Карло Бонино
Великобритания кишит русскими шпионами, как во времена железного занавеса. Причина – в борьбе за контроль над нефтяными и финансовыми источниками Сити. И после загадочной болезни, поразившей главу британского комитета по разведке, в столицу возвращается тревога.
Контрразведка заявляет: российскую угрозу можно сравнить с угрозой со стороны "Аль-Каиды".
Вчера сэр Алекс Аллан вышел из комы: так же неожиданно, как его сразил недуг. Это вовсе ничего не значит, повторяет Скотланд-Ярд, кома Аллана "не криминальный случай", он не указывает ни на непосредственную, ни на предполагаемую связь с убийством Литвиненко.
Его психическое состояние, нарушенное сильнейшим депрессивным кризисом, вероятнее всего, сыграло с ним жестокую шутку. И в данном случае имеет значение завораживающая сила деталей. Последние поступки Аллана: логин его домашнего компьютера в ночь с субботы на воскресенье 29 июня зафиксирован на сайте, посвященном Grateful Dead, рок-группе 1960-х годов, к которой он питал сильную страсть. Художница Доминик Сальм, которой шпион сдал в аренду полуподвальный этаж своей квартиры, обнаружила Аллана утром в понедельник, 30 июня, без чувств, в луже кровавой рвоты.
Имеет значение и глумливая жестокость, с которой десятки абонентов почтовых систем, зарегистрированных в Москве, на протяжении нескольких дней бомбили блоги основных английских газет. Вот, например, сообщение, отправленное в Times неким Alex: "Существует ли какая-то мистическая связь между увлечением Аллана "благодарным мертвецом" (Grateful Dead) и его состоянием здоровья? Или вновь, как и в случае с Литвиненко, виновата ФСБ? Быть может, в Москве вербуют новых специалистов, обладающих паранормальными способностями, и благодарными становятся даже мертвецы? Пусть Аллан как можно быстрее выздоровеет или упокоится с миром".
Версия, которой отдается предпочтение, может сбивать с толку. Но порой она может оказаться полезной. Пустота, в которую в последние часы погрузилось сознание Аллана, бездетного вдовца, часы, которые он, по-видимому, провел дома в одиночестве, его неожиданное выздоровление, обнаруженное случайно двумя агентами лондонской полиции, находившимися в госпитале, куда 30 июня был срочно доставлен Аллан, легочное кровотечение, не имеющее видимых клинических поводов, – все это свидетельствует лишь о том, что тайна вокруг истории британского шпиона сгущается. Война шпионов отвела стрелку истории на 20 лет назад и вернула Лондон во времена мрачных шпионских операций эпохи холодной войны.
Непривычно подробно MI-5 рассказала на своем официальном сайте о характере и масштабах русского наступления на жизненно важные центры Сити, назвав его третьим по уровню опасности после каидистского и иранского. "Угроза внутреннего шпионажа, – говорится в коммюнике, – не исчезла с крахом советского коммунизма. Согласно нашим оценкам, в настоящее время по меньшей мере 20 иностранных спецслужб работают в Соединенном Королевстве и против Соединенного Королевства, среди них наибольшую обеспокоенность вызывает деятельность российских и китайских разведок. Число русских шпионов достигло уровня времен СССР".
Речь идет о трех десятках шпионов, если судить по информации, переданной премьер-министру директором MI-5 Джонатаном Эвансом. Армия теней, перед которой меркнут воспоминания о единственном резиденте КГБ, находившимся в Лондоне в 1991 году, в год распада Советского Союза. Эта армия сегодня способна оттянуть на себя то, что остается от ресурсов MI-5, не мобилизованных на превентивную борьбу с исламским радикализмом, и продемонстрировать несоответствие современным условиям бюджета британских спецслужб, увеличившегося за последние три года на 65%, до 2 млрд фунтов стерлингов.
Впрочем, сообщает квалифицированный источник в британской разведке, "эскалация российского присутствия началась, конечно же, не сегодня, а в 2002 году, в связи с конкретным планом Путина. И с того момента, когда Москву стали подозревать в организации убийств на лондонских улицах, нет никаких оснований полагать, что она не станет заниматься этим впредь". Тем более сегодня, после того как Дума приняла закон, санкционирующий убийства агентами спецслужб за пределами Российской Федерации.
