Роман ДОБРОХОТОВ, Сергей ЗОЛОВКИН, Мюнхен, Наталия АМАНОВА, Иерусалим
Последнее время почти каждый день из разных стран приходят все новые сообщения об ужесточении табачного законодательства. В субботу президент Турции Абдулла Гюль подписал закон о запрете курения в барах и ресторанах, а в Таиланде с прошлого четверга курить нельзя даже в открытых кафе и на рынках. В ближайшее время и Госдума РФ должна ратифицировать конвенцию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с курением, предусматривающую множество строгих ограничений.
Тем временем в мире поднимается волна протестов возмущенных курильщиков. Израиль, к примеру, уже собирается вернуть своим гражданам хотя бы часть «никотиновых свобод».
Волна табачных ограничений поднялась еще в 2003 году после 56-й сессии ВОЗ, когда и была принята международная конвенция по борьбе с курением. К 2008 году к ней уже присоединились почти полтораста стран и Европейский союз. Документ предусматривает ограничение или полный запрет рекламы табачных изделий, различные налоговые меры, а также жесткие требования к маркировке табачных изделий. Конвенция также обязывает публиковать на пачках состав сигарет и табачного дыма, а также ограничивает площади выращивания табака. Но что особенно неприятно для тех, кто не может обойтись без вредной привычки, среди предложенных мер – ограничение курения в общественных местах и рост цены сигарет за счет увеличения акцизов.
Впрочем, российские производители табака воспринимают новости о грядущих нововведениях без паники: «Во-первых, надо понимать, что строго обязательным после ратификации конвенции станет лишь размер предупреждения об опасности курения на пачке (не менее 30% площади), а также «принцип не введения в заблуждение», который подразумевает, что сигареты либо вообще перестанут называть легкими (как в Европе), или будут писать на пачках «легкий не значит менее вредный» (как в Японии), – пояснил «НИ» гендиректор ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин. – Что же до акцизов, то они и так согласно трехлетнему бюджету будут расти по 20% в год. Это вполне приемлемый рост цен, при котором можно не опасаться появления нелегального рынка (сейчас теневая доля не превышает 1%)».
Не пугают производителей табака и новые ограничения по курению в общественных местах, которые уже приняты Госдумой в первом чтении. Напомним, что раньше курение запрещалось на рабочих местах, а также в школах, вузах, больницах, спортивных учреждениях, общественном транспорте и помещениях органов госвласти. Теперь же действующий закон «Об ограничении курения табака» должен быть дополнен новой статьей, которая предусматривает создание специальных зон, свободных от табачного дыма, в ресторанах, кафе, барах, ночных клубах, а также других местах общественного питания и развлекательных учреждениях.
«Мы не имеем ничего против новых ограничений, поскольку уважаем права некурящих, – отмечает Вадим Желнин, – я могу подписаться под тем, что курение опасно для здоровья, и сам курить никому не рекомендую, но при этом считаю необходимым уважать права курильщиков. Если во всех заведениях от баров до аэропортов будут выделены специальные зоны для курения, чтобы отделить любителей табака от тех, кто не разделяет этой привычки, такой закон устроит всех. Главное – не перегибать палку с запретами».
Перегибать палку действительно опасно. В Израиле, к примеру, чрезвычайно жесткий закон, вступивший в силу в ноябре прошлого года, не прижился – в ближайшее время будет снова разрешено курение на открытых террасах в кафе и ресторанах. А депутат кнессета Цви Гендель предпринял попытку законодательно смягчить жесткие ограничения на курение, предложив законопроект, согласно которому 20% площади всех мест отдыха на территории каждого муниципалитета или местного совета должны быть выделены для курящих.
Права вредителей
В Израиле «отход» от антиникотиновых ограничений начался после того, как запрет на курение стал распространяться и на правительственные учреждения, что вызвало недовольство министров, среди которых как минимум пятеро заядлых курильщиков (в том числе и министр здравоохранения).
С сопротивлением столкнулись и многие европейские страны. Так, в немецкой Баварии с начала этого года уже действует запрет на курение во всех ресторанах, кафе, пивных, закусочных, на дискотеках и т.д. Это самая жесткая антитабачная акция из всех когда-либо предпринимавшихся в Германии. Максимум, на что теперь могут рассчитывать любители никотина – на изолированные, хорошо проветриваемые, специальные помещения, которые, правда, во многих местах досуга за неимением дополнительных площадей оборудовать практически невозможно. Среди баварских законодателей разгорелся ожесточенный спор, многие парламентарии считают этот закон ущемлением прав курильщиков. Последнее слово, судя по всему, останется за организаторами знаменитого Октоберфеста и содержателями бесчисленных пивных. Ведь даже если предположить, что принятый запрет распространится и на самый масштабный пивной праздник в мире, вряд ли миллионы подвыпивших курильщиков из разных уголков планеты испугаются штрафов и затушат свои сигареты. Да и «штаммгесте», постоянные посетители древних баварских пивных, десятки лет подряд собираются за одними и теми же столиками не только для того, чтобы опрокинуть бокальчик-другой, сколько для раскуривания своих «трубок мира» – перед долгой, обстоятельной беседой.
