|
|
|||||
Экономика
Сергей Фомичев Инерция. Если говорить о нынешнем состоянии молдавского общества, то, как мне кажется, ему больше всего подходит именно это определение. Во всяком случае, такое ощущение складывается от наблюдения за тем, как живет, работает и думает большое число моих знакомых. Они лениво ругают правительство и не ходят на выборы, ссылаются на небольшие пенсии и признаются, что не платят налогов. Те, кто занят бизнесом, знают, что главное в деле — занять нишу, а потом — хоть ржавые гвозди выпускать и собирать прибыль с мерно капающих доходов. Инерция, одним словом.
Конечно, в таком состоянии сложно поверить в прогнозы экспертов МВФ о том, что через два года Молдова станет европейским лидером по темпам экономического роста. Гораздо естественней довериться мрачным периодическим заклятьям местных кликуш. Не богатые ископаемыми, остро зависимые от импорта энергоресурсов, с небольшим населением и территорией — с такими исходными данными поводов для особого оптимизма немного. Но и с ними, как оказывается, можно достичь невероятных успехов. Правда, для этого нужна не только политическая воля руководства и реформаторский подход, а мобилизация всего общества, разделяющего ответственность за судьбу страны.
В этой связи тем, кто при словах «молдавское экономическое чудо» давится смешком, есть смысл рассказать о маленькой европейской стране, столь же бедной природными ресурсами, с почти таким же, как у нас, населением, два столетия являвшейся беднейшим европейским государством.
Первые шаги ирландского правительства в начале 90-х были направлены на стимулирование экономических свобод. Именно на ирландском примере четко увязывается этот фактор с экономическим ростом. Примечательно, что все элементы экономических свобод не наблюдались одновременно, но их совокупный эффект привел к динамичному развитию во второй половине 90-х. В приоритетном порядке, чтобы «взбодрить» национальную экономику, было принято решение о серьезных налоговых послаблениях для инвесторов. То есть ничего особенного ирландцы не придумали — дерегулирование, либерализация, освобождение бизнеса от государства, открытая торговля и свободная конкуренции. Только под все эти инициативы были продуманы эффективные механизмы их конкретной реализации.
До такого уровня экономической свободы для инвестиций мы еще далеки. По этому показателю мы лишь 81-е в мире, и четвертое место среди стран СНГ большим утешением в этом случае не является. При том что эффекты от либерализации экономики, проявляются практически сразу же. Только тогда, когда замечательным инициативам находится достойное применение в форме, неизвращенной государственным служащим. Тем не менее даже в этих условиях и при невысоких международных рейтингах в прошлом году в Молдове доля капиталовложений иностранных и отечественных экономических агентов выросла в восемь раз по сравнению с 2000-м. Столь щедрый аванс доверия инвесторов в макроэкономическую стабильность государству предстоит оправдать снижением влияния коррупции и бюрократии — бед, набивших оскомину, но от этого не ставших менее актуальными. Другим фактором, сыгравшим значительную роль в становлении «ирландского экономического чуда», явилось мощное развитие информационных технологий, обязанное в свою очередь, серьезным государственным вложениям в среднее и высшее образование. В 90-х основными инвесторами ирландской экономики стали американские компании, работающие в секторе hi-tech. Сегодня в Ирландии размещены центры ведущих мировых компаний в сфере IT. Доля высокотехнологичного экспорта в общем промышленном экспорте Ирландии — 42 процента, тогда как по ЕС в среднем — 20 процентов и даже у США — только 30 процентов. Отчасти это напоминает картину из нашей жизни. Многие иностранные компании заказывают разработку либо тестирование программ молдавским специалистам. Работа местного специалиста обходится существенно дешевле труда западных IT-«умельцев». А высокая квалификация отечественных программистов, инженеров, дизайнеров сегодня уже не требует доказательств и представления выданного по Болонским нормативам диплома о высшем образовании. Главное для заказчиков «софта» — результат. Им, судя по возрастающему в Молдове числу специализирующихся в этом бизнесе компаний, за рубежом довольны.
Учитывая то, каким потрясением периодически подвержена традиционно стратегическая для нашей страны отрасль сельского хозяйства, бывшая в недавнем прошлом столь же тягостно основополагающей и для Ирландии, развитие именно высокотехнологичного производства, сектора информационных технологий с привлечением инвесторов, заинтересованных в недорогих, но квалифицированных интеллектуальных ресурсах, может и для Молдовы стать одним из главных экономических «трамплинов». Отдавая должное ирландской экономической мобилизации, большинство международных экспертов между тем отмечают, что одним из препятствующих развитию факторов были субсидии ЕС. Проведя анализ объемов поступающей в Ирландию помощи, специалисты обнаружили, что чем выше были субсидии, тем медленнее становился экономический рост. В один голос они увязали эту тенденцию с феноменом «адаптации». На примере того же сельского хозяйства. Было отмечено, что, несмотря на повышение доходов сельских жителей, благодаря внешней финансовой помощи глубинных перемен не происходит, это никак не отражается на объемах инвестирования в отрасль, а лишь искусственно поддерживает численность сельского населения.
Кроме того, рост субсидий влияет на неравномерность доли продуктивной деятельности (скажем, инноваций) и непродуктивной деятельности (например, получения «ренты») в предпринимательской активности. Средства, выделяемые ЕС, представляют собой для ирландских предпринимателей именно такую доступную «ренту». В результате некоторые предприниматели могут перейти от продуктивной и инновационной деятельности к существованию за счет «ренты». В рамках подобной непродуктивной деятельности впустую растрачиваются материальные и людские ресурсы, которые можно было бы использовать для удовлетворения потребительского спроса и усиления экономического роста. Нам тоже нельзя бояться быть амбициозными, ставить сверхзадачи, верить в собственные силы и любить свою страну. Мы должны понять, что главное препятствие ну пути создания иной судьбы находится в наших головах. Тогда поводом для оптимизма будут не только чужие примеры успеха и процветания.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|