Марина Перевозкина
Создание нового федерального агентства по делам СНГ, о котором объявил премьер Владимир Путин, эксперты расценили как свидетельство того, что ближнее зарубежье останется приоритетом во внешней политике РФ. Причем основной акцент будет сделан на бизнес и неправительственные организации в качестве главных инструментов продвижения российских интересов на постсоветском пространстве. «НГ» удалось получить проект документа, регламентирующего деятельность новой структуры, и выяснить, какие функции планируется на нее возложить.
Задачей агентства, как было объявлено, станет содействие интеграционным процессам на пространстве СНГ. Оно станет частью структуры внешнеполитического ведомства РФ и будет подчиняться министру иностранных дел. Между тем для самих дипломатов известие о создании в их ведомстве новой структуры стало полным сюрпризом. Как сообщил один из собеседников «НГ», «в МИДе не очень представляют, что с ним делать и где брать для него сотрудников». Ведь в системе МИДа, как известно, уже существуют четыре департамента по делам СНГ. Идея создания, по сути, еще одного исходит не от МИДа. По данным источника «НГ», инициатива по созданию агентства принадлежит лично Владимиру Путину.
По информации источников «НГ» в правительстве РФ, важнейшей сферой деятельности агентства должна стать экономика. Среди первоочередных задач называют помощь партнерам по Содружеству в экономическом восстановлении и развитии. По мнению экспертов, в Москве наконец-то поняли, что лучшим проводником национальных интересов по опыту ведущих стран Запада является бизнес. Как известно, именно оказание экономической и финансовой помощи ряду республик СНГ в годы тяжелейшего кризиса и экономического коллапса после распада СССР позволило Соединенным Штатам занять определенные геополитические позиции на постсоветском пространстве, которых у них прежде не было.
Россия в то время была слишком слаба, чтобы принять этот вызов. Теперь же, по мнению аналитиков, в России пришло осознание того, что бизнес может стать важнейшим инструментом геополитического влияния и продвижения интересов страны на внешней арене. Как это и происходит в большинстве развитых западных стран. Таким образом, в российской внешней политике появляется новый серьезный акцент, и не случайно федеральному агентству будут даны полномочия работать во взаимодействии не только с государственными, но и с частными структурами.
«Совершенно ясно, что проблема существует: необходимо ведомство, которое занималось бы вопросами взаимоотношений со странами Содружества в неформальном ключе, – заявил «НГ» первый заместитель председателя комитета по делам СНГ российской Госдумы Константин Затулин. – Потому что не все задачи внешней политики могут быть решены при помощи традиционной дипломатии. Нужны другие инструменты влияния. Пример тут показывают наши партнеры-американцы. Кроме того, сейчас российский МИД занимается только политическими вопросами, но политические проблемы нельзя решать в отрыве от экономики. Новая структура должна осуществлять координацию политических и экономических процессов».
Предполагается, что агентство не будет формировать политику в отношении стран СНГ, это останется прерогативой МИДа и президента. Ему отводится роль исполнителя конкретных проектов. Помимо экономики оно будет заниматься развитием гуманитарного сотрудничества, взаимодействием по линии СМИ и организациями соотечественников. Но, безусловно, важнейшей задачей станет работа по линии неправительственных организаций, которая предполагает выделение и распределение грантов и наблюдение за выборами.
«Безусловно, третий сектор является важнейшим инструментарием государства для решения своих политических задач, которые невозможно решить в рамках дипломатического протокола. – говорит Затулин. – Но агентство должно быть координатором деятельности по этой линии, если же оно само начнет заниматься учредительством неправительственных организаций, то результаты могут быть разными. Часто бывает так, что новый руководитель бросается сразу перестраивать работу, которая велась до него. Если придет человек, который просто захочет перераспределить средства в пользу структур, с которыми он связан, то ничего, кроме конфуза, из этого не выйдет. Нужно поддерживать инициативу в этой сфере и только слегка ее направлять, обеспечивать условия для деятельности неправительственных организаций».
Так что многое зависит от того, кто возглавит новую структуру. «Если, как говорили, это будет один из руководителей департаментов МИДа, то это приведет к некоторому занижению значимости нового агентства, – считает Затулин. – Здесь нужна фигура покрупнее».
Между тем некоторые эксперты сомневаются в эффективности новой структуры. «Я плохо верю, что МИД эффективно справится с заявленными задачами, – заявил «НГ» источник, близкий к администрации президента РФ. – Агентство просто продублирует функции уже существующих структур. Например, такой уже созданной при МИДе организации, как Росзарубежцентр, фонда «Русский мир» во главе с Вячеславом Никоновым. В администрации президента существует управление с аналогичными функциями». Стоит напомнить, что попытки создания отдельного ведомства, отвечающего за СНГ, предпринимались неоднократно: Госкомитет РФ по экономическому сотрудничеству со странами СНГ (создан в январе 1992 года), Министерство РФ по сотрудничеству с государствами – участниками СНГ (создано в 1994 году, ликвидировано в апреле 1998-го). С сентября 1998 по 18 мая 2000 года существовало Министерство по делам СНГ, упраздненное указом Путина вскоре после прихода того к власти. Функции министерства разделили между собой МИД и Минэкономразвития. Неудобство такого разделения стало очевидно, например, во время недавних событий в Грузии, когда МИД снимал санкции с Абхазии, а представители Минэкономразвития параллельно вели с Грузией переговоры по ВТО. Отсутствие четкой согласованности в действиях ведомств дало Тбилиси почву для определенных спекуляций.
Политикой в СНГ, в частности урегулированием конфликтов, занимается и Совет безопасности, и тоже не совсем ясно, в какой мере эта деятельность согласовывается с МИДом и кто принимает решения.
Впрочем, никто не сомневается, что вопрос о создании эффективной структуры, способной продвигать российские интересы за рубежом, давно назрел. Как аргумент в пользу такого утверждения можно привести опыт Агентства США по международному развитию, созданного при американском правительстве и действующего под крышей американских посольств. Агентство сотрудничает как с правительствами, так и с НПО в десятках стран. В частности, в Грузии оно оказывало финансовую помощь неправительственным организациям, сыгравшим ключевую роль в революции роз. Россия, которая в последнее время все яснее осознает свои национальные интересы, несомненно, нуждается в аналогичном инструментарии.