Светлана Малевич
Вопрос: «Фриланс или офис?» возник не вчера и не сегодня. При этом он никак не решается, но и не теряет актуальности.
История вопроса в трех абзацах
Если рассуждать сугубо теоретически, то фриланс должен избавлять человека, измученного офисной работой, от большинства ее недостатков. То есть: давать гибчайший график, отсутствие вздорного начальства и недалеких коллег и возможность выбора проектов, в которых хочется участвовать. Плюс – домашний уют, отсутствие пробок, дресс-кода и прочие приятные мелочи, вроде возможности жить у моря с вай-фаем.
Испытание реальностью показывает, как легко достоинства фриланса могут превратиться в проблемы для фрилансера. Гибчайший график выливается в то, что фрилансер работает круглосуточно без выходных, а до моря с вай-фаем не может добраться третий год. Отсутствие недалеких коллег стремительно сокращает круг общения и сужает социальные навыки. А возможность выбора интересного проекта на практике сводится к тому, что фрилансер сперва бегает в судорожном поиске заказчика, а после – бегает непосредственно за заказчиком, чтобы изъять у него свои честно заработанные деньги. Плюс еще масса малоприятных мелочей, вроде родственников, считающих, что фрилансер занимается ерундой, если сидит дома, а также ежечасных маршей от рабочего стола к холодильнику и обратно.
Беда в том, что для фрилансерской работы нужны не менее серьезные навыки самоорганизации, чем для офисной. В противном случае – толстеешь, постоянно считаешь копейки, замыкаешься в себе и разучиваешься беседовать с окружающими. Вот тебе и мечта об успешной независимой жизни.
Выходы из ситуации за время ее существования предлагались самые разные. Железную самодисциплину мы уже упоминали. Существовали попытки создания социальных сетей для фрилансеров с тем, чтобы они могли почувствовать себя грозной силой или, на худой конец, поделиться опытом. И, наконец, всегда можно сделать задний ход и вернуться в офис: многие считают, что это закономерный итог фриланса. Но относительно недавно возникла еще одна идея, дающая фрилансерам шанс на выживание.
Совместный труд объединяет
В 2005 году программист по имени Бред Ньюберг решал для себя ту же самую проблему: офис или фриланс? В результате он придумал промежуточный вариант: место, где собираются фрилансеры и бок о бок трудятся над своими проектами. Ему удалось сколотить вокруг себя команду единомышленников, общими усилиями снявших помещение для совместной работы. После того, как об опыте Ньюберга написала New-York Times, его детище окрестили коворкингом (co-working), а сама идея стала быстро расползаться по всему миру.
Внешне коворкинг-офис мало чем отличается от стандартного: здесь есть рабочие места, оргтехника, переговорная зона, кухня. Здесь можно арендовать себе постоянное место или время от времени занимать любое свободное и трудиться на здоровье. Коворкинг-офисы обычно работают круглосуточно: так решается проблема рабочих мест для «сов». Ежемесячный денежный взнос – и вы участник коворкинг-сообщества.
Коворкинг-офис: что это решает?
В сущности коворкинг направлен на одно – организацию рабочего пространства для тех, кто хочет работать на себя. Но, по ходу дела, коворкинг решает ряд проблем фрилансеров.
Проблема профессионального общения. Коворкинг-офисы рады фрилансерам любой специализации. Практика же показывает, что рыбак рыбака видит издалека, и фрилансеры объединяются в группы – там сидят дизайнеры, здесь покуривают программисты. Есть возможность обсудить профессиональные проблемы и вообще не зачахнуть в одиночестве.
Представительские вопросы. Встречаться с заказчиками можно на нейтральной территории – в кафе, а можно пригласить их в к себе в офис (пусть и не собственный).
Проблема самодисциплины. Как собрать себя в кучу – вопрос не праздный для фрилансера. Работа в коворкинг-офисе несет в себе дисциплинирующее начало: по меньшей мере, она не позволит распускаться, спать посреди дня, раскладывать пасьянс и убивать время другими способами.
Впрочем, на каждое достоинство может найтись своя ложка дегтя. Никто не охраняет вашу информацию (если вы только не приходите в коворкинг-офис с собственным ноутбуком), никто не присматривает за вашими личными вещами, а совместный мозговой штурм и обсуждение своих планов с коллегой-фрилансером может привести к тому, что в следующий раз заказчик обратится не к вам, а к нему.
Но в целом, несмотря на все негативные моменты, от идеи коворкинг-центра веет духом романтики и едва ли не коммуны. Не случайно коворкинг довольно быстро проросла на отечественной почве.
Российские коворкинг-офисы
Коворкинг-офисы есть в Москве, Питере, Новосибирске и Киеве. Теоретически. Поскольку большинство из них начало свою работу в 2008 году. Еще несколько собираются запускаться к концу текущего года.
Часть офисов существуют в первую очередь как бизнес-проекты: владельцы или арендаторы помещений считают, что им удастся заработать на обслуживании потребностей фрилансеров. Часть офисов существует в большей степени как социальное движение, направленное на популяризацию фриланса. Однако, невзирая на любую идеологию, среднемесячная цена пребывания в творческой среде фрилансеров колеблется в пределах 6-8 тысяч рублей. Это базовый уровень: без аренды комнаты для переговоров, без оплаты работы секретаря и прочих дополнительных удобств. Подобная цена ничем не отличается от месячных расценок на работу в коворкинг-офисе в Европе.
Вопрос в другом: готов ли наш отечественный фрилансер отстегнуть порядка 300 условных единиц только за то, что он – фрилансер?
На деле – это ключевой вопрос. Ответив на него, можно понять, кто такой среднестатистический российский фрилансер, и каковы его задачи. Как несложно догадаться, никакой статистики на этот счет не существует.
Насколько многочисленна армия российских фрилансеров? Является ли фрилансер лентяем, работающим только для того, чтобы перебиваться с хлеба на воду? Становится ли фриланс стартовой площадкой для подготовки собственного проекта? Комфортно ли постоянно заниматься фрилансом – или это только временное состояние? Только после ответа на эти вопросы, станет понятно, как будет развиваться отечественное коворкинг-движение.