А вот во Франции возмущаются в первую очередь производители и продавцы табачной продукции. После вступления в силу со 2 января закона о запрете на курение в кафе продажи сигарет здесь упали на 30%. В результате Объединение продавцов табачной продукции обратилось за помощью к президенту страны. Один из таких владельцев даже объявил голодовку. Николя Саркози, ознакомившись с ситуацией, пообещал принять меры, однако подчеркнул, что закон пересмотрен не будет, а голодающего попросил возобновить питание, чтобы не нанести вред здоровью.
Бурю негодования грозили вызвать ужесточения для курильщиков и в Нидерландах, но когда власти заверили, что закон не распространяется на марихуану, протесты сошли на нет. В других странах, особенно в Австралии, возмущение выражали владельцы казино: посетители желают курить непосредственно во время игры, поэтому новые ограничения существенно снизили доходы этих заведений.
Дым отечеству неприятен
Наши сограждане в отличие от жителей многих других стран бунтовать пока не собираются: «Судя по соцопросам, россияне в подавляющем большинстве поддерживают меры по ограничению табакокурения, – рассказал «НИ» председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, – вот только меры эти пока нерешительные и слабые. Во-первых, присоединяться к конвенции нужно уже со следующего года, а не через 4–5 лет, которые просят производители для «адаптации». Во-вторых, и конвенция эта – далеко не самый жесткий документ. Скажем, она требует выделить лишь 30% от места на пачке для предупреждения, а во многих развитых странах, включая, например, Великобританию – используется вся ее тыльная сторона, причем не текстом, а фотографией легких или сердца курильщика». Но главные меры, которые необходимо принимать в России, конвенцией вообще четко не регламентируются: «Нынешние ограничения табачного рынка слишком слабы. Скажем, запретив наружную рекламу, власти оставили возможность для пропаганды в метро, куда тут же и переместили свое внимание табачные компании. Но главное – это слишком медленный рост акцизов, которые следует поднять раз в пять. Бояться контрафакта при этом не следует: ни одна торговая сеть не рискнет продавать поддельный подакцизный товар, это все-таки уголовно наказуемо. Во всем мире, в том числе и в Восточной Европе, цены на табак выше в несколько раз».
По мнению г-на Янина, жесткие меры могут дать существенный результат: к примеру, в США с 1981 года число продаваемых пачек в год снизилось с 33 до 18 млрд., и это притом, что население выросло на 80 млн., а законодательство еще не самое строгое в мире. Смогут ли российские власти повторить подобный успех – вопрос сложный. Как показывает практика, решимость властей по борьбе с курением во многом зависит от того, пристрастны ли высшие чиновники к этой привычке. Судя по нынешней политической конъюнктуре, российским курильщикам надеяться особо не на что.
В КИЕВСКИХ КАФЕ НЕКУРЯЩИМ НЕ ХВАТАЕТ МЕСТ
По официальной статистике на Украине курят каждый второй мужчина и каждая пятая женщина. И, как сообщили «НИ» в украинском минздраве, каждые полчаса от последствий курения умирает один человек. А по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодный рост числа курильщиков в стране составляет не менее 100 тыс. человек, в то время как в государствах ЕС число курящих с каждым годом сокращается в среднем на один процент.
С июля прошлого года на Украине вступил в силу запрет на курение в общественных местах, согласно которому в кафе, ресторане или другом заведении подобного типа как минимум половина помещения должна отводиться под залы для некурящих. В заведениях с большой площадью с этим проблем нет. Но многие, скажем, киевские кафе настолько маленькие, что им такое условие выполнить практически невозможно. Причем «антиникотиновые закоулочки» в один, максимум два столика располагаются здесь чаще всего рядом с туалетом. Наказание за курение в общественном месте, предусмотренное Кодексом Украины об административных правонарушениях, предполагает штраф в размере 17–85 гривен (от 3 до 15 долларов США), за повторное нарушение в течение шести месяцев – 85–119 гривен. Однако слышать о том, что кого-то оштрафовали за курение в неположенном месте, корреспонденту «НИ» пока не доводилось.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев
В «БАНАНОВО-ЛИМОННОМ» СИНГАПУРЕ С СИГАРЕТОЙ НЕ ЗАБАЛУЕШЬ
Среди иностранцев, посещающих город-государство Сингапур, бытует поговорка, что этот перекресток Юго-Восточной Азии является страной штрафов. В общественном транспорте запрещено есть мороженное, употреблять прохладительные напитки. Большие штрафы грозят и за парковку в неположенных местах. Но настоящим «азиатским чемпионом» Сингапур стал в борьбе с курением. Причем кампания против никотиновой зависимости здесь началась задолго до того, как об этом всерьез задумались в Европе – еще в 1986 году. Первоначальные суммы штрафов за курение в общественных местах доходили до 1 тыс. долларов США, но со временем, добившись значительного сокращения числа курильщиков (с 37% среди мужского населения до 22%, женщины же здесь вообще практически не курят), власти «смилостивились» и понизили штрафные расценки. Сегодня за курение, например, в общественном туалете вас оштрафуют на 200 сингапурских долларов (140 долларов США). В стране полностью запрещены реклама табачных изделий и их продажа лицам моложе 18 лет. В 2002 году были введены запреты на курение в общественном транспорте, плавательных бассейнах, спортивных клубах и на стадионах. Затем их распространили на интернет- и прочие кафе и рестораны. Более 250 отелей объявлены «зоной, свободной от курения». Для любителей затянуться сигаретой остаются лишь строго определенные места. После того как корреспонденту «НИ» все же удалось выкурить две сигареты под памятником основателю и первому британскому губернатору Сингапура Томасу Раффалсу, выяснилось, что за подобный проступок грозит все тот же штраф в 140 долларов США. Кроме того, курение просто не выгодно экономически: в среднем пачка сигарет стоит здесь почти 4 доллара США, что в два раза дороже, чем в соседней Малайзии.
