22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Игорь Смирнов: Конституцию под меня не меняли
30.10.2001
Людмила ФЕЛИКСОВА

Переговоры между Кишиневом и Тирасполем прерваны. В Молдавии считают, что повинен в этом лидер Приднестровья Игорь СМИРНОВ. Наш корреспондент встретилась с ним.

- Игорь Николаевич, как вы оцениваете тупиковую на сегодня ситуацию?

- Дело в том, что именно Кишинев занял заведомо неконструктивную позицию: мы будем диктовать, а вы выполнять. Этого не будет хотя бы потому, что так не предусмотрено уже принятыми документами. Переговорный процесс я веду исходя из принятых ранее решений, не нарушая ни одно из уже взятых на себя обязательств. Сожаление вызывает то, что нам пытаются навязать псевдоавтономию. Мы же базируемся на киевских рекомендациях, на московском меморандуме. В том числе и на формуле общего государства, предложенной в свое время Евгением Примаковым, где четко сказано, что переговоры должны вестись на равноправной основе. Однако со стороны Кишинева доброй воли нет.

- Распространение получила точка зрения, что жители региона стали заложниками заведомо бескомпромиссной политики Тирасполя. Молдавский президент прямо обвиняет вас в том, что "приднестровский режим", как он выразился, "оказался родным домом исключительно для воротил теневого и криминального бизнеса, которые обслуживают прихоти тираспольской администрации". Что вы можете ответить на это?

- У нас 9 декабря состоятся выборы президента, и народ на это обвинение ответит голосованием. Мы же не закрытое государство. Проезд свободен. Приезжайте. Смотрите, разговаривайте с людьми. Поездите по селам, украинским, молдавским. Договоренность с Кишиневом нужна, но государственность свою мы никому не уступим. Время показало, что наше государство способно защитить право жить и говорить на своих языках и русским, и украинцам, и гагаузам, и евреям, всему нашему многонациональному населению.

- Вывод российских войск и вывоз вооружения с территории Приднестровья - один из болезненных моментов в отношениях Тирасполя и с Россией, и с Кишиневом.

- Напомню, что есть закон о нахождении российских войск, и пока они здесь находятся, все имущество передано им в распоряжение. Но распоряжаться не значит уничтожать. С российской стороной подписан соответствующий протокол о частичном возмещении нам убытков, которые мы несем. Однако он не выполнялся. Вместо этого стали истреблять технику. Наш народ расценил это как очередной обман, как уничтожение того, что ему принадлежит по праву. Отсюда и появилось уголовное дело. Я очень рад, что все наконец разрешилось. Мы с Россией обо всем договорились, и в настоящее время никаких проблем нет. Миротворческая база остается. Возможно, скоро появится и украинский миротворческий контингент.

- В Приднестровье началась предвыборная кампания. Говорят, что специально под вас были внесены изменения в конституцию Приднестровья, чтобы вы могли стать президентом в третий раз?

- Конституцию меняли не под Смирнова, а с точки зрения управляемости государства и четкого разделения функций всех ветвей власти. Противовесы в ней расставлены самым демократическим образом. У президента Приднестровья нет, например, полномочий распустить парламент, как в соседней Молдове. Президента можно снять с работы. Четко определены права и обязанности судебной власти и Верховного Совета как высшего законодательного органа. Поэтому говорить, что конституцию кроили под меня, нет никаких оснований.

- А как вы оцениваете свои шансы на победу?

- Мне некогда оценивать шансы. Я действующий президент, и сейчас у меня голова болит о более земном - как подготовиться к зиме, к будущему урожаю.

- Буквально на днях Кишинев, комментируя итоги ваших недавних поездок в Минск и Киев, заявил, что там вас лишили иллюзий и дали понять, что все отношения Приднестровья с другими странами и регионами будут строиться только через Молдавию.

- Я благодарен и президенту Беларуси Александру Лукашенко, и Украины Леониду Кучме за возможность встретиться. Во время этих встреч решались главным образом экономические вопросы.

- У Приднестровья, на ваш взгляд, есть будущее. И каково оно?

- 11 лет существования доказали, что будущее у нашей республики есть. И оно чисто экономически рассчитано. Да, очень трудно. Но Приднестровье - самодостаточное государство. Мы будем нормализовывать наши отношения с Кишиневом, но, повторяю, только на равноправной основе. И здесь дело не в амбициях Смирнова или чьих-то еще, а в опыте жизни и того кровавого урока, который не забыт.

Фото: В.Корчмарь


 
Количество просмотров:
209
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.