Владислав КАГАН
Вчера министерство юстиции Белоруссии обратилось в верховный суд страны с просьбой приостановить рассмотрение своего искового заявления о ликвидации Партии коммунистов Белоруссии (ПКБ). Хотя, как уже писали «НИ», именно в понедельник ожидалось начало большого процесса над компартией. Сами коммунисты не спешат радоваться столь неожиданному завершению противостояния с властями и, подобно другим оппозиционерам, объясняют происходящее попытками Александра Лукашенко договориться с Западом.
С весны прошлого года министерство юстиции Белоруссии одно за другим выносило предупреждения в адрес коммунистов. Активисты ПКБ сразу заявили, что «власть готовит почву для ликвидации партии». Действительно, уже в июле минюст объявил, что «ПКБ систематически нарушает требования законодательства и собственного устава». А 2 августа 2007 года верховный суд приостановил ее деятельность на 6 месяцев.
Затем в министерстве юстиции сообщили, что «руководство партии не сделало соответствующие выводы», тем более что ПКБ даже выдвинула своих кандидатов на предстоящие в октябре парламентские выборы. В конце января чаша терпения власти переполнилась, и минюст обратился в верховный суд с иском о закрытии ПКБ. После этого, однако, начались странности. Так, на первом же судебном заседании, состоявшемся 8 февраля, представитель истца взял тайм-аут для «более подробного изучения документов». А вчера минюст отозвал свой иск.
Сами коммунисты расценивают происходящее, как показатель того, что «позиции власти, в связи с более прагматичным строительством Москвой экономических отношений с Минском, выглядят не совсем уж прочными». Как заявила «НИ» секретарь ЦК ПКБ Елена Скригань, правительству «приходится делать реверансы в сторону международного сообщества и понемногу раскручивать гайки». По ее мнению, этому способствует и падение уровня жизни населения за последний год. «Власть пытается снять напряжение и поэтому отказывается от совсем уж одиозных шагов в отношении оппозиции, даже в некоторых моментах отступает», – считает г-жа Скригань. В качестве примера она привела досрочное освобождение трех активистов оппозиции на прошлой неделе.
Но коммунисты пока не торопятся праздновать победу. Причин для головной боли у них хватает. Дело в том, что вот уже 12 лет в стране действует «конкурирующая фирма» – Коммунистическая партия Белоруссии. Раскол произошел весною 1996 года, когда коммунисты уверенно контролировали Верховный совет. До разгона парламента Александром Лукашенко оставалось полгода, и чтобы хоть как-то выправить ситуацию, власть попробовала увести из партии часть депутатов. 20 депутатов компартии объявили о том, что именно они представляют настоящих белорусских коммунистов и избрали себе нового лидера – Татьяну Голубеву. Минюст подержал «раскольников». Оппозиционным коммунистам во главе Сергеем Калякиным пришлось учреждать новую партию – Партию коммунистов Белоруссии. С тех пор власти не оставляют попыток провести «объединительный съезд» коммунистов. А после отзыва своего иска, по мнению г-на Калякина, они будут действовать на этом направлении «еще более решительно».