В своем офисе-крепости Knightsbridge Борис Березовский говорит: "Война шпионов в Лондоне развернулась совсем не случайно. Только глупцы могут думать, что она может иметь дипломатические последствия. Мне говорят, что Медведев лишь пожал плечами, когда Браун в Токио посетовал на то, что в Лондоне находится слишком много русских шпионов. Потому что правда заключается в том, что Москва знает только один язык, язык превосходства, и она разыгрывает решающую партию, чтобы утвердить свою гегемонию. У этой партии есть два стратегических приоритета: контроль над источниками энергетического сырья – газом и нефтью – и защита огромных российских капиталов, которыми каждый день ворочает лондонская финансовая система. Это борьба между демократией и тоталитаризмом. Между рыночным капиталом и криминальным капиталом".
Это точная информация, имеющая немало подтверждений.
Первое. "Газпром" находится в одном шаге от реализации и полного контроля над двумя азиатскими трубопроводами, которым Западная Европа будет обязана в будущем своим выживанием. British Petroleum (BP), одна из крупнейших нефтяных компаний в мире, зажата в тиски русскими акционерами, которые вошли в капитал компании (так же, как стали акционерами Shell) и теперь намереваются прибрать к рукам совместное предприятие, созданное вместе с ТНК, российской компанией, которая сегодня способна обеспечить четвертую часть мирового производства самой BP с чистыми доходами в 5,7 млрд долларов.
Второе. Кремль пребывает в большой тревоге из-за решений, принятых в июне гражданским судом Лондона, которые впервые создают угрозу состояниям двух людей, важных для Владимира Путина. Это Олег Дерипаска и Роман Абрамович. У Дерипаски Михаил Черной, бывший партнер и стальной олигарх, требует компенсации в размере 4 млрд долларов. Борис Березовский требует от Романа Абрамовича возмещения такой же суммы – как говорит сам Березовский, "за финансовый грабеж и вымогательство", которым он подвергался в России, когда Путин ввел новую стратегию альянсов в Кремле. Как по первому, так и по второму иску лондонское правосудие объявило о своей правомочности, установив прецедент, который делает уязвимыми капиталы, вложенные Москвой в банки Лондона.
Сидя за столом в Harvey Nichols на Sloane street, неподалеку от Millennium Hotel, где ее муж Александр пил отравленный чай, Марина Литвиненко качает головой, а ее глаза наполняются слезами. "Я продолжаю задаваться вопросом, зачем надо было убивать Сашу. И когда я вспоминаю последние месяцы его жизни и сопоставляю с тем, что произошло в последующие месяцы, то думаю, что не ошибаюсь в своих предположениях: он был убит из-за своей работы, связанной с выяснением криминального происхождения российских капиталов, осевших с благословения Кремля в Англии, а также в Испании. Я спрашиваю: кому в действительности принадлежат деньги Дерипаски? А деньги Абрамовича? Я слышала, как Дерипаска говорил, что готов вернуть Кремлю свои богатства. Это означает, что они ему не принадлежат? Тогда чьи же они? Кто же влез в самое сердце финансовой столицы Запада? Это и есть "большая игра", из-за которой был отравлен Саша, был заражен Лондон и очень скоро будет захвачен Запад, если Запад откажется что-либо замечать?"
Марина Литвиненко говорит, что русская община (300 тысяч человек, в большинстве своем проживающих в Лондоне) знает, что шпионят за каждым шагом русских на Темзе. "На улицах Лондона доверяться собеседнику, родившемуся в твоей стране, который говорит с тобой на твоем же языке, стало очень рискованным поступком". И это не пустые слова. Такого мнения придерживается и Алекс Гольфарб, еще один враг, имя которого находится на верхних строчках списка эмигрантов, неугодных Кремлю.
"В "большой игре", – говорит он, – слишком высоки ставки, чтобы пребывать в иллюзии, что других жертв не будет. Прошлым летом в Лондоне должен был умереть Березовский, и человек, который должен был его убить, выявленный именно MI-5, рассказывает о своих хозяевах". Чеченский преступник, некий Атлангериев, уже использовался российскими спецслужбами для ликвидации противников режима. "Кремль Путина использовал чеченцев, чтобы убить Политковскую, для совершения терактов в Москве в 1999 году, для убийства Березовского. Настоящие чернорабочие, такие же, каких использует для совершения убийств коза-ностра. И они, не колеблясь, будут совершать другие убийства".
В логовище шпионов на берегах Темзы возникает всего лишь один вопрос: кто будет убит следующим? Где, когда и как?