- Несколько месяцев назад по инициативе ЛДПМ была создана рабочая группа, которая собирает подписи граждан в поддержку пересмотра Конституции для возврата к всенародному избранию президента и переходу к смешанной системе выборов парламента - половину депутатов по партийным спискам и половину - по одномандатным избирательным округам. Как проходит сбор подписей?
- Подходит к концу, потому что 23 июня подписные листы должны быть направлены в Центральную избирательную комиссию (ЦИК). Мои коллеги проверяют подписные листы в примэриях тех населенных пунктов, где они были собраны, как это предусматривает действующее законодательство. Не могу не отметить, что в некоторых населенных пунктах мы сталкиваемся с трудностями. Отдельные примары под разными предлогами отказываются заверять списки, другие - даже принимать их, а третьи - уклоняются от встречи с представителями инициативной группы. Симптоматично, что отказываются заверять списки именно представители правящей партии. Примером тому служит муниципий Бэлць, где примаром является представитель Партии коммунистов Василе Панчук. Если он не изменит своего отношения и не заверит списки с почти 10 тыс. подписей, мы рискуем собрать меньше необходимого минимума в 200 тыс. подписей, то есть ставится под угрозу вся кампания.
- А что Вы предпринимаете для преодоления этих проблем?
- В каждом конкретном случае мы разбираемся, подключаются и представители ЦИКа, хотя они могли бы действовать энергичнее ввиду предоставленных им полномочий. Что же касается Бэлць, то лично я намерен выехать на место и, пользуясь депутатскими полномочиями, попытаюсь встретиться с примаром, чтобы прояснить ситуацию.
Вообще-то очень трудно добиться чего-то из-за недоработок законодательства. Например, оно предусматривает необходимость заверения собранных списков у примаров, но не обязывает их принять списки от членов инициативной группы. Это обстоятельство создает определенные проблемы, особенно при попытке добиться справедливости в суде.
- ЦИК утвердил регламент, предусматривающий способ приема и проверки собранных подписей и даже создал восемь рабочих групп, призванных заняться этим. Вы удовлетворены тем, как Центризбирком отреагировал на кампанию, инициированную ЛДПМ?
- Нет, пока регламент предусматривает, что рабочие группы вправе отправлять на проверку в министерство юстиции подписи, в подлинности которых сомневаются. ЛДПМ уже направляла министерству списки членов партии для регистрации формирования. Что последовало известно всем - члены нашей партии подвергаются утомительным допросам с нарушением их основных прав только потому, что подтверждают свою принадлежность к ЛДПМ. Я не хотел бы, чтобы теперь более 200 тыс. граждан Молдовы, которые подписались в пользу изменения Конституции, подвергались допросам и запугиванию из-за того, что поставили свои подписи. Мы выступаем за устранение данных положений регламента, и надеемся, что Центризбирком это сделает. Если этого не произойдет, то мы решим на заседании национального совета партии, как поступить в дальнейшем.
- Вы говорите, что собрали для пересмотра Конституции свыше 200 тыс. подписей, но недавно секретарь ЦИК Юрие Чокан заявил, что для этого потребуется не менее 340 тыс. подписей...
- Заявление Чокана считаю жестом недоброжелательности и полагаю, что оно преследует цель ввести в заблуждение людей, задействованных в кампании. Секретарь ЦИК представил только одну часть законной нормы. Статья 141 Конституции, на которую он сослался, предусматривает, что для пересмотра Основного закона необходимы 200 тыс. подписей. Это базовая цифра, которую и нужно принимать в расчет. Далее на самом деле написано, что граждане, от которых исходит инициатива пересмотра Конституции, должны представлять не менее половины административно-территориальных единиц второго уровня, в каждой из которых должно быть собрано не менее 20 тыс. подписей. К слову сказать, элементарный подсчет показывает, что в таком случае потребуется минимум 360 тыс. подписей, а не 340 тыс., как о том было заявлено. Однако эта вторая часть статьи является упущением законодательного органа, который попросту забыл изменить ее после перехода от уездов к районам. Соответствующие положения не функциональны , поскольку у нас есть районы, в которых менее 20 тыс. избирателей. К тому же, избирательная практика свидетельствует, что даже в более населенных районах, к избирательным урнам приходит менее 20 тыс. граждан, следовательно, практически невозможно собрать необходимое количество подписей.
Я надеялся, что относительно этих расхождений выскажется Конституционный суд, когда будет рассматривать подписные листы и решение ЦИКа по ним. Ведь ЦИК должен передать списки в КС после того, как проверит их и примет решение. Весьма сожалею, что события были предвосхищены таким образом и намеренно ввели в заблуждение общественность.
- Каковы все же шансы, что эта Ваша кампания о пересмотре Конституции провалится?
- На наш взгляд, кампания в любом случае не будет считаться провалом. Мы с самого начала заявили, что сделаем свое дело и своей позиции не меняем. Наш долг - собрать подписи, чтобы доказать, что выдвинутые нами идеи поддерживаются обществом. В остальном - слово за должностными лицами. Но хотелось бы обратить внимание тех, кто должен будет принимать решения на то обстоятельство, что возможное отклонение инициативы будет решением не против ЛДПМ, а против граждан. Поэтому те, кто будет принимать решения, должны взять на себя и их последствия.