24 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Экономика
Газопроводы стремятся обскакать друг друга
16.06.2008

Гай Чейзан

Россия обходит с фланга газопровод ЕС, ищущий новые источники поставок. Европа столкнулась с блицкригом Кремля

В годы холодной войны соотношение сил измерялось в ядерных боеголовках. Теперь разыгрывается состязание другого типа. Полем боя стал европейский рынок энергоносителей. Задача – распространить свои трубопроводы как можно шире. И Россия берет верх.

Европа наблюдает за гонкой с участием двух грандиозных проектируемых газопроводов, которые будут доставлять голубое топливо на континент из Прикаспийского и более отдаленных регионов. Один из проектов – разработанный в Европе, отстаиваемый Вашингтоном и названный в честь оперы Верди – увяз в бюрократических проволочках. Другой, поддерживаемый Кремлем, устремляется вперед столь стремительно и успешно, что Запад только дивится и досадует. Исход состязания может предопределить ситуацию с поставками энергоносителей и политическим влиянием в Европе на несколько десятилетий вперед.

Евросоюз жаждет сократить свою зависимость от российского топлива с тех самых пор, как Москва два года назад перекрыла газовый вентиль Украине, не сойдясь с ней во мнениях по поводу цен, и тем самым в середине зимы нарушила ход поставок в Западную Европу. В качестве решения ЕС предложил построить газопровод Nabucco, который бы доставлял газ из Центральной Азии и с Кавказа в обход России.

Но в начале текущего года, в последние месяцы своего президентства, Владимир Путин предпринял дипломатические усилия по пропаганде кремлевского проекта газопровода "Южный поток". Москва заручилась поддержкой восточноевропейских государств, своих бывших сателлитов, по территории которых пройдет новый трубопровод – в том числе Венгрии, которая ранее стала участницей конкурирующего проекта Nabucco.

Победоносное продвижение "Южного потока" по Европе свидетельствует о силе путинской разновидности государственного капитализма. Кремль и его газовый монополист ОАО "Газпром" вели переговоры в стремительном темпе и беспощадной манере. Это контрастирует с подходом европейцев: желая достичь консенсуса и придерживаясь законов, призванных стимулировать конкуренцию, участники Nabucco дали Москве достаточно времени, чтобы она вырвалась вперед.

"Русские просто действовали намного проворнее", – поясняет Абель Гарамхедьи, высокопоставленный служащий министерства экономики Венгрии.

Резкий взлет цен на сырые энергоносители подбросил Россию, располагающую крупнейшими в мире запасами природного газа, до положения энергетической сверхдержавы. "Газпром" уже поставляет чуть менее четверти газа, потребляемого Европой. Поскольку ожидается, что спрос на газ в ЕС возрастет, консалтинговая фирма Wood Mackenzie прогнозирует, что российский газ в дальнейшем займет треть рынка.

В столицах западных стран, уже обеспокоенных господством "Газпрома", некоторые опасаются, что дополнительные газопроводы позволят России укрепить ее воздействие на крупнейших потребителей. "Все сводится к тому, что государственный монополист "Газпром" оказывает монополистический нажим, дабы уменьшить конкуренцию, – поясняет Мэтт Брайза, заместитель младшего госсекретаря США по делам Европы и Евразии, руководящий неудачными усилиями по отражению натиска "Южного потока". – Русские хотят сохранить зависимость наших союзников от "Газпрома", чтобы держать высокие цены на газ".

Опера для праздника

Предполагалось, что Nabucco поможет Европе диверсифицировать источники поставок. В 2002 году пять компаний, занимающихся транспортировкой газа, – турецкая, болгарская, венгерская, румынская и австрийская – задумали газопровод протяженностью в 2046 миль и стоимостью в 7,7 млрд долларов, который доставлял бы газ из Каспийского бассейна и с Ближнего Востока через Турцию в один из европейских газораспределительных центров, находящийся близ Вены. Консорциум поручил экспертам проверить, насколько осуществим проект, и спустя два года его представители встретились в Вене, чтобы утвердить благоприятное заключение. Чтобы отпраздновать этот факт, партнеры отправились в оперу, где давали оперу Верди "Набукко".

На них произвела большое впечатление экзотическая история царя Навуходоносора, который правил Вавилоном – современным Ираком, к тому же Ирак, как ожидали партнеры, должен был поставлять часть газа для газопровода. Поэтому проект нарекли Nabucco.

Президент Путин не воспринял эту новость всерьез. "Он сказал, что газопровод можно строить только имея газ, чтобы его наполнить", – вспоминает министр финансов Венгрии Янош Вереш фразу Путина на обеде в Кремле в 2005 году.

Его аргумент был веским. Компании, которые прокладывают Nabucco, сами природный газ не добывают. Антимонопольные законы ЕС запрещают добытчикам газа строить и иметь в собственности инфраструктуру, предназначенную для транспортировки их энергоносителей. Раздобыть газ для наполнения Nabucco оказалось сложно.

