Джейн Макартни
Г-н Дуань в затруднении. Ему нужен лак, чтобы закончить отделку шкафчиков, вырезанных им из вяза и орехового дерева, но поставки сокращены, а цены стремительно выросли из-за запрета на транспорт, работающий на огнеопасных жидкостях – таковы требования олимпийской системы безопасности.
"В Пекин поступает очень мало лака, так что мне приходится поднимать цены, и покупателей все меньше", – сетует плотник.
Однако, поскольку одна из суровейших операций по безопасности, проводимых в Китае, нацелена на то, чтобы Олимпийские игры прошли без помех, г-н Дуань не в обиде: "Что тут делать? Так уж обстоят дела".
Подобные чувства можно встретить по всему Пекину, поскольку вчера формально вступил в силу ряд новых правил. Самое масштабное из них – ежедневное удаление с улиц города половины из его 3,3 млн автомобилей: машин с четными номерами по четным дням, а с нечетными – по нечетным.
В эти выходные для удовлетворения спроса на транспорт были открыты три новые линии метро – на месяц позже, чем планировалось, но все еще вовремя для того, чтобы ввести запрет на пользование автомобилями. Для тех, кому придется отказаться от своей машины, а также для посетителей, которые приедут в места проведения Олимпийских игр, разбросанные по городу, предусмотрен также ввод в эксплуатацию 4 тыс. новых автобусов.
Вчера владельцы мобильных телефонов получили текстовые сообщения, предупреждающие их об опасности со стороны карманников: те постараются воспользоваться преимуществами, которые предоставит им переполненный сверх обычного транспорт. Чтобы облегчить давление на транспорт, для рабочего времени придется придумать новый график.
Все это задумано как часть кампании по очистке грязного воздуха столицы Китая перед Олимпийскими играми. Более 150 объектов, на которых ведутся высокотоксичные земляные и строительные работы, остановлено на два месяца, а пять "на всякий случай" оставлены в действии. В Тяньцзине, портовом городе к востоку от Пекина, где находятся олимпийские футбольные квалификаторы, закрыто 40 фабрик. В Таншане, одном из центров тяжелой промышленности к северо-востоку от Пекина, закроется около 300 фабрик.
Одна из угроз, которых китайские власти боятся больше всего, – это угроза атак террористов, поэтому меры безопасности и меры по соблюдению общественного порядка приняты на самом высоком уроне. Жители Пекина получили инструкцию по борьбе с террористами, предупреждающую их о том, что в случае захвата в качестве заложников им следует вести себя спокойно, не пытаться сопротивляться, а по возможности передать полиции соответствующее текстовое сообщение. В инструкции описаны потенциальные угрозы – взрывы, стрельба и даже химические и ядерные атаки.
Владельцам кафе и ресторанов приказано убрать с тротуаров столики для внешнего обслуживания; живая музыка и танцы не разрешаются без специального удостоверения, а зонтики запрещено раскрывать на плоских крышах как уродующие вид города зрелища. Город уже превратился в море цветов. Красные, желтые и розовые цветы стоят вдоль дорог и улиц, являя собой буйство красок. Рабочие вчера устанавливали на площади Тяньаньмэнь краны и леса, превращая обычно свободное пространство в огромное количество цветочных украшений, представляющих собой миниатюрную копию Птичьего гнезда – Национального стадиона.
Чиновники столь полны решимости произвести впечатление на ожидаемые 450 тыс. зарубежных посетителей и 5 млн местных зрителей, что стараются ввести запрет на плевки, сор и курение общественных местах. Даже парикмахерам велели не вывешивать полотенца для сушки за пределы парикмахерских.
Возможно, г-н Дуань не получит свой лак. Американская писательница Джен Линь-Лю не может получить свою только что напечатанную кулинарную книгу "Служение людям: путешествие по Китаю с обжаркой в масле". Ее конфисковали на таможне, опасаясь неких неприятных последствий.