24 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Технологии
Берегись в автомобиле
14.04.2008

Приятель моего друга угонял машины. В этом знакомстве нет ничего необычного. Все равно что пожать руку президенту. В том смысле, что каждый человек хоть раз в жизни подавал руку тому, кто подавал руку тому, кто подавал ее президенту, – вопрос лишь в количестве промежуточных звеньев. Между мной и угонщиком было всего одно – мой друг.

ОХОТА НА «ЖИГУЛИ»
Приятель моего друга воровал новые «Лады» в Москве. То есть имел в мире угонщиков низшую квалификацию. Работал днем. Садился с подельником в машину и ездил по городу. Самый «клев» обычно наблюдался на стоянках возле рынков, магазинов, торговых центров. Идеальный вариант, когда угонщик видит, как «клиент» подъезжает и выходит за покупками. Тогда он знает, что фора с десяток минут у него есть.


Впрочем, столько и не требуется – весь процесс занимает от сорока секунд до полутора минут. Для взлома авто используется металлическая линейка, последние пять сантиметров которой загнуты под углом три-пять градусов. Инструмент втискивается между обшивкой и стеклом двери загибом в сторону блокиратора стояночного запора. Открыв дверь «Лады», злоумышленники ломают замок руля. Подельник нужен в основном на этом этапе, ибо сломать руль довольно тяжело. Затем используется группа – средняя часть замка зажигания. Из замка автомобиля выдергивается родная группа с проводами и вместо нее подключается приготовленная заранее, с ключом. После чего машина заводится и перегоняется в гараж.
Продажа угнанного автомобиля занимает примерно месяц. За это время на нем меняют зам­ки, чинят руль, ставят новый замок зажигания и перебивают номера. Либо машину разбирают и продают на запчасти. Такая судьба обычно у моделей российского производства: детали легче «слить» на авторынке. Запчасти от современных иномарок продавать сложнее – владельцы таких автомобилей обслуживаются в дилерских центрах и на рынок не ходят.


Бизнес этот нельзя назвать высокодоходным. Новая ворованная и перебитая машина обычно уходит за 50–60% ее реальной стоимости, а угонщик имеет только 10–20% от цены автомобиля. Остальное – механику и торговцу краденым. Тем не менее такого рода деятельность весьма рентабельна, ведь вкладываться приходится только в линейку и группу зажигания. Хотя это без учета милиции. Она – самая большая статья расходов и вместе с тем надежда и опора угонщика. Мой друг рассказывал, что его приятеля милиция часто ловила и «доила», но никогда не арестовывала. По той простой причине, что если посадить угонщика, «доить» будет некого.

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
С тех смутных постперестроечных времен российский рынок угонов изрядно эволюционировал. Напомню, латинский термин «эволюция» означает переход из простейшей, зародышевой, формы в более сложную, совершенную. Российский рынок краденых машин развивается в соответствии с этим механизмом. В советские времена бизнес угонщиков пребывал в зачаточной форме. Было слишком мало автомобилей. Кроме того, отсутствовали рынки сбыта – доступ за границу был закрыт, а советские граждане покупали машины все больше с заводов, в порядке очереди.

Фактически индустрия автоугонов в нашей стране начала формироваться после развала СССР.  Однако до нынешнего размаха и тогда было далеко – все еще не хватало машин. Укрепление благосостояния граждан и развитие автокредитования дали толчок повальной автомобилизации. И как следствие, инициировали бурный рост рынка краденых машин.

Сегодня, по разным данным, бизнес, связанный с автоугонами в России, – третий по доходности после наркотиков и оружия. И стагнация ему не грозит. Напротив, потенциал выходит на принципиально новый уровень эволюции: увеличивается круг вовлеченных в «бизнес» чиновников, расширяется география продаж, усложняются схемы угонов и реализации автомобилей.

РОСТ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ
Бывший депутат Госдумы, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в интервью AN заметил, что угонщики становятся все более дерзкими и изобретательными, при этом в преступные группировки часто входят работники правоохранительных органов. «Большинство угонщиков «крышуют» сотрудники ГИБДД, – заявил в беседе с AN и председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов. – Вспомните знаменитую ржевскую группировку, в которую были втянуты милиционеры, ставившие угнанные машины на учет». А если в системе МВД находятся сотрудники, пытающиеся расследовать преступления, их немедленно «гасят» коррумпированные коллеги.
По мнению г-на Кабанова, нынешний всплеск активности на рынке краденых автомобилей связан с формированием новых рынков сбыта в Азии и Африке. «Преступники уже отработали варианты вывоза дорогих ворованных машин через Дальний Восток, Польшу, Казахстан. Вместе с тем увеличилась покупательная способность в странах, которые не отслеживаются Интерполом, в частности в ряде государств арабского мира», – объясняет он.

По мнению руководителя антикоррупционного комитета, автовладельцы сами невольно помогают расти рынку краденых машин. Известно, что в России раскрываемость подобных дел весьма мала – к владельцам возвращается лишь около 30% похищенных автомобилей. Сотрудники правоохранительных органов честно уведомляют об этом пострадавших. И добавляют, что машину могут искать год, два, а то и дольше. А вот затем сотрудник милиции может озвучить спецпредложение – подсобить в поисках всего за 10% стоимости авто.

Можно пойти другим путем и заказать поиск автомобиля частным детективам. В случае с дорогой машиной оплата будет такой же – 5–10% от ее цены, менее дорогой автомобиль сыщики возьмутся отыскать и за 250–500 долларов. Однако гарантии, что он будет найден, никто не даст.

300 ПАЛОК ПО ПЯТКАМ
Многие считают, что решить проблему можно, ужесточив ответ­ственность за похищение автомобилей. Законопроект о внесении в УК соответствующих поправок был подан на рассмотрение в нижнюю палату российского парламента осенью 2007 года. Предложение исходило от депутатов Калининградской областной думы. Но чтобы понять его суть, нужно разобраться в терминологии.
Угон автомобиля можно подвести под одну из двух статей Уголовного кодекса: 158-я («Кража») и 166-я («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»). Инициаторы по­правок утверждают, что в случае хищения автомобиля доказать факт кражи тяжело: преступник всегда может сказать, что взял машину покататься. И получит не пять лет за кражу, а квитанцию на штраф в 120 тыс. рублей либо отделается арестом на три месяца. Криминальному хитро­умию калининградские парламентарии предлагают противопоставить 250 тыс. рублей штрафа для несовершеннолетних угонщиков дешевых автомобилей и пять лет тюрьмы для взрослых, а если речь идет о машине дороже 250 тыс. рублей – все семь.

Депутаты не одиноки в стремлении испортить жизнь угонщикам. Кирилл Кабанов из Национального антикоррупционного комитета тоже считает, что ответственность нужно ужесточать. «Есть опыт бывших союзных республик – Таджикистана, Узбекистана. Там за угон дают огромные сроки, и этот вид преступлений фактически сошел на нет», – говорит он. Но чтобы мера работала, утверждает г-н Кабанов, необходимо любое неправомерное завладение автомобилем квалифицировать как угон.

А вот Виктор Похмелкин, хоть и согласен с последним утверждением, возражает против ужесточения наказаний. «Количество угонов снижается не там, где ужесточаются наказания, а где обеспечивается их неотвратимость», – убежден парламентарий. Депутат говорит, что законопроект, о котором шла речь, подготовили дилетанты, а ответственность за кражу и угон должна быть равной. И вообще, корректировать нужно не закон, а правоохранительную систему: выявлять случаи коррупции и ввести в структуру МВД спецподразделение, которое будет заниматься исключительно угонами (сегодня эти функции делят ГИБДД и угрозыск).

Еще одна необходимая мера, по мнению наблюдателей, – контроль реализации запчастей. «Если налоговые органы вместо того, чтобы брать взятки, начнут исследовать истории приобретения запчастей и при обнаружении подозрительных деталей сообщать в ОВД, количество угонов резко снизится», – убежден Кирилл Кабанов. Следующий шаг, по его разумению, – уничтожение коррупции в МРЭО.  Сегодня поставить угнанную машину на учет легко: преступники, используя связи в госавтоинспекции, регистрируют автомобиль в другом регионе. Если же ворованные машины невозможно будет ставить на учет, число угонов начнет уменьшаться. То же самое с таможней: если наладить жесткий контроль на границе, поток ворованных машин иссякнет.

ЗАЧЕМ ВАМ НУЖЕН ЭТОТ МАЛЬЧИК?
Только законченный романтик может верить в то, что весь этот комплекс необходимых мер будет вскоре реализован. А значит, нужно снижать количество угонов самостоятельно. Не в смысле вооружаться бейсбольной битой и выходить на улицы в поисках воров, а просто следить за соб­ственной машиной.
По словам Виктора Похмелкина, в преступные группировки, занимающиеся угонами, часто входят сотрудники дилерских центров, которые пасут машины прямо от автосалона. Здесь угонщики могут получить код для нейтрализации сигнализации. Его считывают с помощью сканера, когда владелец нажимает на брелок сигнализации (сканер на радиорынке стоит около 7 тыс. долларов). Полностью застраховаться от этого трудно, но можно снизить риск, приобретая автомобиль в зарекомендовавших себя фирмах.

Следует опасаться и непроверенных автосервисов. Нужно помнить, что, отдавая машину в ремонт, вы раскрываете все свои данные, включая домашний адрес, а значит, и место парковки. Рекомендации те же – обращаться в проверенные мастерские.

Иногда преступники не брезгают и открытым грабежом, зачастую с печальным для владельца машины исходом. В памяти свежа история модели Анны Логиновой, погибшей при попытке помешать преступникам угнать ее Porsche Cayenne. Увы, стопроцентной защиты от этого нет, разве что завести себе надежного телохранителя. Если же на него нет денег, остается надеяться, что пронесет. И подспудно соблюдать элементарные правила безопасности. Например, настроить сигнализацию так, чтобы она после закрытия двери блокировала центральный замок. Преступники вряд ли станут выковыривать водителя из запертой машины, как черепаху из панциря, – слишком долго и опасно. Важно также не сажать случайных пассажиров.

Обезопасить себя и свой автомобиль от профессионалов или грабителей трудно. А вот принять меры защиты от мелких воришек возможно. Один из наиболее распространенных сценариев таких преступников называется «Прокол колеса». Водителю дают понять, что колесо его машины проколото. Тот выскакивает из автомобиля, забыв его запереть, а вернувшись, не находит борсетки с кошельком. Другой сценарий – «Маленький мальчик». Мизансцена такая: супруга пошла в магазин, муж в машине, ключ в замке зажигания. К авто подходит мальчик и начинает на нем деловито царапать гвоздем. Мужчина в ярости выскакивает и бросается в погоню за наглым юнцом. А возвратившись, не обнаруживает либо борсетки в машине, либо самого автомобиля. Лекарство от этого только одно: не забывайте запирать машину и не совершайте импульсивных поступков. Какой смысл гнаться за мальчишкой, если вас с ним разделяют десятки лет? Все равно ведь не поймаете!

ИЗ ДЕДУШКИНЫХ РЕЦЕПТОВ
Не нужно забывать и о народных методах защиты. Уходя надолго, выкрутите свечи или снимите бегунок с трамблера. Установите секретный тумблер на разрыв цепи – преступники не станут тратить время на его поиск. Существуют и экзотичные способы. Например, можно покрыть машину яркой аэрографией или, наоборот, сделать внешне непривлекательной, скажем, при помощи кирпича, обернутого полотенцем. И в том и в другом случае преступников машина не заинтересует, поскольку ее сложно продать.

Не следует думать, что охраняемая автостоянка гарантирует неприкосновенность вашего транспорт­ного средства. Напротив, риск угона даже выше. Охранника могут подкупить, и ночью спокойно, без суеты вскрыть автомобиль. Поэтому лучше оформить договор с владельцем стоянки, предусматривающий материальную ответ­ственность за автомобиль в случае его порчи или хищения.
Наконец, сделайте так, чтобы преступники не смогли угнать вашу машину за 20 минут. Дело в том, что за такое время может приехать милиция, поэтому долго преступники с машиной возиться не будут. Как этого достичь? Усложните жизнь угонщикам комбинацией противоугонных систем. Например, усильте сигнализацию механической блокировкой.

Считается, что универсальное средство от угонов – страховка. Это так, спору нет. Но, заплатив за нее, вы можете быть уверены лишь в том, что вернете свои день­ги. Это много, но не все. Осознать, что угонщики «обломали когти» о вашу машину, тоже очень приятно – это дает иллюзию справедливости бытия. Кстати, угонщик, о котором шла речь вначале, сейчас живет в США.  Он безработный, по уши в алиментах, и ему «шьет дело» местная налоговая полиция. У вас случайно не угоняли «Ладу» в середине 90х? Если да, то, возможно, вы отомщены и в мире есть справедливость. 

 


 
Количество просмотров:
191
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.