В 2006 году у проекта ЕС появился могущественный сторонник. Администрация Буша, встревоженная отключением газа, которое коснулось Украины, решительно поддержала Nabucco.

Движущей силой нового курса стал Брайза, профессиональный дипломат, уже десять лет являющийся стержнем энергетической политики США в Прикаспийском регионе. Он был одним из главных разработчиков трубопровода, который доставляет сырую нефть из Азербайджана в турецкое Средиземноморье. Этот нефтепровод под названием BTC (Баку-Тбилиси-Джейхан) – первый путь экспорта каспийской нефти в обход России.

Брайза еще на раннем этапе пришел к выводу, что главным потенциальным поставщиком газа для Nabucco является Азербайджан. Он начал склонять к своей точке зрения Ильхама Алиева, авторитарного правителя этого прикаспийского государства. Брайза и Алиев совместно работали над проектом BTC и, по словам самого Брайзы, находятся в "теплых отношениях". Некоторые из членов кабинета министров Алиева присутствовали на свадьбе Брайзы в прошлом году в Стамбуле.

Брайза поощрял Алиева "раскупорить" его крупные запасы газа для наполнения Nabucco. По его словам, президент Азербайджана сомневался, что спрос в Европе окупит необходимые для этого колоссальные инвестиции. Алиев хотел, чтобы европейцы, столь часто расходящиеся во мнениях между собой, четко заявили, что обязуются покупать у него газ.

Тем временем россияне задумались об альтернативном проекте. Их вдохновлял "Голубой поток" – дорогостоящий газопровод, проложенный "Газпромом" совместно с итальянским энергетическим колоссом ENI SpA и доставляющий российский газ в Турцию по дну Черного моря.

В ноябре 2005 года, когда руководители России, Турции и Италии съехались в турецкий порт Самсун, чтобы торжественно открыть газопровод, Путин похвалился, что это лишь начало. "Русские сказали: "Почему бы не проложить еще один газопровод через Черное море – напрямую до Болгарии?", – вспоминает главный управляющий ENI Паоло Скарони.

В январе 2007 года премьер-министр Италии Романо Проди навестил Путина в его резиденции на черноморском курорте Сочи. За обедом они договорились создать рабочую группу для рассмотрения нового маршрута поставок.

Путин "знает все"

Всего пятью месяцами позже, на церемонии в Риме, руководители ENI и "Газпрома" подписали договоренность о строительстве газопровода стоимостью в 10 млрд долларов, который будет доставлять газ за 558 миль по дну Черного моря из России в Европу. Его конечным пунктом станет Баумгартен, тот же газораспределительный центр в Австрии, до которого должен дотянуться Nabucco. Так родился "Южный поток".

Организатором проекта был Путин. "О ценах на газ он знает все, – отмечает Скарони. – Мне бы хотелось, чтобы европейские политики разбирались в газе не хуже Путина".

Комиссар ЕС по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс приветствовал этот план, заявив, что он не представляет угрозы для Nabucco. Согласно прогнозам самого Евросоюза, совокупная пропускная способность "Южного потока" и Nabucco намного меньше, чем прирост спроса, ожидаемый в течение ближайшего десятилетия. "Для обоих газопроводов места предостаточно", – сказал Александр Медведев, возглавляющий подразделение "Газпрома", которое ведает экспортом.

Россия также уверяла, что новые газопроводы, собственно, даже укрепят энергетическую безопасность Европы. "Газпром" был обеспокоен состоянием газопроводов, пересекающих Украину, и утомлен перепалками с Киевом из-за неоплаченных счетов и невнесенной платы за транзит. Те же самые аргументы побудили Москву затеять строительство нового газопровода Nord Stream, который свяжет Россию и Германию по дну Балтийского моря также в обход Украины.

Но Nabucco и "Южный поток" начали натыкаться друг на друга.

В июне 2007 года администрация Буша нашла удобный случай, дабы заверить Алиева в жизнеспособности проекта Nabucco. На саммите причерноморских государств в Стамбуле была устроена встреча азербайджанского лидера с премьер-министром Греции Костасом Караманлисом. Американская сторона надеялась, что греки убедят азербайджанцев в наличии европейского рынка для их газа.

Но Караманлис пренебрег азербайджанской стороной и вместо этого "пообщался в сторонке" с Путиным. Позднее он объявил, что Греция поддерживает "Южный поток". Представители США были обескуражены.

По словам одного из представителей греческого правительства, Греция одновременно поддерживает альтернативы поставкам из России – например, идею поставок газа из Алжира и по территории Турции. "Но мы должны удостовериться, что полностью обеспечим себе необходимый объем поставок на будущее", – сказал он.

Другие страны тоже заколебались. К 2007 году Венгрия, одна из первоначальных участниц проекта Nabucco, стала высказывать опасения, что проект в коммерческом отношении не жизнеспособен; ее также смутило, что Азербайджан, основной поставщик газа, не является демократической страной.

