Вера ЩИРОВА
На следующей неделе продюсеры группы «Блестящие» представят широкой публике новых солисток. Как сообщили «НИ» в пресс-службе коллектива, состав уже утвержден, но имена «свежих» девушек пока держатся в строжайшем секрете. Какой по счету будет эта «перезагрузка», способны подсчитать разве что самые преданные поклонники группы. И даже они могут ошибиться. Ведь в последнее время составы российских поп-групп меняются с такой скоростью, что зрители уже не успевают запоминать имена исполнителей.
Чаще всего замены происходят в женских коллективах. А чтобы текучка кадров не бросалась в глаза, продюсеры стараются подыскивать таких девушек, которые являются «клонами» своих предшественниц: с одинаковым цветом волос, размером груди, портретным сходством. Голос в этом списке занимает последнее место или вообще может не рассматриваться как критерий. А зрители уже даже не пытаются запомнить имена приходяще-уходящих солисток. Их различают по особенно запоминающимся приметам: «та с грудью», «черненькая», «с ногами», «худенькая». Например, на одну из освободившихся вакансий в группе «Блестящие» в ноябре прошлого года была принята младшая сестра Жанны Фриске – девушки похожи друг на друга практически, как близнецы. Продюсеры рассчитывали, что эта фишка сможет вернуть группе армию старых поклонников, которая поредела после ухода из коллектива Жанны. А реанимировать группу надо в срочном порядке, потому что, как заверили «НИ» в концертных агентствах, в последнее время «Блестящих» заметно меньше стали приглашать на корпоративные вечеринки, а ведь именно это один из основных источников дохода наших звезд. Особенно сильно померкли «Блестящие» после ухода из состава пышногрудой Анны Семенович и одной из «стареньких» – Ксюши Новиковой. К тому же просочилась информация, что «на волю» собралась и Юля Ковальчук. В результате сегодня в составе «Блестящих» не осталось никого из старожилов группы.
Впрочем, некоторым зрителям-мужчинам подобные обновления очень нравятся. Представители сильной половины человечества на форумах в Интернете единогласно высказывают мнение, что группы должны обновляться еще чаще, «чтобы девушки не успевали приедаться». Именно поэтому мужчины каждый раз прилипают к экранам телевизоров, когда объявляют «ВИА Гру». В этой группе состав тоже менялся неоднократно, но каждый раз он был безупречен с точки зрения визуального восприятия. Правда, после очередного появления в коллективе новой солистки у поклонников возникал вопрос: а чем была плоха предыдущая? Продюсер коллектива Дмитрий Костюк заявил «НИ», что поводы для замены солисток были различные (от беременности до профнепригодности), но главное, что все они были объективные и не являлись лишь его прихотью.
Не реже презентацией новых девушек радуют зрителей в группах «Рефлекс», «Шпильки», Hi-Fi и «Лицей». А лидером
в этой гонке по замене составов, бесспорно, является группа «Стрелки». Интересно, что в бойз-бендах текучка кадров происходит гораздо реже и не является закономерностью. Разве что легендарный «Ласковый май» навсегда вошел в историю отечественной поп-индустрии как многоликая группа.
Но замена солистов в группах – это еще не все, на что сегодня решаются продюсеры. Сейчас входит в моду отбирать у групп и исполнителей их имена и под обкатанным брендом выставлять совершенно новых людей. Например, своего имени чуть не лишилась Катя Лель. Ее экс-продюсер Александр Волков после творческого разлада пытался запретить певице выходить на сцену под раскрученным псевдонимом. Отстаивать права на свое имя г-же Лель пришлось в суде. Не удалось избежать судебных разбирательств и Виктору Белану. После смерти продюсера Юрия Айзеншписа на его сценическое имя – «Дима Билан» стал претендовать «Союзконцерт», который и пытается запретить певцу работать под этим золотым брендом.
