Надежда КРАСИЛОВА
В конце прошлой недели президент выступил на расширенном Госсовете, представив, по сути, свое заключительное послание, в котором одновременно подвел итоги и рассказал о предстоящих планах. Планы, скорее всего, предстоит выполнять правительству, которое сам Владимир Путин и возглавит. Главным тезисом программы обозначен переход от инерционного энергетического развития страны к инновационному развитию.
Чтобы все ощутили торжественность момента, расширенное заседание Госсовета проходило не в Александровском зале, а в самом пафосном, Георгиевском зале Кремля. Формат мероприятия напоминал послания президента Федеральному собранию. По сути, это и было внеочередное, девятое обращение президента. Владимир Путин представлял стратегию развития страны до 2020 года. Озвучить тактику предстоит на следующей неделе в Красноярске (на экономическом форуме) уже Дмитрию Медведеву.
Гости в течение двух часов торжественно поднимались по лестнице. Вначале прибывала публика рангом пониже, чиновники покрупнее приехали почти к самому открытию. Вся сияющая, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко терпеливо объясняла, что совершенно логично, что руководитель, бывший на посту восемь лет, излагает свою программу и наказы. А вот вице-спикер Любовь Слиска, несмотря на свой яркий бирюзовый наряд, похоже, была не в духе. Не произнеся ни слова, она сразу направилась в зал. Мэру Москвы Юрию Лужкову немного подпортили настроение вопросом о его предполагаемой отставке. «Я работаю с 1986 года, и каждый раз меня провожают», – нашелся столичный градоначальник. Очень трудно было подобраться к президенту Чеченской Республики Рамзану Кадырову. Глава Чечни даже в Кремль пришел с охраной. Телохранитель не подпускал к нему никого, причем не только журналистов, но и некоторых депутатов и чиновников. А вот губернатору Чукотки Роману Абрамовичу никакая охрана не понадобилась. Он следовал своему давно разработанному плану. Не оглядываясь и делая вид, что ничего не слышит, губернатор проскользнул в зал заседания.
Начиная речь, Владимир Путин вспомнил, как нам плохо жилось до того, как он стал президентом. Страна пережила дефолт, террористы развязали гражданскую войну, государство было раздроблено. И только благодаря поддержке людей, которую президент «всегда реально видел и чувствовал», удалось предотвратить развал страны. Зал дружно зааплодировал. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, сидящий в первом ряду между председателем правительства Виктором Зубковым и главой Конституционного суда Валерием Зорькиным, не отрываясь, слушал президента. Президент продолжил перечислять прошлые беды государства, отметив, что СМИ раньше действовали в интересах олигархических группировок, государственная власть была неэффективна, а треть россиян обнищала. «Богатая Россия превратилась в страну бедных людей», – резюмировал глава государства.
Именно в этих условиях стал реализовываться план по выводу страны из кризиса. Дальше речь президента практически постоянно сопровождалась аплодисментами. Радостно встретили сидящие в зале утверждения о том, что с политическим бесправием покончено, что Россия вернулась на мировую арену, что к 2010 году наконец-то удастся удвоить ВВП. Восторженно восприняли слова о том, что в стране происходят изменения, которыми мы по праву гордимся и что нужно стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени. Положительно прореагировали гости и на пассаж Путина о том, что сегодняшний «госаппарат является в значительной степени забюрократизированной и коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения». Чиновники и депутаты, видимо, не ассоциируя себя с той частью госаппарата, про которую говорил президент, аплодисментами поддержали слова о необходимости устранить «чрезмерное давление на экономику, которое стало одним из главных тормозов развития». Заинтересованно все отнеслись к тому, что Владимир Путин назвал слухи о деноминации рубля нелепыми и глупыми.
«Нам пока не удалось уйти от инерционного энергетического развития, – с сожалением отметил глава государства. – В этом ничего плохого нет. Но это может в дальнейшем привести к зависимости от импорта». Единственный выход, по мнению президента, – это переориентация на инновационное развитие страны. «Такой путь более амбициозен и потребует больших усилий со стороны всех, – заявил президент. – Но выбора у нас нет. Какой может быть выбор между шансом на достижение лидерских позиций в экономике и социальном развитии, в обеспечении безопасности страны и утратой этих позиций, а в конечном итоге и потерей суверенитета?»
Произносил свою 50-минутную речь Владимир Путин очень эмоционально. Когда президент говорил о том, что Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной в мире, то он даже закашлялся. А когда сказал, что каждый второй мужчина в стране не имеет шансов дожить до 60 лет, то закончил фразу словом «позор!», жестко прочертив в воздухе рукой прямую линию. О страданиях малого бизнеса Владимир Путин рассказывал так, как будто сам этим бизнесом занимается. «Что делают центральные федеральные органы при поддержке территориальных и местных органов – это просто ужас! – негодовал глава государства. – До сих пор ведь месяцами невозможно начать собственное дело. В каждое учреждение нужно ходить с взяткой: к пожарным, к санитарам, к гинекологам». Зал сначала замер, думая, что не расслышал, потом все осторожно переглянулись и заулыбались. Заключительная часть речи была посвящена безопасности страны. Владимир Путин заявил, что в ближайшие годы в России должно быть развернуто производство новых видов вооружения и что нужна новая стратегия вооруженных сил. «Разворачивается ожесточенная борьба за ресурсы, и во многих конфликтах, дипломатических демаршах пахнет газом и нефтью», – взмахнул рукой глава государства. А в качестве последнего аккорда Владимир Путин подчеркнул, что у нас нет ни одной причины, которая бы «не позволила нам достичь поставленных целей». «Ни одной!» – повторил президент.
Из Георгиевского зала все выходили молча, раздумывая над только что сказанным. Каждый приглашенный обнаружил в речи Владимира Путина для себя наиболее важное. Валентина Матвиенко отметила глобальную задачу по разработке инновационного сценария. Главу ЦИК Владимира Чурова заинтересовал отрывок про партийную систему о том, что, какими бы ни были политические баталии, они не стоят того, чтобы ставить страну на грань хаоса. А лидер коммунистов Геннадий Зюганов обнаружил в речи президента извинение за то, что за эти годы страной было упущено много возможностей.