Весной прошлого года американские дипломаты принялись обрабатывать венгерскую сторону, убеждая ее, что самое разумное – это диверсифицировать поставщиков газа. Венгрия вновь поддержала Nabucco. На конференции в Венгрии в сентябре 2007 года премьер-министр Ференц Дюрчань поклялся, что "всецело поддерживает" проект. "Наше дело – найти запасы газа, не зависящие от России", – сказал он.

Россия нанесла ответный удар. Путин и высокопоставленные сотрудники его администрации начали бороздить Восточную Европу, обхаживая местных лидеров и подписывая соглашения. Не прошло и нескольких недель, как Россия склонила Болгарию и Сербию стать странами-транзитерами "Южного потока". "Газпром" приобрел половину одного из ключевых газораспределительных центров в Австрии.

Переговоры не всегда шли гладко. В случае с Грецией они отошли на второй план из-за проблемы с уже действующими соглашениями о поставках, заключенными с "Газпромом". Российский газовый колосс пригрозил не продлевать эти контракты, истекающие в 2016 году, если Афины не разрешат "Газпрому" реализовывать его газ напрямую на греческом розничном рынке. "Как только этот вопрос будет урегулирован, контракты на поставки будут продлены", – говорит Александр Медведев.

Россия начала оказывать давление на Венгрию – последнее недостающее звено на пути "Южного потока". 22 февраля российские и венгерские официальные лица собрались в министерстве энергетики РФ в центре Москвы, чтобы поработать над соглашением о транзите газа. "Газпром" хотел получить 51% акций совместного предприятия – оператора венгерского отрезка газопровода, а также добиться налоговых льгот. Но подобные шаги были бы нарушением установлений ЕС. Венгрия уперлась.

Известили за два дня до визита

После провала переговоров министр финансов Венгрии Вереш направился в аэропорт, чтобы вылететь на родину. По дороге в аэропорт он застрял в пробке и опоздал на рейс – и тут, по его словам, ему позвонил посол России в Венгрии. Дипломат сказал министру, что Дмитрий Медведев, в то время являвшийся первым вице-премьером РФ, в следующий понедельник прибудет в Венгрию, чтобы возобновить переговоры по "Южному потоку".

Подготовка к подобным визитам на высоком уровне обычно отнимает несколько недель; на сей раз венгерскую сторону предупредили за два дня. В России счет политического времени шел на часы. На следующее воскресенье были намечены президентские выборы, на которых, как ожидали почти все, должен был победить Дмитрий Медведев, лично отобранный Путиным в качестве преемника. "Очевидно, они хотели заключить сделку до выборов, – поясняет Вереш. – Для них это престижный проект".

Через несколько часов после прибытия Медведев согласился на ключевые требования Венгрии. Совместным предприятием-оператором газопровода стороны будут владеть в равных долях. Никаких обещаний касательно налогов не было дано. Россия также согласилась предоставить Венгрии доступ к газу, который будет транспортироваться по газопроводу, и накапливать его в подземных хранилищах на венгерской территории.

"Мы знали: если мы не согласимся, они рассмотрят другие варианты маршрута", – отметил Гарамхедьи. Если не будет газопровода, то Венгрии придется обходиться без платы за транзит, а это весьма солидный вклад в бюджет.

Спустя четыре дня Дюрчань прилетел в Москву на церемонию подписания соглашения. В Венгрии договоренность вызвала бурю негодования. "Вместо того чтобы сокращать нашу зависимость от российских энергоносителей, они ее наращивают", – сказал Жольт Немет, депутат от оппозиционной партии "Фидес".

США возмутились. "Москва среагировала на наступление проекта Nabucco, оказав давление на Венгрию и ее соседей, дабы заключить поспешную сделку о "Южном потоке", – написал в одной из венгерских газет Дэн Фрид, младший госсекретарь США. – Сейчас неподходящий момент для того, чтобы отвлекаться на газопровод (...), который будет использоваться монополией для того, чтобы задушить конкурентов".

В ожидании ЕС

Но Венгрия была обескуражена медлительным осуществлением планов Nabucco. В феврале Гарамхедьи подготовил черновой вариант соглашения о проекте Nabucco и передал его представителям ЕС. Через три месяца большинство из них все еще не ответило.

"Я в прошлом бизнесмен. Так бизнес не делается", – сказал Гарамхедьи.

Россия использует свое преимущество. В мае консорциум Nabucco объявил, что из-за роста цен на сталь и энергоносители стоимость проекта повысилась на 58% по сравнению с первоначальными прогнозами – до 12 млрд долларов.

В начале июня "Газпром" предложил Азербайджану заключить долговременные контракты на продажу газа по рыночным ценам. Подобное соглашение уничтожит все преимущества тех, кто будет покупать газ через Nabucco, перед "Газпромом" в соперничестве за центральноазиатский и кавказский газ. Азербайджан пока не дал ответа.

Александр Медведев из "Газпрома" критикует США за сопротивление проектам газопроводов компании. "Выступать против "Южного потока" и "Северного потока" – значит обречь Европу на энергетический голод, – говорит он. – Как тогда вы утолите этот голод? У нас есть пословица: "Соловья баснями не кормят".


 
Количество просмотров:
170
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.