|
|
|||||
Интервью
Президент Молдовы ответил на вопросы гагаузской общественной телерадиокомпании — Господин Президент, до недавнего времени избирательная кампания в Гагаузии проходила довольно корректно. Но в последнее время на различных агитационных мероприятиях, в прессе стали появляться обвинения лично в Ваш адрес. Стали говорить о том, что Вы лично препятствуете доставке гуманитарной помощи в Гагаузию. О том, что Воронин хочет уморить гагаузов голодом, устраивает геноцид целого народа. Как вы можете прокомментировать такие обвинения? — Для начала хочу сказать, что отношения нынешней молдавской власти и Комрата сложились не сейчас, и не тогда, когда к руководству автономией пришел новый башкан. Наши отношения сложились ещё пятнадцать лет назад. В этой связи я хотел бы напомнить, что на сегодняшний день ПКРМ — единственная партия, которая всегда включала в свои парламентские списки представителей гагаузского народа. Другими словами, наши отношения — не сиюминутны. Все то, что можно сделать для Гагаузии — делается. Даже больше. Те социальные программы, которые мы осуществили в Гагаузии, они беспрецедентны даже по сравнению с тем, что делалось в советское время. Я не буду сейчас их перечислять. Это не мои личные заслуги, а всех нас — правительства, парламента, депутатов-гагаузов, и, конечно, Народного Собрания Гагаузии, последний состав которого был такого качества, что с ним мы легко находили консенсус. Другими словами, на эти обвинения, о которых вы говорите, я просто не считаю нужным реагировать. Меня гораздо больше волнуют другие вопросы. Весь бюджет Гагаузии остаётся в автономии. Главная задача заключается в том, чтобы укреплять и развивать экономический потенциал Гагаузии, чтобы его доходная часть росла, и быстрее, чем расходная. Вот что действительно важно.
Что же касается гуманитарной помощи… Когда мы пришли к власти, мы обнаружили критическую ситуацию в системе распределения гуманитарной помощи. Практически всё, что поступало в Молдову, в том числе и в Гагаузию, скажем прямо — разворовывалось. Пять или шесть лет Валериан Кристя, будучи вице-премьер-министром, боролся, чтобы навести порядок в этом деле. Теперь конкретно по Гагаузии... Когда мы ещё в парламенте были в оппозиции, Гагаузия должна была получить гуманитарную помощь из Турции в виде дизельного топлива. У руководства в парламенте находились национал-унионисты, и они препятствовали тому, чтобы это топливо поступило по назначению. И только благодаря усилиям нашей фракции соответствующее решение было принято. А потом оказалось, что большая часть этой помощи была разворована. И до сегодняшнего дня никто не знает, где концы. Дальше. Три года назад, через Соединённые Штаты Америки Гагаузии был выделен продовольственный кредит в виде товарной, качественной пшеницы. Идея была такая: пшеница поступает в автономию, из неё делается мука, и она уже распределяется в виде гуманитарной помощи. А теперь давайте зададимся вопросом: кто из гагаузов получил эту муку? Было открыто уголовное дело по факту, что большинство этой гуманитарной помощи в виде пшеницы и муки было продано, а деньги от продажи были присвоены. То, что Россия выделила специально для Гагаузии, всё — до последней банки — пойдет в автономию. Но мы будем распределять очень строго. Мы попросим и исполком Гагаузии, и представителей местных органов власти представить списки нуждающихся в гуманитарной помощи. У нас сейчас при каждой примэрии есть социальные работники. Вот они и будут изучать на месте, кто нуждается в помощи и в каких объемах. А не столько и кому хочет дать Формузал накануне выборов.
Другими словами, 7 марта, в день прибытия первых самолётов с гуманитарной помощью, никто никому ничего не запрещал. Но всё должно делаться в соотвествии с законами и нормами социальной справедливости. А иначе долго потом будут наши гагаузские друзья искать эту гуманитарную помощь… — Жителей гагаузской автономии очень волнует, как сегодня развиваются молдороссийские отношения.
— Основа молдо-российского партнёрства сегодня очень здоровая и хорошая. Отношения развиваются на основе договора о стратегическом сотрудничестве между Республикой Молдова и Российской Федерацией в 2002 году. До этого он лежал неподписанным семь лет в различных институтах государственной власти, и никому до него не было дела. — Как вы считаете, в какой мере в следующем парламенте будет разыгрываться российская или румынская карта? Насколько велика вероятность внешнего вмешательства в ход избирательной кампании? — Вмешательство Румынии не заканчивается никогда. Это соседнее государство против воли молдавского народа все годы пытается сделать нас румынами. Мы знаем, что национал-унионисты фактически содержатся за счёт Румынии. Говорить можно не о вероятности, а об очевидной данности. — Ещё одна проблема, о которой много говорят в Гагаузии — проблема финансирования выборов в Народное Собрание. Есть определённый дефицит средств. Кто должен его покрыть? Исполком Гагаузии требует финансового покрытия от Кишинёва…
— Начнем с того, что Кишинёв не обязан, да и не имеет права финансировать ни выборы в Народное Собрание, ни выборы башкана. В местном законе о выборах в Народное Собрание, в статье 28 говорится, что в установленный исполкомом Гагаузии срок Центральная избирательная комиссия предоставляет заявление о включении в бюджет расходов, связанных с её функционированием и проведением выборов. Статья 40. пункт первый: «Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, несёт региональный бюджет Гагаузии». Подчеркиваю, это законы, принятые в самой Гагаузии. А как было в этот раз? Когда ставился вопрос о бюджете, башкан встал и сказал: «Не надо включать в бюджет пункт о финансировании выборов. Я решу этот вопрос». Точка. Хорошо, предположим, ошиблись. Предположим, башкан погорячился. Но зачем сейчас всё раздувать? Ведь можно решить по-человечески, а не противопоставлять. Если бы поступила, скажем, бумага, где было бы написано, мол, так и так, не предусмотрели, просим помочь, разве Кишинёв бы не помог? Мы же понимаем, бывают разные ситуации, дефицит бюджета.. Вместо этого требование Кишинёву выделить средства было сделано на пресс-конференции, в ультимативной форме, с угрозами изменить действующее выборное законодательство. Зачем это было раздувать? Непонятно.
И всё же я думаю, правда восторжествует. Кто бы не был выбран в Народное Собрание следующего созыва — мы будем общаться с ними как с самыми достойными представителями гагаузского народа. И с ними мы будем работать
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|