Наталья Узун
Бизнес, диктатура, искусственное создавание капризов, срочное оформление кратковременного компромисса между пуританизмом и тайными желаниями… Как бы не называли эту область человеческой деятельности, конкурентов у нее нет. Мода принуждает, провоцирует, уничтожает, возносит… Она подчиняет королей, нуворишей, маньяков. Даже ошибки воздаются ей сторицей. Чтобы выяснить, поему большинство людей живут модой, а не разумом, мы пригласили в Клуб "IQ председателя секции моды Союза дизайнеров Молдовы Валентину Радченко. "Это всего лишь игра, есть вещи гораздо сильнее моды", - пояснила она.
"IQ": Сегодня заметно меняются каноны красоты. Причина в повсеместном распространении массовой культуры?
- Каноны красоты – вещь достаточно субъективная. Меняется образ современного человечества. И не всегда, по моему мнению, в хорошую сторону. Особенно это касается молодежного стиля.
Влиянием массовой культуры объясняется появление во внешнем облике множества вульгаризмов. Определенная часть общества не знает о существовании той области человеческой культурной деятельности, которая формирует гармонию, красоту, они не имеют представления о том, что по-настоящему красиво. Я имею в виду искусство. Это следствие распространения клиповой культуры, телевизионной, американизированной, она на экране, на сцене, на улицах… И чем дальше, тем больше эта часть общества, молодая его часть обособляется.
"IQ": Хотя в той же Америке это субкультура. Но именно она активно импортируется. Однако, под ее влияние попадает не только молодежь. В Молдове броско, вызывающе стараются выглядеть и люди, которые такими болезнями в силу возраста уже должны были бы переболеть.
- В молодежную среду легче проникают агрессивные вещи, те, кто постарше впадают в другую крайность. Здесь наблюдается усредненная серость. Я не о цвете. Серый – роскошный цвет, огромное поле для творческой деятельности. Я говорю о серости, как о похожести, безликости. В Молдове не сформирован образ бизнес-леди или бизнесмена среднего возраста. В других странах этот стиль представлен более роскошно. Наши сограждане, которым за 40, особенно те, кто занят в бизнесе и политике, наводят на унылые мысли.
"IQ": То ли дело Юлия Тимошенко. У нее очень выразительный образ, экстравагантные наряды.
- Я не слежу за этой персоной специально, но то, что иногда вижу, вызывает у меня протест. Недопустимы вызывающие, игривые костюмы на женщине-политике высокого уровня.
"IQ": Значит, в одежде должна быть функциональность, даже несмотря на уныние, вызываемое излюбленной нашими чиновницами цветовой гаммой.
- Агрессивная сексуальность Юлии Тимошенко рассчитана на определенный эффект. Цветовая гамма ее костюмов – всегда открытая - хорошо продуманна. Она практически не одевается в черное. И это я как раз приветствую. Но форма ее моделей одежды малопригодна для женщины-политика.
"IQ": А где граница между сексуальностью и стилем? Принцесса Диана в свое время поразила британское сознание достаточно облегающими, открытыми, яркими нарядами. Сегодня супруга президента Азербайджана элегантная Мехрибан Алиева явно выбивается из ряда первых леди восточных стран. Гардероб верховного комиссара Евросоюза Бениты Ферерро-Вальднер с интересом изучает вся Европа.
- Это умение носить достаточно откровенную одежду при очень элегантной подаче поведения. Это потрясающе. Такой талант либо есть, либо его нет. Приобрести, наработать его очень трудно.
"IQ": В нашем светском обществе есть обладатели такого таланта?
- Крайне редко на кишиневских светских мероприятиях можно увидеть примеры сдержанной, стильной элегантности. Такие женщины составляют заметный контраст дорогому блеску украшений и туалетов, которые обрамляют отсутствие пластики и вызывающую подачу.
Именно подача играет главную роль. Неважно, что на вас надето, важно, как вы это носите. И вот это "как" должно быть заложено в природу женщины с малых ногтей. Красивая осанка, высоко поставленная голова, прямой взгляд, улыбка и тогда, хоть мешок на нее надень, она будет неотразима. Но, к сожалению, нам чаще приходится видеть согнутые колени на высоких каблуках и упертые в тротуар взгляды над сутулыми спинами, наши женщины стоически несут груз своих проблем.
"IQ": У нас стремительно развивается индустрия красоты, появилось множество салонов красоты, работают дизайнеры по одежде. Почему все же мнение клиента превалирует над мнением мастера?
- Надо делать скидку на то, что мастера и салоны не хотят терять клиентуру. Хотя все же есть мастера, которые просто не берутся за то, с чем они не согласны. Но основная причина состоит в том, что зачастую клиенты не способны увидеть себя со стороны, взглянуть на себя другими глазами. Они не желают разрушать собственные стереотипы – привычные стрижки, цвет волос, гардероба, и потому психологически не готовы кардинально меняться.
