвенно, через других лиц. Когда я работал в комитете Хельсинки, я видел, как приезжали господа, вроде бы с Запада, но со взглядами, очень странными, которые больше были похожи на взгляды эмиссаров Российской Федерации, а не на представителей западных демократий.

- Но мы видим давление и со стороны властей Молдовы.
 
- Вы имеете ввиду, что не был зарегистрирован Устав представительства?

- Не только, много моментов.

- Насколько мне известно, на уровне Кишинева, министерством юстиции не был зарегистрирован Устав.

- Однако, нападки официальных СМИ говорят о явном заказе власти.

- То, что появилось в масс-медиа, является следствием оказанного на Урыту давления. Вначале на него было предпринята атака, а затем, масс-медиа не сделала ничего особенного кроме того, что попыталась связать несколько предложений с одной и с другой стороны и представить населению, которое не умеет анализировать. Меня тоже пробовали задеть. Но это обычное следствие публичной деятельности. Если хочешь бороться с несправедливостью и продвигать справедливость, имеешь, как следствие, такие проблемы.

- Какие у Вас взаимоотношения с Киевом, с Украиной, в целом?

- Начнем с более близкого. Я установил личные взаимоотношения с примаром Одессы, когда был в Одессе на Дне города в сентябре уже прошлого года.

-С г-ном Гурвицем?

- Да. Там, я познакомился с представителями других городов Украины. Когда я был представителем неправительственного сектора, я сотрудничал со многими НГО из Украины

- Если можно, два вопроса о ситуации в городе, в частности о конфликте с «Термокомом». Будет ли у Вас поддержка в муниципальном совете для того, чтобы довести ситуацию с ним до конца.

- Мы обсуждали ситуацию и с представителями ТЭЦ и «Термокома», и они должны представить информацию, чтобы мы имели расчеты для утверждения нового тарифа. Об этом была дисскусия.

- Возможна ли постановка вопроса о некоторой инвентаризации «Термокома» в целом.

- Этого мы не можем сделать сейчас, потому, что он находится в управлении Совета кредиторов. Если будет завершен процесс реорганизации и он вернется в управление хозяина, мы поставим вопрос о инвентаризации. До тех пор не можем. Юридически это зависит от центральной власти.
Но есть предположение, что «МолдоваГаз» купит и Термоком и ТЭЦы за долги.

- Что происходит с Генеральным планом развития города?

- Он утвержден и опубликован на сайте Примэрии. Но должен быть утвержден и вытекающий из него план обустройства территорий. Он вытекает из Генплана. И теперь очень строго мониторизируем то, что происходит в городе на основе этого плана, чтобы ни на один метр не было нарушений. И в дальнейшем мы будем очень строго следить за нарушениями в этой области. Что было раньше, то было. В будущем мы этого не допустим


 
Количество просмотров:
697
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2025 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.