Традиционный сезон грандиозных европейских распродаж в этом году оказался под ударом мощной инфляции. Большинство магазинов Старого Света распахнули по многолетней привычке свои двери для любителей уцененных товаров, причем товаров самых разных – от одежды до электроники. Однако на этот раз различные экономические трудности, и в первую очередь высокие цены на энергоносители, сделали свое дело – сейчас число людей, затоваривающихся на «сейлах» и «сольдах», гораздо меньше, чем годом раньше. Следовательно, и прибыль от распродаж не дотягивает до желаемых показателей. Корреспондент «НИ» попытался выяснить, на какие хитрости вынуждены идти торговцы для привлечения покупателей.
На брюссельской авеню Луизы, где торговые пассажи напичканы бутиками именитых брендов, в прошлое воскресенье проходили спортивные соревнования. Судейские свистки, комментарии из больших динамиков, бравурная музыка, фургоны телевидения с параболическими антеннами... Пробившись через плотный заслон болельщиков, корреспондент «НИ» в Брюсселе увидел начало странного забега: длинноногие девушки, одетые кто во что, но все – в туфлях на высоком каблуке. Старт – и красотки рванули под визг публики вперед по мостовой. В стометровке на каблуках участвовали около двухсот соискательниц главного приза: шопинг-чека на сумму 10 тысяч евро.
Необычные соревнования, организованные Ассоциацией коммерсантов Верхнего города, были одной из многочисленных завлекаловок покупателей на летние распродажи в Брюсселе. В нынешнем году традиционные июльские «сольды» проходят на редкость вяло, что стало темой расследований в экономических разделах газет. Авторы винят в покупательской апатии то дождливую погоду, то инфляцию. Нет, покупателей на торговых улицах Брюсселя и в Больших магазинах на бульварах Парижа, конечно же, много, но экономисты любят точность. Первый день торговли по сниженным ценам разочаровал продавцов. Объем продаж – процентов на пять меньше, чем за тот же день в прошлом июле. Итоги первой недели показали, что это вовсе не досадная случайность.
Между тем именно первая неделя распродаж обычно самая доходная: люди еще не разъехались по отпускам, но уже на полную катушку должны отовариваться летними вещами для всей семьи в приятном предвкушении отдыха. За эти дни, как правило, продается 70% товаров уходящего сезона. Нынешний спад – самый большой за последние пять лет, отмечает брюссельский представитель сети магазинов «Unizo».
В большинстве департаментов Франции распродажи начались еще 25 июня, а не 1 июля, как в Бельгии, и продлятся до августа. Но и там картина не радует продавцов. «У нас пока остаются большие запасы, – сокрушается в разговоре с корреспондентом «НИ» Люсьен Одье, президент федерации торговцев одеждой «крупных марок». – Клиенты пока редко жалуются, что не могут найти своего размера или нужной расцветки, хотя традиционно «провалы» в предложении появляются уже через несколько дней «сольдов».
Привлекая покупателей, торговцы с первых дней распродаж стали делать скидки на 50 и даже 70%. Обычно такое бывает под занавес, чтобы освободить полки от остатков товара. Даже знаменитые парижские магазины Printemps и Galeries Lafayette, которые традиционно поправляют дела за счет летнего наплыва туристов, сметающих все, как саранча, отмечают в эти дни удручающую стабильность продаж.
Обозреватели разбирают целый ряд возможных причин вялости нынешних распродаж и сходятся во мнении, что это неблагоприятное стечение нескольких обстоятельств. Но редко кто не выделит главного: общего роста цен, связанного с беспрецедентным подорожанием нефти. Покупатель предпочитает тратить деньги на бензин, тепло и свет, отдых, продукты питания, а не на одежду и обувь. Он думает о насущных вещах, а не о моде. Так, в прошлом году ежемесячный аванс за газ и электричество в брюссельской квартире корреспондента «НИ» составлял 99 евро, а в этом году – 127, и еще неизвестно, каким будет счет в конце года. А последний визит на бензоколонку обошелся в 80 евро.
Кроме конъюнктурных причин есть и такие, что связаны с прогрессом. Магазины, скованные традиционными правилами распродаж, страдают от конкуренции интернет-торговцев. Сетевые шопы регулярно проводят акции с гораздо более значительными скидками в течение всего года, а не только в отведенные летом и зимой сроки.
Впервые сезонные распродажи были введены на заре ХХ века в Германии кайзеровским указом. Государство воспользовалось новым феноменом массовой моды, чтобы показать свою социальную роль и ослабить напряженность в обществе. Пускай, мол, два раза в год бедные обуются и оденутся за счет обеспеченных, которые гоняются за модой. История же распорядилась так, что Германия стала одной из первых стран, где было отменено жесткое регулирование сезонных распродаж («Schlussverkauf»). По решению бундестага, с 2004 года торговцам дано право самим решать, когда уценивать стареющий товар. Объяснение простое: сегодня смена коллекций происходит гораздо чаще, чем сто лет назад. Около половины оборота распродаж составляет теперь электроника, которую технический прогресс обесценивает быстрее, чем одежду – мода.
Примеру немцев последовали голландцы. В любое время, приехав в Амстердам или Дельфт, увидишь вывески «Opruimen» и соответствующие цены. Регулирование сроков распродаж, наряду с Бельгией и Люксембургом, остается во Франции и Италии.
Впрочем, во французском сенате уже рассматривается проект реформы, которая позволила бы торговцам выбирать для расчистки своих полок и складов любые две недели в году дополнительно к общенациональным периодам распродаж. Сами же эти периоды, которые во Франции продолжаются по шесть недель, будут сокращены до пяти.
Статистика говорит об изменении покупательских привычек. В Бельгии даже среди «бедных» только чуть больше трети опрошенных откладывают основные покупки до распродаж. Среди более обеспеченных – менее четверти. Просто большинство европейцев покупают одежду и обувь, когда придется.