Вячеслав УРЛЯПОВ, Сингапур–Москва
ПОЛЬСКИЕ КУРИЛЬЩИКИ ОБРАТЯТСЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
Досрочно распущенный осенью прошлого года польский сейм так и не успел утвердить уже готовый закон о запрете курения в общественных местах (в соответствии с нынешними стандартами ЕС). Антиникотиновую эстафетную палочку подхватил новоизбранный парламент, начавший подготовку очередного проекта соответствующего закона, причем запреты коснутся не только ресторанов, баров, кафе и гостиниц, но и остановок общественного транспорта. Возглавляет комиссию депутат Тадеуш Циманский, сам заядлый курильщик с 30-летним стажем.
Собственно, движение «за жизнь без сигарет», началось в Польше еще в 1995 году. Именно тогда был принят первый закон, запрещающий курение в барах и ресторанах, не оборудованных специальными комнатами для курящих. Однако эти запреты до сих пор практически не работали. Новый ажиотаж вокруг борьбы с уносящей здоровье привычкой вспыхнул в октябре прошлого года, когда Европарламент дал странам ЕС два года на введение антиникотиновых законов (нарушителям грозят серьезные штрафные санкции). Причем в Кракове, Лодзи, Ольштыне и ряде других польских городов муниципальные власти уже ввели местные законы, в том числе запрещающие курение в радиусе 10 метров от автобусных остановок. Средний штраф за игнорирование этих предписаний составляет 50 злотых (чуть более 20 долларов США).
Интересно, что к концу прошлого года в стране появилось Общество защиты прав курильщиков (ОЗПК), намеревающееся решительно отстаивать в судах права курящей части населения. Одна из активных деятелей ОЗПК, пани Ирэна Парфенюк, в беседе с «НИ» посетовала, что готовящийся закон отнимает у граждан «право самим распоряжаться своей жизнью». По ее мнению, антиникотиновая кампания – это не что иное, как заурядное нарушение прав человека. В настоящее время, как рассказала пани Ирэна, ОЗПК готовит соответствующую жалобу в Конституционный суд Польши. Ведь по официальной статистике в Польше курят около 40% мужчин и 25% женщин. Правда, курение ежегодно является причиной смерти 9 тыс. поляков. Это больше, чем число смертей от ДТП, убийств и самоубийств, вместе взятых.
Виктор ШАНЬКОВ, Варшава
ШВЕДСКИЕ ЛЮБИТЕЛИ ТАБАКА ЖАЛУЮТСЯ НА «ЗДРАВОФАШИЗМ»
Не менее 17% шведов и 18% шведок – курильщики, которых остальные сограждане шаг за шагом превращают в «индейцев XXI века», загоняя их во все более отдаленные и тесные резервации. Курение в общественных местах запрещено и преследуется по закону. Если курильщик на службе нарушает границу территории, выделенной для удовлетворения опасной страсти, ему грозит увольнение. Однако даже законопослушные любители сигарет часто превращаются в изгоев. «Я выхожу курить во двор и только в отведенное для «кофе-паузы» время, – пожаловалась корреспонденту «НИ» знакомая, бывшая наша соотечественница, работающая в крупной консалтинговой компании. – Тем не менее каждый раз, когда я возвращаюсь, часть сотрудников демонстративно морщатся и выходят из помещения, а другие начинают между собой громко обсуждать, какие страшные болезни подстерегают курильщиков и как их привычка вредна для «нормальных» людей».
То, что пределов для преследований не существует, доказал громкий судебный процесс, прошедший летом прошлого года в городке Вэкшье. Адвокат, живущий на вилле, подал в экологический суд на свою соседку-курильщицу, чей дом расположен в 20 метрах от его территории. Адвокат заявил, что он сверхчувствителен к табачному дыму и, когда соседка выходит с сигаретой в свой сад, он вынужден надевать противогаз. Судья, побывав на месте «преступления», вынес обвинительный приговор: курильщице на ее участке в три сотки были выделены специальные места, где ей разрешалось предаваться пагубной привычке. Нарушение грозит денежным штрафом, а при повторном пересечении границы – принудительной продажей собственности и выселением. Впрочем, шведские курильщики, хотя и чувствуют себя загнанными в угол, протестовать отваживаются лишь в Интернете, называя происходящее «здравофашизмом».
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм