Р. ДОБРОХОТОВ
Вчера десятки тысяч жителей города Чэнду в китайской провинции Сычуань в панике высыпали на улицу, услышав предупреждение о возможности повторения семибалльного землетрясения. Пока ощущаются толчки меньшей силы, но эксперты говорят о возможности более мощных подземных ударов. При этом в Олимпийском комитете России уверены – никакие трагедии и катастрофы не помешают спортсменам выступить в Китае.
Общее число жертв в Сычуани, по официальным данным, уже превысило 34 тыс. человек, но десятки тысяч продолжают числиться пропавшими без вести, да и подземные толчки не прекращаются, поэтому эти цифры еще далеко не окончательные. Вчера ночью власти уведомили жителей Чэнду о возможности повторения мощного семибалльного толчка, вызвав тем самым панику среди населения. Люди выбегали из своих домов, чтобы заночевать на улице, многие отправились в другие регионы страны, на выезде из города образовались километровые пробки. Днем, и правда, произошло два подземных толчка, но силой, не превышающей 4–5 баллов по шкале Рихтера. Будут ли более сильные колебания, неясно, но власти решили перестраховаться и настроить на это жителей. Когда перед первым и самым сильным землетрясением власти не стали предпринимать никаких мер, это вызвало громкий скандал. Как стало известно «НИ», сейсмологи действительно давно предупреждали руководство провинции о грядущей трагедии:
«Так совпало, что во время первого, наиболее сильного подземного толчка в Сычуани мы встречались в Москве с коллегами из Китая, – рассказал «НИ» Алексей Завьялов, заведующий лабораторией континентальной сейсмичности и прогноза сейсмической опасности Института физики Земли РАН. – Как оказалось, они за два года предупреждали о возможности сильного землетрясения в этой провинции. Почему власти не предприняли действенных мер – сложный вопрос. Может быть, боялись оттока населения и связанных с этим проблем. Как бы то ни было, сейсмологи не могут сделать ничего больше, кроме как предупредить о высокой вероятности сильных подземных толчков в той или иной области в течение ближайших лет. Более конкретные и точные прогнозы, к сожалению, невозможны – все-таки сейсмология еще относительно молодая наука».
Хотя точно определить дату следующего толчка невозможно, но вот сам его факт эксперты считают более чем вероятным. «То, что после такого сильного толчка, который произошел в Сычуани в понедельник на прошлой неделе (7,8–8 баллов по шкале Рихтера), сильный афтершок неизбежен – это очевидно. Судя по динамике слабых сотрясений в последние дни, осталась еще мощная невысвободившаяся энергия, накопленная в земной коре. Но вот когда он произойдет? – рассуждает Алексей Завьялов. – Вспомните, например, землетрясения на Курильских островах: после восьмибалльного толчка в ноябре 2006 года аналогичный удар произошел практически там же через несколько месяцев, в январе 2007 года. Какой сценарий будет развиваться в Китае, боюсь, не может точно сказать никто. Нужны наблюдения, наблюдения и наблюдения за текущей сейсмической активностью непосредственно в эпицентральной зоне».
Если, как в 2006-м на Курилах, второе сотрясение произойдет через три месяца, оно придется как раз на начало Олимпиады. Руководство КНР вновь и вновь продолжает повторять, что землетрясение никак не повлияет на решение проводить Олимпийские игры. Однако неясно, как на трагедию отреагируют сами спортсмены. С одной стороны, отмена Игр лишь сильнее огорчит жителей Китая и ударит по бюджету страны (а материальный ущерб от землетрясения только в одной Сычуани составил уже более 10 млрд. долларов). С другой стороны, устраивать радостный праздник, когда поблизости гибнут десятки тысяч людей – не самое этичное решение. В российском Олимпийском комитете уверены, что отменять ничего не надо. «Спортсмены поедут на Олимпиаду, что бы там ни случилось – землетрясение, цунами, ураган или что угодно, – рассказал «НИ» Геннадий Швец, руководитель пресс-службы Олимпийского комитета России. – Вы не представляете, насколько важны Олимпийские игры для ее участников, это для спортсмена жизнь. Тем более что, насколько я знаю, Пекину ничто не угрожает, до него землетрясение не дойдет».
Надо ли проводить Олимпийские игры в Китае на фоне землетрясения?
С этим непростым вопросом «НИ» обратились к членам комиссии спортсменов при Олимпийском комитете России Светлана ХОРКИНА, двукратная олимпийская чемпионка:
– Это этически сложный вопрос. В первую очередь надо, конечно, выяснить, угрожает ли что-то самим спортсменам. Но даже если угрозы нет, очень непросто ответить, как правильно вести себя спортсмену в такой ситуации. Если бы я оказалась перед такой дилеммой, не знаю, как бы себя повела. Пришлось бы над этим задуматься.
Алексей НЕМОВ, четырехкратный олимпийский чемпион:
– Даже и не знаю, как ответить. С точки зрения безопасности – тут все понятно, если есть хотя бы малейшая вероятность того, что жизни или здоровью участников Олимпиады что-то угрожает – мероприятие надо переносить. Это должно быть праздником и никакие угрозы не должны вызывать лишнего напряжения. А вот с точки зрения этики, тут уже все не так просто.
Ольга БРУСНИКИНА, трехкратная олимпийская чемпионка:
– Землетрясение это, конечно, страшно, я знаю это, потому что сама не раз попадала в такие ситуации, но вот отменять Олимпийские игры из-за этого нельзя. Спортсмены готовятся к такому событию всю жизнь, для многих это будет первая и последняя Олимпиада. Кроме того, никто еще не научился точно предсказывать землетрясения, поэтому в любом случае надо ехать в Китай и надеяться на лучшее.
Беседовал Роман ДОБРОХОТОВ