Умение объективно посмотреть на себя – очень редкое качество, особенно у женщин. Они предпочитают комплексовать по поводу своих внешних недостатков, чем научиться грамотно распоряжаться возможностями их скрыть и сделать акцент на достоинствах.
Кстати, в этом же причина вечных жалоб на то, что "нечего надеть", даже тех, у кого гардероб ломится от нарядов. Умение комплектовать, комбинировать, взаимозаменять вещи – тоже встретишь не часть. Для многих его отсутствие осложняет покупку новых вещей в магазинах.
"IQ": Кроме того, вокруг так много примеров неудачного изменения внешности на потребу моды.
- Нашему обществу явно не хватает центров, где бы профессионально формировался индивидуальный цельный стиль, образ. Чтобы с каждым посетителем работали психолог, модельер, парикмахер, визажист.
"IQ": Своего рода имидж-мейкерские бюро. Этот институт, было, принялся у нас в 90-х годах, но потом благополучно почил в бозе. Сегодня для наших депутатов, политиков, бизнесменов естественно иметь собственного стоматолога, но у них нет консультантов по имиджу. Идет ли предвыборная кампания, выступают ли они по телевидению.
- И в ближайшие сто лет ситуация не изменится. Обеспеченные люди черпают информацию о стиле не в Молдове, одеваются за рубежом и считают себя достаточно образованными в этой области. Они не видят необходимости в том, чтобы советоваться с кем-либо здесь. Это не означает, что все они выглядят безобразно - в Бонне, Вене, Лондоне они очень гармоничны.
Должно измениться отношение к отечественной культуре и искусству. Сколько бы мы ни кричали с экранов телевидения, со страниц газет, какие мы хорошие, народ у нас верит определенной категории людей, а они игнорируют эту сферу.
"IQ": Парадокс, но у нас даже нет площадки, где дизайнеры-стилисты могли бы представлять себя.
- А ведь ежегодно из вузов выпускаются до 80 специалистов в области дизайна одежды. И в каждом выпуске есть искры, одаренные таланты. Но со своими дипломами они уходят в никуда.
Наши высококлассные дизайнеры работают в Румынии, США, России, Италии, Франции. И постоянно подтверждают свое мастерство на фестивалях и конкурсах международной моде в различных номинациях. Подтверждают успешно, завоевывают гран при.
У нас в стране очень мало знают о людях, которые способны создавать индивидуальный стиль. Отсутствует навык оценки работы дизайнера по отношению к конкретному человеку.
"IQ": Какова судьба фестиваля "Арт подиум"? В этом году его не было.
- Мы его перенесли. Он планировался на март. Но из-за насыщенности этого месяца культурными событиям, решили провести фестиваль дизайнеров в октябре.
"IQ": Ну уж это большое событие в мире моды наверняка происходит при поддержке…
- …исключительно Валентины Радченко. Минкульуры проект поддержал только на уровне одобрительных восклицаний. Директора предприятий легкой промышленности приглашение войти в состав жюри проигнорировали. Фестиваль проводится на деньги спонсоров, среди которых люди и организации либо заинтересованные в развитии молодежи, либо в рекламе.
"IQ": Неужели отечественной индустрии красоты суждено погибнуть, так и не родившись?
- Погибнуть эта область творчества не может. Художник не способен не заниматься своим делом, он многое сделают, чтобы быть увиденным и оцененным. Другой вопрос, что у нас все и во всем происходит не благодаря, а вопреки. Но ведь из одного и того же росточка может вырасти чахлый уродец, а может красивое, богато плодоносящее дерево.
"IQ": Но ведь "Мисс Молдова" из года в год проходит при широкой поддержке.
- Я исторически отношусь к этим конкурсам отрицательно. Хотя меня постоянно приглашают на них работать. Эта игра богатых в куклы на некий период времени.
"IQ": Есть взаимодействие дизайнеров одежды со швейными предприятиями?
- Со времен расформирования Республиканского центра моды - нет. Это был координирующий центр легкой промышленности не только советской Молдавии, по разработанным в нем промышленным коллекциям прошивались промышленные партии изделий на предприятиях Казахстана, Белоруссии, Украины. Сегодня, насколько мне известно, только на "Триконе" есть дизайнер. На всех остальных предприятиях творческими проектами руководят конструктора хорошей старой школы, но это не дизайнеры. Работают там на старых архивных лекалах, новых разработок, новых конструктивных решений моделей практически нет. Посмотрите, что представлено нашими промышленными предприятиями в магазинах! Не хотелось бы, чтобы даже пенсионеры были одеты в такие модели.
Я очень уважаю коллектив фабрики "Ионел", но они работают на устаревшей технологической линии, поэтому и конструкции костюмов далеки от современных силуэтов. Сегодня даже консервативная мужская мода совсем другая!
А ведь в свое время та же "Стяуа рошие" экспортировала свои изделия на весь СССР и гордилась своими художниками-дизайнерами. Молдавские модельеры-разработчики блистали на международных форумах моды, их коллекции признавались направляющими.
"IQ": Вкус, стиль влияют на мировоззрение?
