|
|
|||||
Интервью
Алена Сорокина На последнем заседании муниципального совета Кишинэу обсуждалась окончательная формулировка договора о постройке нового проспекта. Это проект долгосрочного кредитования на сумму 100 млн. долларов со стороны испанской компании. Прокомментировать ситуацию и детали проекта мы попросили г-на Анатола Цуркан, вице-примара муниципия.
- Действительно, примэрия заключает договор о кредитовании строительства проспекта Кантемир. Его протяженность около 3,5 километров, от памятника Г. Котовскому до улицы Михай Витязул и тракторного завода. Конечно, это огромный объект стратегического и урбанистического назначения, делового и так далее. Он предусмотрен генеральным планом развития города. Строительство началось еще в конце 80-х годов, но, к сожалению, финансовое положение города и республики не позволило вести его дальше. Все эти годы мы находились в поисках возможности для продолжения строительства.
Почему же для этого понадобилось столько времени, ведь иностранные инвесторы с удовольствием вкладывали капитал в Молдову?
- Да, но так как наша страна находится в группе риска, то все потенциальные кредиторы требовали государственных и правительственных гарантий или гарантий первоклассного банка, а это практически невозможно. Поэтому с самого начала наши переговоры с испанцами велись с той позиции, что таких гарантий не будет, а будет только гарантия местного бюджета и залог в виде муниципальной собственности, земли и недвижимости. Именно это было самой сложной процедурой, но в конце концов испанская сторона согласилась.
Почему требуются такие гарантии, и почему правительство не дало их?
- Правительственная гарантия - это самая серьезная гарантия, так же, как и гарантия первоклассного банка. Такого банка, кроме Национального, в Молдове нет, но этот банк по своему уставу не может давать такой гарантии, он может ее только регистрировать.
Зависит ли окончательное решение от Президента или Правительства?
- Нет, решение зависит только от примэрии Кишинэу.
Как проходил процесс заключения договора?
- Испанская компания нашла наше предложение в инвестиционном мониторе, который мы выпустили несколько лет назад. Президент компании - хорошо известный архитектор г-н Нунес. Он долгое время жил в России, знает русский язык, поэтому с ним очень легко общаться. Постепенно мы обсудили все финансовые вопросы и сделали официальное предложение. Оно изучалось специалистами в нашей примэрии, в департаменте муниципального совета, муниципальными фракциями, проводилось и общее расширенное заседание.
Легко ли было принять такое решение?
- Конечно, возникали сомнения, так как решение это неординарное. У нас до сих пор есть сомнения, мы обсуждали все детали, и даже на последнем заседании возник вопрос, не велика ли процентная ставка 8,5...
Действительно, не велика ли?
- Ставка 8,5 вовсе не велика, учитывая размер внутренней леевой ставки в 36 %, а валютной в 18 %. Тем более, что ни страховка, ни другие выплаты не будут производиться.
Но все-таки сумма в 100 млн...
- Здесь не имеет значения, какая сумма, разве чем больше сумма, тем она дешевле обходится инвестору?
На какой срок берется кредит?
- На 20 лет, при этом первые два года вообще каникулы, следующие 10 лет оплачивается только процентная ставка, и только последние 8 лет выплачивается масса кредита. Так что условия очень хорошие.
Вы полагаете, что через 10 лет Кишинев сможет выплатить этот кредит?
- Я полагаю, что через 10 лет вы точно будете жить в нормальном, прекрасном, цветущем городе. Мы должны быть оптимистами и сделать все для того, чтобы это действительно было. Если сидеть сложа руки и жаловаться, что нет денег и мы ничего не стоим, то ничего и не построим. Мы точно так же построили проспект Измаил, Дачия, Чуфля. Тоже денег нет, но мы мобилизуем людей, люди работают в кредит, сдают объект, потом мы потихонечку рассчитываемся. Мы должны учитывать еще и то, что если мы освоим эти 100 миллионов, то 40 из них в деньгах остаются в республике. Налоги, зарплаты, это же хорошая инъекция для экономики. Кроме того, сам проспект останется у нас и будет служить городу. Еще это масса рабочих мест, вы же знаете, у нас есть безработица, людям нечего делать, особенно в строительном комплексе, так что я бы сказал, что это и серьезное политическое решение.
Что будет располагаться на новом проспекте?
- Во-первых, проспект будет нести транспортную нагрузку, как и Штефан чел Маре, восьмиполосный, шириной 22 метра, это хорошая большая магистраль. С учетом генерального плана, это будет деловой центр города, и не только города. То есть, здесь будут банки, некоторые уже интересовались, где и в каком районе можно будет выкупить землю, сколько это будет стоить и так далее. Вы ведь понимаете, что нормальный банк должен иметь нормальный офис в центральной части города, в престижном месте. У нас ведь по одежке иногда встречают, и если банкир сидит где-нибудь в подвале... В существующем центре нет возможности построить ничего солидного. Уже были звонки и мы уверены, что все 10 крупных банков Молдовы будут строить там свои офисы. Кроме этого, там будут построены пятизвездочные гостиницы, бизнес-центры, рестораны, торговые центры.
А как будет решен вопрос с населением домов, подлежащих сносу? Не останутся ли люди без крыши над головой?
- В договоре предусмотрено, что через 60 дней после начала проекта подрядчик начинает разворачивать строительство жилых домов. Срок окончания проекта 36 месяцев, и за это время мы сможем снести половину жилых домов и построить необходимое количество жилья для тех, чьи дома попадают под снос. Реально уже в марте-апреле начнутся работы под будущие дома. Только после того, как новые жилые площади будут построены, будет снесены старые.
В каких районах будут построены эти дома?
- В разных районах. На том же проспекте, возле вокзала, есть несколько пятен, еще объекты, которые начало строить Министерство сельского хозяйства. Есть хорошие проекты и в других районах города. Строителей у нас достаточно, так что проблемы никакой нет.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|