Дэн Хинд
Хотите верьте, хотите нет, но нас окружают заговоры
На этой неделе Чарли Брукер получил большое число откликов на свою статью о теории заговоров в целом и в связи с терактами 11 сентября 2001 года в частности. Общее число комментариев перевалило за 1700. Брукер полагает, что теории заговоров тешат тех, кто находит реальность слишком унылой и сложной, если она не приукрашена тайным планом: "Стоит вам только поверить в теорию заговора, как вы тут же становитесь членом группы, владеющей закрытой информацией, ваше ощущение власти и достоинства слегка повышается, и в этом сложном мире появляется больше смысла".
Брукер пытается объяснить желание публики поверить в теорию заговоров философскими терминами. По своим взглядам он очень близок жесткой рационалистке Мелани Филлипс, которая полагает, что в условиях отсутствия религии теория заговора удовлетворяет "нашу насущную потребность упорядочить хаос".
"Заговорщическое" видение мира имеет свои плюсы. Как и видение Брукера. Есть определенное удовольствие и драматизм в утверждении, что миром правят случайность и ошибка, и все вещи являются примерно тем, чем они кажутся. Вы можете гордиться своей уравновешенностью, тем, что вы не прислушиваетесь ко всем их россказням про тайные символы и общества. Вы научились жить без волшебства. Вы говорите: "Я не верю в теорию заговора, связанного с терактами 11 сентября", тем самым давая всем понять, что вы скептик и рационалист. Как у теории заговоров, так и у теории хаоса есть свои психологические преимущества.
Наше стремление развивать теории заговоров, несомненно, зиждется на нашем собственном жизненном опыте. Двадцатилетний молодой человек, у которого вся жизнь впереди, с большей охотой окунется в атмосферу тайн, окружающих смерть Джона Кеннеди, чем успешный обозреватель за тридцать.
Но не об этой речь. Заговоры происходят повсеместно, вне зависимости от того, склонны мы верить в них или нет. Возможно, кому-то приятно думать, что ЦРУ обдумывает планы свержения неугодных иностранных режимов. Но это так и есть. Допустим, ЦРУ не имеет никакого отношения к свержению гватемальского лидера Джакобо Арбенса в 1954 году или президента Чили Сальвадора Альенде в 1973 году, но нельзя же искать руку ЦРУ повсюду.
То, что произошло 11 сентября, в конце концов, фактический вопрос, вне зависимости от того, что подсказывает нам наше видение мира. Истинного организатора теракта определить так же сложно, как и все прочее в мире международного терроризма и шпионажа.
Лично я понятия не имею, что произошло, потому что имею не больше представления о том, как работают причинно-следственные связи между бизнесом, разведкой и политикой, чем о планах гроссмейстеров за шахматной доской.
Теракты в США 11 сентября 2001 года стали частью цепи событий, связанных с нефтью, наркотиками, деньгами, организованной преступностью, империализмом, действующими институтами власти и нами самими. А также с религией и снова с огромными деньгами.
Кажутся разумными заявления о том, что любое объяснение, отличное от официальной точки зрения, фантастично, так как предполагает наличие сотен молчаливых убийц в кабинетах. Но эти заявления предполагают, что мы знаем, как устроен этот мир, хотя в действительности мы не знаем этого.
Теракты 11 сентября, конечно, могли быть делом рук небольшой группы террористов – но этого не знаю ни я, ни Чарли Брукер.
Основная теория заговора, связанного с терактами 11 сентября 2001 года, редко упоминается такими авторами, как Брукер и Филлипс. Перед вторжением в Ирак Белый дом делал все возможное, чтобы связать Саддама Хусейна с Аль-Каидой. Это параноидальная идея могла возникнуть в результате работы группы очень опытных и старательных специалистов.
Они занимались секретной деятельностью с целью манипуляции мнением американской и мировой общественности. Результаты их деятельности мы наблюдаем по сей день. Вот вам пример истинного заговора, который приводится для продвижения "ложной" теории заговоров. Функционеры психологической войны Белого дома были, безусловно, профессионалами высшей категории. Я не сомневаюсь, что они знали, как вести себя обществе, и любили свою работу. Они также помогли создать почву для развязывания незаконной войны, во время которой погибли более полумиллиона людей. Такова теория заговора 11 сентября в действии. Не важно, к какой категории людей относитесь вы, являетесь ли вы холодным рационалистом или ищите смысл в неведомых мирах, но американским агентам удалось настроить общественное мнение на военный лад.
Те же деятели ныне изо всех сил стараются убедить нас в том, что Иран представляет огромную угрозу для миролюбивых наций. Так что нет ничего удивительного в том, что люди – разумные и хладнокровные – готовы поверить в существование хитроумных заговоров, а также в то, что они сами являются важнейшими двигателями событий.
А пока отдельные элементы в американском государстве зондируют почву для развязывания новой войны на Ближнем Востоке, Мелани Филлипс и Чарли Брукер продолжают обдавать презрением иррационально настроенную публику – которая немного склонна к паранойе, что не удивительно в нынешних обстоятельствах.