- Следует поделить наших сограждан на категории: первая одевается не в Молдове, вторая покупает вещи в дорогих магазинах-салонах, третья - на Каля Басарабией, но есть такие, которые одеваются в то, что попадает под руку. Их просто жалко. Однако взгляните на прохожих: красота людей в Молдове, красочность их внешнего вида поражает. Далеко не все можно положительно оценить, но создается впечатление праздничности, красоты…
Словно, красочностью люди пытаются компенсировать повседневную обыденность.
"IQ": Возможно, вот тут начинает работать диктатура денег. Существует мнение, что ведущие итальянские дизайнеры стали выпускать больше броских нарядов на… российский вкус, потому что оттуда – из России идут деньги, и заказчик диктует.
- Жан Франко Феррэ все равно остается верен своему стилю - изысканной классике, как в повседневной, так и в нарядной одежде. А Гальяно, чтобы не происходило, будет бурлить радикальными идеями, придумывая бусы огромной величины и сочетая клетку с горохом. Ничего нельзя принимать за догму. Сколько дизайнеров, столько предложений на каждый сезон. Что модно в этом сезоне – вопрос, на который не может быть ответа. Потому что все предлагают разное. Это игра в моду, и надо знать ее правила, чтобы научиться играть.
"IQ": И наилучшее пособие "Фэшн ТВ", заполненное расслабленными манекенщицами с мрачными глазами?
- Это роль на подиуме, которая определена манекенщице, чтобы передать атмосферу и стиль идеи дизайнера. Это создание образа коллекции. Манекенщица будет обворожительно улыбаться, представляя фривольную коллекцию, но если радикализм дизайнера потребует совершенно каменного лица, подчеркнутого черным макияжем и соответствующей пластикой, то подача будет такой.
"IQ": В моде был этап "чернухи", как, например, в кино в конце прошлого века?
- Разве что как попытка выделиться, чтобы заметили. К такому бывают склонны молодые дизайнеры. Ведь сколько было имен, которые вдруг вспыхнули, поразили своей коллекцией, а на следующий год о них уже ничего не слышно. "Седых мэтров" Вествуд, Феррэ, Валентино такие вещи не касаются.
"IQ": Традиции страны влияют на стиль?
- Несмотря на то, что культура создания себя формировалась во Франции, Италии…, большинству нынешних французов и итальянцев все равно, как они выглядят. Зато потрясающе стильная страна – Япония. Никакого вызова в одежде, все очень умеренно, скромно, но очень стильно.
"IQ": Мода разворачивается к середине прошлого века. Модельеры повторяют элементы, придуманные Коко Шанель, в магазинах появляются вещи, которые словно достали из шкафов наших мама. Почему вновь на подиуме идеи 40-70-х, несмотря на бурление новых предложений и идей?
- Загадочность – одно из преимуществ моды. Как и все, они развивается по спирали, но это развитие движется одновременно и вверх, и горизонтально, и вниз. Так было на протяжении всей истории существования моды, начиная с середины XVIII века, когда впервые стали проводится показы моделей - на куклах, манекенах. Идеи черпаются из того, что уже когда-то было. Революции в моде достаточно редки - миниюбка, бикини, маленькое черное платье… Но эти находки дают толчок новым эволюционным вехам - элементам в отделке, бижутерии. Профессионалы хорошо знают, что конструктивное решение, построенное на идее прошлых лет – это совсем другое. Пример – бесконечное варьирование джинсовой одежды. И вот сегодня очень популярны вечерние джинсовые платья.
"IQ": Появляются новые сферы человеческой деятельности, которые заставляют индустрию красоты на себя реагировать. Информационные технологии не только прославили программистов в многочисленных анекдотах об особенностях мышления представителей этой профессии, но и сделали модными неопрятные прически, растянутые майки и трехдневную небритость. Индустрия красоты неплохо зарабатывает на антикрасоте.
- Это не индустрия красоты, а индустрия потребительства. Это стеб, хороший стеб. Впрочем, как показала практика, это очень удобная, функциональная одежда.
Но это весьма небольшая ниша. Она работает на части общества, разделяющие те или иные культурные, вернее культовые ценности. Стили "хип-хоп", "рок", "рэп" благополучно существуют, но никогда не пересекаются.
"IQ": И все же сколько бы вопросов, возражений или восторгов не вызывала мода последних лет, нужно отдать должное - она заметно раскрепостила человека.
- Я не считаю, что каждый человек должен пристально следить за модой, пытаться соответствовать времени и веяниям. Это действительно игра, разбираться в которой должны те, кто имеет к ней отношение. А каждому человеку достаточно определить себя не в моде, а в стиле. Китчевый ли, классический, он должен быть точно и верно создан, и тогда внешний облик можно формировать даже на грани.
Стиль это не только одежда, это все - от кончиков пальцев ног до макушки. Стиль работает на личностность, неповторимость и, в большой мере, на социальный успех. Когда определен стиль, ты очень точно знаешь, чего ты хочешь.