Громким скандалом сопровождался и развод группы «Премьер-министр» с продюсером Евгением Фридляндом. В результате долгих судебных тяжб у Фридлянда осталось название, под которое он подобрал новый коллектив, а «старички» стали именовать себя просто «ПМ», при этом перед концертом конферансье неизменно объявляет каждого из квартета по именам, чтобы зритель понял, что это «те самые» исполнители. Зато продюсеру Максу Фадееву удалось полюбовно договориться с Наташей Ионовой, известной как Глюкоза, передать популярный псевдоним другой певице. Как объясняла журналистам сама Наталья, быть Глюкозой после рождения ребенка (это событие случилось в прошлом году) как-то несолидно, и поэтому она легко отказалась не только от своего сценического образа девочки-подростка, но и от странного имени.
Ротация звезд происходит и на западной эстраде (к примеру, Boney M), но только у нас в стране этот процесс приобрел столь массовые масштабы. Музыкальные эксперты объясняют текучку кадров прорехами в законодательстве, что позволяет продюсерам относиться к артистам не как к творческой единице, а как к машинам, зарабатывающим деньги. Так будет продолжаться до тех пор, пока в России не появятся законы, которые и должны будут защищать певцов. В противном случае продюсеры, как и прежде, будут вкладывать миллионы в раскрутку не самого исполнителя или коллектива, а имени или названия группы, чтобы потом в случае чего выгнать «зазвездившегося» артиста и повесить «бирку» на очередную марионетку.
Бари АЛИБАСОВ, продюсер:
– В мировой индустрии главным действующим лицом является талант, и вся система направлена на то, чтобы его найти. А у нас наоборот – продюсер сегодня решает все. У нас продюсер для артиста – агент, промоутер, импресарио, издатель, юрист. На мой взгляд, такого совмещения должностей быть не должно. И тогда не будет таких прецедентов, когда исполнителю не принадлежит даже его же голос. Еще замечу, что сегодня продюсеры не заинтересованы работать с яркими личностями, потому что они строптивы. И поэтому они берут людей со способностями, но управляемых. В результате, несмотря на то, что в России много молодых талантливых исполнителей, у нас нет и не будет настоящих звезд.
Анна СЕМЕНОВИЧ, экс-солистка группы «Блестящие»:
– Мне кажется, что смена состава – совершенно нормальное явление. Взять, к примеру, тех же «Блестящих». Закономерно, что девушки растут в профессиональном плане, им становится тесно в рамках группы. Потом, как в «голливудском сценарии», они хотят идти дальше: кто-то выбирает сольную карьеру, а кто-то выходит замуж, рожает детишек. И каждая счастлива! Ведь это только со стороны кажется, что работа в шоу-бизнесе – сплошная сказка, праздник каждый день. Постоянные перелеты, переезды, недосыпы, диеты, перекусы «бутербродные» – все это огромный стресс для организма. Поверьте, это каторжный труд! Когда я пела в «Блестящих», у меня был довольно лояльный контракт. Но было прописано в том числе, сколько я должна отработать в группе. Это нормально, что есть обязанности сторон. Правда, они часто не в пользу артиста. Но как бы то ни было, я очень рада, что в моей жизни был «блестящий» период, я очень многому научилась! И прежние ошибки уже не совершу.
Дмитрий КОСТЮК, продюсер:
– Поверьте, ни один продюсер не заинтересован в том, чтобы постоянно менять состав. Народ любит тех, кого часто показывают по телевизору, так какой же смысл просто так менять уже раскрученный состав? В западных группах тоже происходят ротации, но они там не такие частые, потому что там есть возможность переждать, например, беременность солистки. А ждать они могут, потому что западные группы живут не только на заработки с концертов. Что касается группы «ВИА Гра», то у нас были различные причины для смены состава – вплоть до профнепригодности солисток. Понимаете, тот человек, который приходит именно на сцену, он с нее никогда и не уходит, а тот, кто использует сцену как площадку для достижения каких-то непонятных целей, то он на ней не задерживается. К сожалению, сразу сложно понять, что человек профнепригоден.